Смекни!
smekni.com

Политические партии современной России (стр. 3 из 4)

Однако наиболее уязвимым местом «Нашего дома» было то, что само его существование всецело зависело от официального статуса его лидера. Пока В.Черномырдин являлся вторым лицом в государстве, в рядах НДР царило полное единодушие. Стоило Б.Ельцину отодвинуть В.Черномырдина в сторону, пригласив в правительство «молодых реформаторов», и НДР сразу же оказался в непонятном положении – с одной стороны, формально его думская фракция сохраняла статус проправительственной, а с другой, идеология нового кабинета оказалась чужда подавляющему большинству ее членов.

Отставка В.Черномырдина в марте 1998 г. и приглашение на пост премьер-министра С.Кириенко окончательно запутала ситуацию. Фракция НДР продолжала по инерции поддерживать правительственные инициативы, но ни о каком единстве позиций и интересов с кабинетом уже не могло быть и речи. 21 августа 1998 г. фракция НДР наряду со всеми остальными депутатскими объединениями отказала правительству С.Кириенко в поддержке. Неудача же с возвращением В.Черномырдина на премьерский пост окончательно поставила крест на перспективах движения.

Начиная с осени 1998 г. нишу представительства «благополучной» части российского чиновничества заняло, вместо НДР, лужковское «Отечество». В конце января 1999 г. на эту же роль стал претендовать «губернаторский» блок «Голос России», а в апреле – еще и блок «Вся Россия». «Нашему дому» в этом раскладе места просто не оставалось. Это чувствовали и многочисленные представители НДР как в центре, так и на местах. В регионах организации НДР чуть ли не в массовом порядке переходили в «Отечество», губернаторы-члены НДР или присоединялись к Ю.Лужкову, или заявляли о собственных политических проектах. В центре же руководитель думской фракции А.Шохин открыто призвал В.Черномырдина «потесниться» и уступить лидерство в движении более перспективному политику, а также срочно начать переговоры о сотрудничестве с любыми возможными партнерами. И хотя «бунт» А.Шохина был подавлен, а сам он смещен со своей должности и исключен из фракции, справедливость его предупреждений об опасности полного устранения НДР с политической сцены была налицо. Назначенный руководителем фракции В.Рыжков, оставивший, вопреки своему желанию, пост вице-спикера Думы, откровенно признавал, что на будущих парламентских выборах «Наш дом – Россия» может рассчитывать на поддержку не более чем 2% избирателей.

Вместе с тем следует отметить, что после того, как от имени НДР все чаще стал выступать В.Рыжков, рейтинг движения начал расти. Благодаря усилиям нового координатора фракции, представляющего то крыло «Нашего дома», которое объединило выходцев из «Выбора России», имидж НДР приобрел более либеральный оттенок. Такие объединения, как «Правое дело», «Новая сила» (С.Кириенко), «Голос России» (К.Титов), стали рассматривать движение как потенциального партнера на предстоящих парламентских выборах. 2 июля 1999 г. на встрече с представителями этих организаций В.Рыжков и В.Черномырдин дали согласие на участие в переговорах о создании «широкой коалиции правых сил». Впрочем, после того, как выяснилось, что в качестве представителя НДР инициаторы «широкой коалиции» желают видеть в первой тройке избирательного списка только В.Рыжкова, В.Черномырдин дал «полный назад» и объявил, что вопрос о форме участия «Нашего дома» в предстоящих выборах еще не решен. У В.Рыжкова, в свою очередь, не хватило духу пойти на разрыв с лидером НДР, тем более что около 70% региональных организаций выступило против союза с «правыми».

В июле и августе 1999 г. руководство движения несколько раз подтверждало готовность к самостоятельному участию в выборах, одновременно с этим не отказываясь от продолжения переговоров с возможными союзниками. Однако в качестве последних подразумевались не столько «правые», сколько «Отечество» и «Вся Россия», которые, со своей стороны, не видели никакой необходимости в союзе с НДР и потому не делали ему никаких авансов. Ни к чему не привело и участие в переговорах о создании «широкой правоцентристской коалиции» С.Степашина, в августе 1999 г. отправленного в отставку с поста премьер-министра. В.Черномырдин, представлявший на них НДР, выступил категорически против включения в первую тройку лидера движения «Новая сила» Сергея Кириенко, а также против участия в «правом блоке» партии «Демократический выбор России». В итоге избирательный блок «Союз правых сил» был создан без участия «Нашего дома», а состоявшийся 28 августа 1999 г. VII съезд НДР принял решение идти на выборы самостоятельно. В первую четверку списка "Нашего дома", кроме председателя НДР В.Черномырдина и его первых заместителей В.Рыжкова и саратовского губернатора Д.Аяцкова, вошел также лидер движения «Вперед, Россия!» Борис Федоров, накануне объявивший о своем выходе из коалиции «Правое дело».

