Смекни!
smekni.com

Билеты по теории государства и права 100 (стр. 18 из 49)

Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят своей задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

Организация и деятельность различных партий в истори­ческом ракурсе оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с государством, его институтами.

По участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет власть, главным образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты.

В некоторых обществах длительное время независимо от партийного влияния формируется и функционирует аппарат мини­стерств, других органов управления, но руководители этих министерств, других органов управления назначаются по партийной принадлежности в зависимости от того, какая парламентская партия пришла к власти. В других обществах происходит повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная партия. В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата.

44. Государство и церковь.

История знает теократиче­ские и светские государства, воинственно-атеистические и конфес­сионально-плюралистические, соответственно и разные политиче­ские системы.

Многообразие конкретно-исторических религиозно-духовных состояний общества позволяет в рамках теории государства сфор­мулировать лишь несколько общих, но важных выводов, необходи­мых для понимания взаимодействия государства и церкви в рамках политической системы.

Как правило, политические системы большинства обществ особенно на современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государ­ственную жизнь, в политику. В_таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы, секуляри­зации политики и автономии-религии. Однако так происходило лишь в нормально функционирую­щих либерально-демократических политических системах.

В тоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями, гонения на них, репрессии. Taкие политические системы пытались использовать церковь для своих целей. Воинственно-атеистические системы, в свою очередь, пытались применить и применяли открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества.

А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например ислам напротив религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционировании государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.

В этих обществах взаимоотношения государства и религиоз­ных образований весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.

В целом, конечно же, церковь во многих обществах, как пра­вило, - это все же практически и фактически важный элемент поли­тической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч.2 ст. 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения отделены от госу­дарства и равны перед законом». Статья 1 Билля о правах США гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относяще­гося к установлению религии или запрещающего свободное испове­дание оной...».) Вместе с тем и в таких системах отдельные полити­ческие контакты между государством и церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными и значимыми.

45. Политическая система современного российского государства: основные черты

Политическая системаэто совокупность взаимодействую­щих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначе­нием этого многомерного образования является обеспечение це­лостности, единства действий людей в политике.

В литературе отмечается, что политическая система представ­ляет собой диалектическое единство четырех сторон:

1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);

2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, не­которые нормы морали и т.д.);

3) функциональной (методы политической деятельности, со­ставляющие основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, прежде всего гос­подствующая в данном обществе идеология).

Поддерживая такой подход к представлению о составе поли­тической системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политических и правовых норм, поли­тической структуры, политической деятельности, политического сознания и политической культуры.

1. Политические и правовые нормысложившиеся или уста­новленные правила поведения, способы регуляции политических от­ношений, существующие и действующие в виде конституций, ко­дексов, уставов, программ партий, политических традиций и про­цедур. Политические нормы и возникающие на их основе отно­шения называются политическими институтами.

2. Политическая структурасовокупность политических, госу­дарственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторо­ну отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть связано к двум основным типам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к полити­ческим партиям); 2) учреждения, организации, которые характе­ризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и созда­ются (органы управления, политические партии, учебные заведения).

Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, и только такие, которые берут на себя выполнение ее специфи­ческих функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом. Особенность государства именно в том и состоит, что оно представляет собой прежде всего совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на основе правовых актов.

3. Политическая деятельностьразнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразо­вание и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

4. Политическое сознание и политическая культура. Под поли­тическим сознанием имеется в виду многообразие проявлений ду­ховности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношении. В политическом сознании выделяются два уровня орга­низации: концептуальный— политические теории, доктри­ны, программы, учения; обыденный — несистематизирован­ные представления о политике, традициях, нормах поведения.

Политическая культураэто система ценностей, политичес­ких идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отноше­ний. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга.

46. Происхождение права.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во мно­гом аналогичны причинам, породившим государство. Одна­ко между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами госу­дарства. Вековые, проверенные многими поколениями обы­чаи расценивались как данные свыше, правильные и спра­ведливые и нередко назывались "право", "правда". Наибо­лее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая обще­социальные традиции обычного права, в своих законах пы­тались поддерживать начала социальной справедливости:

ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли спра­ведливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц, рефор­мах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциаль­ных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.