Смекни!
smekni.com

Возникновение и развитие феодального государства и права (стр. 9 из 18)

Развитие права у южных и западных славян проходило в целом на основе обычного права, но под большим влиянием зарубежных источников. Если на южных славян определяющее влияние оказало византийское право, то на западных славян, в Польше и Чехии, преобладающее, влияние оказало германское городское и каноническое право.

ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СТРАНАХ ВОСТОКА

Одним из крупнейших феодальных государств средневековья был Арабский Халифат. Образованный в результате арабских завоеваний он охватывал огромные территории Ближнего и Среднего Востока, Северную Африку и часть Европы. Особенностью государственного строя было то, что глава государства - халиф объединял в своих руках духовную (имамат) и светскую (эмират) власть.

Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право - шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран - священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна -сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащая предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне, фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

Согласно мусульманскому праву действия каждого лица определяются как: 1) строго обязательные, 2) желательные, 3) разрешаемые, 4) нежелательные, но ненаказуемые, 5) запрещенные и строго наказуемые.

Ислам выделил ряд главных защищаемых ценностей: религия, жизнь, разум, продолжение потомства и собственность.

В соответствии с посягательством на эти ценности и характером наказаний преступления делятся на:

1) преступления против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания;

2) преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные наказания;

3) преступления и правонарушения, наказания по которым строго не установлены и право выбора наказания предоставляется суду.

Другой системой традиционного права, которое получило широкое признание, было индусское право. Так же, как ислам, индуизм обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных догм, и к определенному пониманию мира. Это понимание предполагает особую общественную структуру и особый образ жизни. Согласно индуизму, все люди с момента рождения разделены на социальные иерархические категории (касты, варны), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей.

Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых шастры. Согласно индуизму, поведение людей определяется тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. Соответственно выделяется и 3 вида шастр: дхарма - учит людей, как вести себя, чтобы быть угодными Богу; артха - учит как разбогатеть и специальному искусству руководить; 3) кама - учит удовольствиям.

Индуизм признает за дхармой ее стержень - комплекс обязанностей, соблюдение которых обязательно для всех, кто не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире.

Дхармы изложены в специальных трактатах - дхармашастрах. От дхармашастр неотделимы и нибандхазы, которые являются как бы комментариями дхармашастр. Цель нибандхаз - разъяснить часто неясный смысл дхармашастр, сделать их понятными, разрешить явные противоречия между ними.

Развитие средневекового Китая, его государственное и правовое устройство в значительной мере определялось господствующей идеологией конфуцианства.

Ячейка общества - это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само государство должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Обязанностью жителей было строгое исполнение норм, соответствующих статусу. Суд не был отделен от администрации. •

Попытка преодолеть идеологию конфуцианства связана со школой легистов, возникшей еще в III в. до н.э. Согласно их представлениям, власть должна основываться не столько на добродетели правящих (правлении людей), сколько на подчинении закону (правлении законов). Легисты настаивали на необходимости постоянно действующих законов, которые правитель должен знать, а подданные исполнять. Но их идеи остались чуждыми большинству населения Китая.

Китайские кодексы феодального периода содержали лишь административные предписания или нормы, относящиеся к уголовному праву; гражданско-правовые правила попадали в них лишь тогда, когда нарушение норм обычая влекло уголовные санкции,

Развитие государства и права средневековой Японии носило в значительной степени самобытный характер, хотя и испытало определенное влияние материкового Китая. Первые памятники японского права появились в эпоху Тайка, начавшуюся в 646 г. В этот период было введено периодическое распределение принадлежащих государству рисовых полей в зависимости от числа едоков и строгое деление общества на "ранги". Обязанности каждого "ранга" уточнялись в юридических сборниках "рицу-ре". Эти сборники включали репрессивные нормы (рицу) и административные нормы (ре).

С IX века в Японии начинает развиваться система сеньории (се) -неприкосновенного владения, освобожденного от налогов. Она превращается в крупное феодальное владение с суверенной судебной властью.

