Смекни!
smekni.com

Возникновение и развитие феодального государства и права (стр. 6 из 18)

Каролина выделяет также покушение на преступление, соучастие (подразделялось по соучастию до совершения преступления, во время совершения преступления, после его совершения), неосторожность, необходимая оборона и т.д.

В основу системы показаний в Каролине положен принцип устранения. Предусматривались: 1) смертная казнь; 2) членовредительские и телесные наказания; 3) позорящие наказания; 4) изгнание из страны; 5) штраф как основное наказание и дополнительные (сопутствующие тюремным заключением, терзание раскаленными щипцами, выставление у позорного столба, волочение к месту казни и прочие).

Выделялись смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. К исключающим вину относились отсутствие умысла, малолетний возраст (до 14 лет), исполнение служебного долга. К отягчающим относились характер причиненного вреда, преступления против особ высшего положения, повторное преступление (рецидив).

Процесс по Каролине делился на две стадии: предварительное расследование и судебное разбирательство.

Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый - оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был "возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки".

Обвинение было возможно и от лица государства судьей. В таких случаях следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Для получения признания применялась пытка. Свидетельские показания считались полными, если были даны не менее чем двумя свидетелями^ ОСОБЕННОСТИ ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА АНГЛИИ

Источники права. В раннефеодальных государствах, возникших на территории Британии, основным источником права был обычай. В некоторых были изданы сборники обычаев с включением норм, законодательно утвержденных государственной властью. Это - Правда Этельберта, Правда Инэ, Законы Кнута.

После норманнского завоевания старые англосаксонские обычаи, носившие местный, территориальный характер продолжали действовать. Но в дальнейшем развитие английской правовой системы пошло по пути преодоления партикуляризма и созданию общего права для всей страны. Особую роль в этом процессе сыграли разъездные королевские судьи. При рассмотрении дел на местах разъездные королевские судьи руководствовались не только законодательными актами королей, но и местными обычаями и практикой местных судов. Возвращаясь в свою резиденцию, они в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы права. Так постепенно из практики королевских судов сложились единообразные нормы права, так называемое "общее право". Начиная с XIII века в королевских судах стали составлять протоколы судебных заседаний, "свитки тяжб", которые потом сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип "общего права": решение вышестоящего суда, записанное в "свитки тяжб", является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Этот принцип стал называться судебным прецедентом.

Начиная с XV века в Англии формируется так называемое "право справедливости". В случае, если кто-либо не находил защиты своих нарушенных прав в судах "общего права", он обращался к королю за "милостью" разрешить его дело "по совести". С возрастанием таких дел был учрежден суд канцлера ("суд справедливости"). Судопроизводство осуществлялось канцлером единолично и в письменной форме. Формально канцлер не руководствовался никакими нормами права, а лишь внутренним убеждением, вместе с тем при вынесении решений он использовал принципы канонического и римского права. "Право справедливости" дополняло общее право, восполняло его пробелы. "Право справедливости" так же базировалось на принципе прецедента.

Источником английского феодального права являлись также статуты, законодательные акты центральной власти. Совокупность заключительных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название статутного права.

"Общее право", регулировавшее вопросы, связанные с феодальным свободным держанием, выделяло два вида свободных держателей: ^непосредственно от короля - баронии, которые предоставлялись "головным держателям" и 2) свободные рыцарские держания от "головных держателей", И те и другие в равной мере были вассалами короля.

С точки зрения правомочий собственника, "общее право" выделяло три категории держателей: 1 ) Держание "фри-симпл" - которым можно владеть и распоряжаться, и лишь при отсутствии наследников оно возвращалось сеньору как выморочное имущество. 2) Условные земельные владения. 3) Заповедные держания - держания, которыми нельзя было распоряжаться и которые переходили по наследству только нисходящему родственнику, обычно старшему сыну (принцип майората).

