Смекни!
smekni.com

История таможенных органов России в 12-17 веках (стр. 4 из 11)

Кончились переговоры с англичанами, но на их место явились французы с теми же требованиями. Еще в 1615 году царь отправил во Францию своего посланника с объявлением о своем восшествии на престол и просьбою о помощи против поляков и шведов. Король Людовик ХIII отпустил посланника ни с чем; но осень 1629 года приехал в Москву в первый раз французский посол Курменен с предложением союза и просьбою о дозволении французским посадским купцам ездить в Персию через Московское государство.

"Его царское величество, - говорил Курменен, - есть начальник над восточною страною и над греческою верою, а Людовик ХIII, король французский, начальник в южной стороне, и когда царь будет с королем в дружбе и союзе, то у царских недругов много силы будет, ибо император немецкий с королем польским заодно, так и царю нужно быть заодно с королем французским; что король французский и его царское величество везде славны, изъявлял что таких великих и сильных государей нет; подданные их во всем им послушны, не так как англичане и брабантцы - что хотят, то и делают, покупают самые дешевые товары в испанской земле и продают русским дорогой ценой, чего не будут делать французы"[38]. Несмотря, однако, на эти обещания, бояре отказали послу в персидской торговле, говоря, что французы могут покупать персидские товары у русских купцов. Такой же отказ получили голландские и датские послы.

До конца XVI в. внутренний рынок Русского государства оставался слаборазвитым, товарность экономики отличался низким уровнем. Несмотря на определенные успехи в кожевенном деле, метало- и деревообработке и речном судостроении, в городах отсутствовал целый ряд промышленных отраслей: совершенно не развивалось сукноделие, отставало литейное производство. В хозяйственном отношении страна представляла как совокупность все еще недостаточно связанных между собой местных рынков и не испытывала значительной нужды в международном товарной обмене. Только небольшое число товаров, удовлетворявших требованиям привилегированных слоев населения или которые не могли быть на Руси за отсутствием материала (например, предметы из металла), в небольшом количестве ввозилось из-за границы.

Тем не менее во второй половине XVI в. заметно увеличилось число товарообменных операций, захвативших как землевладельческие верхи, и мелких производителей-крестьян. В сельской местности и не больших городах появились многочисленные торжки и ярмарки, которые обслуживали в первую очередь местные районы, страна покрывалась больших и мелких рынков сырья и деревенских ремесленных дел.

Главное средоточение русской внутренней и внешней торговли в XVI в. находилось в Москве, по-прежнему поражавшей иностранцев обилием и разнообразием привозимых товаров. Самое торговое время в русской столице приходилось на зиму, в особенности для тех, кто приезжал из Литвы, потому что в летние месяцы техническое состояние торгового пути через Смоленск было просто ужасным. Торговля в Москве была в основном сосредоточена в Китай-городе где издавна находился городской торг. Вдоль Красной площади перед Кремлем тянулись ряды, в каждом из которых торговали каким- нибуть одним товаром. Основные магистральные улицы Китай-города (Никольская, Ильинка и Варварка) были заполнены торговыми помещениями. Здесь же находились Гостиные и Купецкий дворы для приезжих купцов а неподалеку от них- Устюжские,Английские, Армянский и Литовский гостиные дворы.

Постоянный торг (или ярмарка) был в Белоозере- перевалочным торговом пункте между Новгородом и Северо-Востоком России. Туда съезжались купцы из Твери, Новгорода и других городов, а также из окрестных монастырей, имевшие в то время значительные обороны. В свою очередь белозерские торговцы производили значительные закупки беломорской соли, которую перепродавали приезжим купцам. В XVI в. не только сам город, но и прилежащие к нему селения начала приобретать торговый характер.

Из городов Волжского бассейна крупнейшими торговыми центрами в первой половине XVI в. были Ярославль, Нижний Новгород и Балахна. В Ярославле широко торговали салом, хлебом, воском и кожами.

Во второй половине XVI в. Московская торговля выдвинула сравнительно немного крупных оптовых торговцев или заводчиков, специализировавшихся на каком нибуть одном торговом деле. "Даже очень крупный московский купец стремился захватить в свои руки самые разнообразные предметы торговли, старался закупать где можно было и что можно было повыгоднее, старался ничего не держать на складе, как можно скорее пускать в оборот. Оттого почти и не было фирм, торговавших тем или другим определенным товаром" [38].