Развитие системы сеньории привело к появлению в конце XII в. нового феодального режима. Император был лишен реальной власти, она перешла в руки военной касты (букэ, самураи). Непосредственное управление осуществлял сегун, представитель наиболее сильного феодального рода. Нормы рицу-ре постепенно перестали применяться, продолжало действовать лишь личное право букэ.

В XIV веке была введена единообразная структура населения, основанная на строгой иерархии, исключавшей даже мысль о правах низших в отношении высших. Между представителями класса рыцарей отрицалась возможность заключения договоров и установления правовых обязательств; тем более она отрицалась во взаимоотношениях между помещиками и земледельцами.

Существовал целый комплекс норм (гири), регулировавших поведение людей во всех случаях жизни, которые заменили право, а часто и мораль. Неисполнение какого-либо гири считалось для японцев позором.

ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (средние века) Салическая правда 1. О ВЫЗОВЕ НА СУД § 1. Если кто будет вызван на суд' по законам короля и не явится, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 con'. § 2. Если же кто, вызвавши другого на суд, сам не явится и если его не задержит какое-либо законное препятствие, присуждается к уплате 15 сол. в пользу того, кого он вызовет на суд. § 3. И тот, кто вызывает другого на суд, в сопровождении свидетелей должен придти к его дому и, если последний окажется в отсутствии, должен позвать жену или кого-либо из его домашних с тем, чтобы они известили его о вызове на суд. § 4. Если же ответчик будет занят исполнением королевской службы, он не может быть вызван на суд. II. О КРАЖЕ СВИНЕЙ § 1. Если кто украдет молочного поросенка и будет уличен, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол. § 4. Если кто украдет годовалую свинью и будет уличен, присуждается к уплате 120 ден;, что составляет 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков. § 14. Если же кто украдет 25 свиней, причем в стаде более ничего не останется, и будет уличен, присуждается за кражу всего стада к уплате 2500 ден., что составляет 62,5 сол.. О КРАЖЕ РОГАТЫХ ЖИВОТНЫХ

§ 2. Если кто украдет годовалое или двухгодовалое животное и будет уличен, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол. § 6. Если кто украдет 12 животных и ни одного не останется (в стаде), присуждается за кражу всего стада к уплате 2500 ден., что составляет 62,5 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.. О ВРЕДЕ, ПРИЧИНЕННОМ НИВЕ ИЛИ КАКОМУ-ЛИБО ОГОРОЖЕННОМУ МЕСТУ (О ПОТРАВЕ)

§ 1. Если кто застанет на своей ниве рогатых животных или лошадь, или какой-нибудь мелкий скот, не должен бить его до изувечения. Если же он сделает это и сознается, обязан возместить стоимость и изувеченную скотину взять себе. Если же не сознается и будет уличен, присуждается к уплате 600 ден., не считая стоимости и возмещения убытков.

§ 4. Если чьи-нибудь свиньи или чей-нибудь скот забежит на чужую ниву и хозяин животных, несмотря на запирательство, будет уличен, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.. О КРАЖЕ РАБОВ § 1. Если кто-нибудь украдет раба..., присуждается к уплате 1200 ден., что составляет 30 сол. Приб. 4-е'. Если кто украдет рабыню, платит 35 сол.; а за виноградаря, кузнеца, плотника, конюха, стоящего 30 сол., в случае улики, присуждается к уплате 2880 ден., что составляет 72 сол. XI. О КРАЖАХ ИЛИ ВЗЛОМАХ, ПРОИЗВЕДЕННЫХ СВОБОДНЫМИ § 1. Если кто из свободных украдет вне дома на 2 ден., присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.

§ 2. Если же он украдет вне дома на 40 ден. и будет уличен, присуждается к уплате 1400 ден., что составляет 35 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

§ 5. Если же он произведет взлом запора или подберет ключ и, проникши таким образом в дом, что-нибудь оттуда украдет, присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков. XII. О КРАЖАХ ИЛИ ВЗЛОМАХ, ПРОИЗВЕДЕННЫХ РАБАМИ § 1. Если раб украдет вне дома на 2 ден., он возвращает похищенное и возмещает убытки и, кроме того, распростертый на скамье, получает 120 ударов плетью.