В Х11-Х111 вв. возникает институт доверительной собственности (траст), по которому одно лицо передает имущество другому с тем, чтобы получатель, сделавшись формально его собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию.

Правовое положение крестьянского надела. Лично зависимые (крепостные) крестьяне получили наименование вилланов. Виллан не мог иметь никакого имущества, которое не принадлежало господину. За право пользования наделом вилланы должны были нести различные повинности. Различались полные вилланы, чьи повинности были не определены и устанавливались феодалом произвольно и "неполные вилланы", чьи повинности были точно фиксированы, феодал не мог их повысить или согнать с земли. Они имели право судиться со своим господином в королевских судах.

Со временем возникает новая форма крестьянского землевладения -копигольд. Копигольд - это крестьянское владение землей на основе обычая феодального поместья (манор), предоставляемое крестьянину (копигольдеру) путем выдачи ему выписки из протокола манориального суда, подтверждавшей его право владения участком. По своей природе копигольд носил характер наследственной аренды.

Существовали в Англии крестьянские земли, свободные от повинностей в пользу феодалов, - фригольды.

Семейное право. Заключение брака и отношения между супругами регулировались каноническим правом.

Имущественные отношения регулировались "общим правом". Приданое, приносимое женой, поступало в распоряжение мужа. Он мог владеть и пользоваться недвижимым имуществом жены и после смерти жены, если у них были общие дети. В случае бездетности имущество жены после ее смерти возвращалось ее отцу или его наследникам. Жена не имела права заключать договора, совершать сделки, выступать в суде без согласия мужа. Наследование феодальных держателей происходило на основе майората. Остальное имущество делилось на три части: 1/3 шла жене, 1/3 детям и 1/3 церкви.

Уголовное право и процесс. С XIII в. в Англии закрепилось деление на три группы преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление) и мисдиминор (проступки). Раньше всего выработалось понятие "фелония" - убийство, поджог, изнасилование, разбой. Основным наказанием за фелонию была смертная казнь.

В XIV веке тризн стал разделяться на "великую измену" - покушение или убийство короля или членов его семьи, изнасилование королевы, дочери короля, жены сына короля, восстание против короля, подделка королевской печати, монеты, ввоз в страну фальшивых денег, убийство канцлера, казначея, королевского судьи - и "малую измену", какой считалось убийство слугой господина, женой мужа, мирянином или клириком прелата. За измену предусматривалась смертная казнь с конфискацией имущества. Все остальные преступления относились к категории мисдиминор, наказание за них не сопровождались смертной казнью.

В XIII-XIV вв. в Англии укрепляется суд присяжных как при рассмотрении уголовных, так и гражданских дел.

ВИЗАНТИЯ

Византийская империя была централизованным государством. Во главе государства стоял император. В его руках находилась законодательная, исполнительная и судебная власть. Император распоряжался не только светскими, но и церковными делами, созывал церковные соборы, назначал высших должностных лиц церкви. Церковь играла в Византии весьма важную роль. Константинопольский патриарх был вторым лицом в государстве после императора и оказывал большое влияние на политическую жизнь в стране.

По учению византийской (православные христиане) церкви император получил свою власть от бога, его личность считалась священной.

В Византии не было определенного порядка престолонаследия. Формально считалось, что императора избирает сенат, армия и "народ" в лице своеобразных партий. Кроме того, в ряде случаев требовалась его коронация патриархом. Но очень часто различные группировки господствующего класса и армия совершали дворцовые перевороты и убивали императоров, чтобы посадить на престол своего ставленника.

При императоре существовал постоянный совещательный орган - сенат, или синклит. Сенат обсуждал вопросы внешней и внутренней политики, рассматривая законопроекты, которые после утверждения императором получали силу закона, назначал высших должностных лиц, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам. Однако в политической жизни решающей роли сенат не играл. А в правление императора Льва VI (886-912 гг.) у сената в пользу императорской власти было изъято право рассматривать законопроекты и назначать высших должностных лиц империи.