Важно подчеркнуть, что в торговой деятельности принимало участие не только городское население, но и другие элементы общества: крестьяне, служилые люди, светские и церковные землевладельцы и т.п. В каждом крупном городе и даже во второстепенном торговом пункте непременно находился гостиный двор, а то и не один. На недолжны были останавливаться, складывать свои товары и торговать все приезжие торговцы, исключая тех, кто привозил незначительное количество товара. На гостином дворе всегда стояли избы, где за определенную плату купцы могли получить ночлег и пользоваться столом; "размер платы, а иногда также и обязательные для дворника кушанья определялась особыми уставными грамотами" [13]. Сама торговля происходила в небольших помещениях: лавках (4-кв.саж.), полулавках, в четвертях лавок, даже в восьмых. Поэтому даже крупные оптовики отличались от мелких торговцев лишь тем, что имели в одном и том же городе иногда по 10-20 лавок. А.П. Пронштейн отмечал такую особенность русской отпускной торговли, как отсутствие специализации торговцев на определенных видах товаров[38].

В рассматриваемый период таможенные и кабацкие сборы были важнейшей статьей денежных поступлений в казну. В конце XVI в. казна составляла 1430000 р.(без учета дохода, вносимого в казну мехами из Сибири, Печоры и Перми). При этом Москва платила 12 000 р. пошлинных денег, Псков-12000, Казань-11000, Смоленск-8000, Нижний Новгород-7000, Новгород Великий-6000, Вологда-2000, Кострома-1800, Ярославль-1200, Торжок-800, Тверь-700 р.

Торговые отношения с европейскими странами -в начале XVI в. произошло оживление европейской торговли России, стремившейся к расширению прямых торговых контактов и созданию благоприятных условий для торговли с европейскими странами, минуя посредничество Ганзы.

В рассматриваемый период Россия продолжала вывозить воск и пушнину, однако в структуре экспорта происходили серьезные изменения. Традиционные экспортные товары постепенно вытеснялись кожей, салом, ворванью, льном и пенькой- продуктами сельского хозяйства и поташом- продуктом лесопереработки. Одновременно в ливонские города из России вывозились ремесленные изделия: железные сошники, косы, топоры, гвозди, жесть, хомуты, рукавицы, свечи, синяя крашенина, мыло и т.д. Хлеб и лес еще не фигурировали в числе товаров свободного рынка и не продавались за границу.

В привозе фигурировали сукна фландрского, английского и немецкого происхождения, камка красная и лазоревая, бархат, атлас красный, бумага итальянского и французкого производства, сера, квасцы, нефть, краска, мыло, лекарства, сельдь, мед, вино, орехи, специи и т.д.

В 1514 г. Ганза и новгородские наместники Василия III подписали договор о возобновлении торговых связей, содержавший ряд взаимных уступок. В частности, снимались ограничения на поставку в Новгород серебра и военных материалах: немецким купцам разрешалось торговать. А также говорилось что во внутренних областях Русского государства почти не встречали иноземных конкурентов, везде пользовались большим доверием русских купцов, которые охотно предлагали им свои твары, "зная их как хороших покупателей и исправных плательщиков".

Таким образом, отмечаем что внешняя политика России, направленная на расширение внешнеторговых связей, проводилась в интересах отечественного купечества, причем активизировалась начиная с 16 века, когда происходит оживление европейской торговли, а также развивается внутренний рынок.


2.2 Таможенные органы России в 12-17 веках

Особенности развития в XII-XVII веках торговли и таможенного дела России определялись татаро-монгольскими завоеваниями на территории Руси и последующим формированием централизованного, служилого, самодержавного-бюрократического государства с его обширным казенным хозяйством, запутанной финансовой системой, включавшей множество различных податей и сборов, денежных и натуральных внешних и внутренних прямых и косвенных, с продажи товаров или только за их привоз. Аппарат по сбору пошлин становился все более централизованным, а таможенное уложение – регламентированным [13].

В XIV-XVII в. органами центрального управления выступали приказы (специально учрежденные). Казна могла состоять "из нескольких заведений, закрепленных, за соответствующих дьяками каждый из которых имел свой объект хранения и ответственность и подчинялись казначею, как главе ведомства"[38]. Именно казна силу своих функции стала колыбелью приказного аппарата нового русского государства. К хранению казны великого князя также были причастны Дворец и другие ведомства.