Нормативно правовые акты (стр. 1 из 9)

План

1 Введение

2 Понятие нормативно правовых актов

3 Понятие и виды Законов РФ

4 Подзаконные юридические нормативные акты

5 Порядок вступления законов и подзаконных актов в силу

Введение

На мой взгляд вопрос « Нормативно правовые акты в РФ » является самым интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решил пойти по пути рассмотрения данного вопроса и взять его в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы.

Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных пра­вовых актов и т.д.

Настает черед и теме о форме права, т. е. о том, как, в каком реальном, практически воспринимаемом обличье мы можем право наблюдать, изучать, применять, использовать. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных пра­вовых актов и т.д.

Где действительно находятся со всеми прису­щими характеристиками, и прежде всего формальной определенностью, те правила поведения, которые составляют содержание права? Как это складывалось исторически и как могучая логика теории права выделила из всего многообразия и многотысячелетнего развития права различные виды формальной определенности права, и закрепила в понятном аппарате юридического сознания? Именно эти вопросы и состав­ляют сердцевину вопроса о форме права.

Процесс появления первичных юридических письменных ис­точников (отдельных законов, кодексов, иных актов), имевших своим назначением регулирование складывающихся но­вых общественных отношений возникает очень давно. Тогда же под­черкивалась объективная нужда раннеклассовых государств в новых формах системы социального регули­рования. Упорядочить, закрепить социальные отношения во вновь возни­кающих государственно организованных обществах можно было только с помощью четких, формально установленных, признанных правил пове­дения, охватывающих не единичные, а типичные, многократно повторяю­щиеся явления и процессы в трудовой, бытовой, иной социально-эконо­мической сфере обществ. Была раскрыта и спе­цифика этих правил, их отличие от социальных норм первобытного об­щества, в том числе обеспечение их обязательности, возможностью госу­дарственного принуждения.

Необходимо обратить внимание, что в теории права категория «формальная определенность» употребляется в двух смыслах и характе­ризует право двояко. Во-первых, эта категория употребляется как четкая характеристика правила поведения, меру свободы. Во-вторых, как формальное выражение, закрепление различных правил поведения в актах государственных орга­нов, решениях судов, международных договорах и иных формах.

И именно в этом втором смысле категория «формальная опреде­ленность» приводит к формулированию понятия форма права.

Таким образом, под - формой права понимается объективиро­ванное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках.

Но прежде чем рассмотреть эти акты, решения, договоры и иные источники права, я хотел бы дать небольшой экскурс в историю и осветить вопрос «Как вообще возникало право»

Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с государством. В доклассовом обществе действовали, конечно определенные регуляторы взаимоотношений членов перво­бытнообщинного строя. Эти регуляторы представляли собойобычаи, являвшиеся одновременно и правилами общежития и предписаниям религиозного культа. Они обеспечивались не государственным принуждением, ибо тогда не было государства, а силой привычки, традиций, авторитетом, которыми пользовались старейши­ны рода, военачальники и т. д. Итак , первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи. Они стали записывать и объединяться в особые списки. В результате этого появляется обычное право.

Однако надо обратить внимание и на следующее. Действительно, на протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе.

Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее, присущее всемсистемам, и особенное, те черты права, которые были характерны для отдельных государств и правовых систем.

«Все народы, - п исал Гай, - которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей». А в XIII веке Фомой Аквинским была предложена концепция, о двух формах существования права: в виде боже­ственного закона, закреплявшего гуманистические и нравственные начала появления, и существования человечества, и в форме законов, идущих от власти государства, от человека.

В скоре были сформированы естественно-правовые идеалы (право на жизнь, на свободу, на безопасность, на собственность и др.)

В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела форму кон­цепции о правах и свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал общепризнанным и четко определенным. И самое главное - эти права и свободы перестали быть некими ре­зультатами умственных усилий тех или иных юристов и философов, а при­обрели юридически законченную форму. Они вошли в четко очерченных формулировках в международные декларации, конституции, иные акты. Особенно значимым является закрепление прав и свобод человека, составляющих ядро в основополагающих разделах конституций.

Таким образом, в XX веке по критерию формы права исчезает раз­ница между естественно-правовыми положениями, вытекающими из са­мого существования человека (его основными правами и свободами), и другими правовыми положениями. Форма становится единой для всех сфер права - закрепление получают все правила поведения в актах и иных источниках.

Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права - внешней и внутренней . По их мнению, внешняя форма - это закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения, а внутренняя - эта та самая формальная определенная которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы.

Наконец, об источниках права. Это понятие получило широкое рас­пространение в XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государства и права. Выделяется два главных способа обр азования норм права. Первый проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это был наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - они складываются в виде обычая и уже затем утвержда­ются законодателем. Эти две формы права - закон и правовой обычай - и называли в XIX веке источниками права. В этом смысле источник права, - это тот определенным образом формализованный акт, откуда, собственно, и чер­паются, проистекают сведения о правиле поведения. Однако высказывались и иные взгляды на источник права. Под источником права предлагалось понимать силы, причины, образующие право, но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим правилам значение правовых норм, т. е. обусловливают, обеспечивают их обязательность.

Под правовым обычаем следует понимать нормы, которые сложились в обществе независимо от государ­ственной власти и приобрели в общества обязательное значение для всех членов общества. Действие обычного права начинается там, где молчит закон. Обычное право не должно противоречить закону. В российском праве применение обычаякак способа регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Можно даже сказать, что обычай в качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается дейст­вующим законодательством. Например, суды в дореволюционной России за недостат­ком закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.).

Не мало важную роль в понятии «нормы права» занимает судебный прецедент . Он имеет значение источника права в том случае, когда признается, что судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом для разрешения подоб­ных случаев на будущее. В этом случае судебное решение по су­ществу становится нормой права и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило. Особенное распространение судеб­ный прецедент получил в Великобритании. В нашей стране иной подход к судебной практике, к судебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права. Не имеет у нас распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается. Так, ст. 5 Гражданского кодекса РФ (часть первая) закрепляет положения об обычаях делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законода­тельством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо документе. В некоторых странах источником права служат религиозные постулаты и воззрения. Например, мусульманское право представляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского права лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду, Супца - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказы­ваний Мухаммеда, и др.


Copyright © MirZnanii.com 2015-2018. All rigths reserved.