В конце сентября 1999 г. руководству НДР было предложено выступить в качестве одного из соучредителей избирательного блока «Межрегиональное движение "Единство"» («Медведь»). Однако для этого «Наш дом» должен был отозвать свои списки из Центризбиркома и тем самым фактически признать невозможность своего существования. После некоторых раздумий лидеры НДР пришли к мнению о нецелесообразности такого шага (по некоторым сведениям, особую роль тут сыграла неожиданно твердая позиция В.Рыжкова). В итоге 19 декабря 1999 г. список движения «Наш дом – Россия» получил в свою поддержку всего 1,19% голосов избирателей. Вместе с тем 9 представителей НДР, в том числе В.Черномырдин и В.Рыжков, прошли в Госдуму по одномандатным округам. В нижней палате парламента большинство из них присоединилось к фракции «Единство», однако никому из них, включая лидеров, не удалось занять там сколько-нибудь видного места.

На состоявшемся 5 февраля 2000 г. VIII съезде НДР было принято решение о сохранении движением статусом самостоятельной политической организации и его не вхождении в состав нового фаворита – «Единства».

Программные ориентиры: Идеология НДР с самого начала носила эклектичный характер и включала в себя одновременно элементы и либерализма, и социал-демократии, и этатистского патернализма. Целями НДР в его программных документах, принятых на первых съездах в 1995 г., было объявлено: «дать реальный шанс здравомыслящим и конструктивным силам в российской политике и российском обществе, закрыть дорогу бездарности, безответственности, демагогии и экстремизму»; «создать по-настоящему работоспособное Федеральное Собрание»; «сделать политику правительства цельной, открытой и последовательной»; «укрепить взаимодействие ветвей власти»; провести «реформирование общества на основе законности, порядка, последовательности и поэтапности реформаторских мер».

В области экономики ставились задачи: «придать либеральным началам хозяйственной жизни России ощутимое социальное измерение»; стержнем реформ сделать «идею национального накопления»; усилить роль государства в управлении экономикой; преодолеть спад инвестиционной активности; обеспечить «разумный протекционизм в отношении российских производителей» и пр.

В социальной сфере – не допустить «необоснованных перекосов в развитии рынка (массовой безработицы, резкой дифференциации уровня жизни)»; «обеспечить надежную социальную защиту пенсионеров, нетрудоспособных и малоимущих слоев населения, антиинфляционную защиту и восстановление сбережений граждан» и пр.

Во внешней политике – обеспечить активное и полноправное участие России, как великой державы, «в создании такого миропорядка, который реально основывался бы на принципах всеобщей безопасности, уважения независимости и территориальной целостности государств, демократического выбора, соблюдения международных обязательств, защиты прав человека, взаимовыгодного сотрудничества» и пр.

8. Партия «Трудовая Россия»

Краткая история: Движение «Трудовая Россия» было создано в конце ноября - начале декабря 1991 г. по инициативе активистов Объединенного фронта трудящихся. Оно замышлялось как широкое объединение всех приверженцев неортодоксальных коммунистических взглядов. Практически с самого возникновения движения, лидирующие позиции в нем заняли представители РКРП, а руководитель Московской организации РКРП Виктор Анпилов вскоре стал председателем его Исполкома. Кроме членов РКРП, составивших большинство актива ТР, в движение вошли представители Союза коммунистов, ВКПБ, ОФТ, Союза офицеров, возрождаемого ВЛКСМ, ряда региональных коммунистических организаций. «Трудовой России» изначально были свойственны более ярко выраженные, по сравнению с РКРП.

Движение «Трудовая Россия» начало действовать в конце 1991 года, однако вплоть до начала 1996 г. не было зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ. Учредительный съезд движения прошел 25 октября 1992 года в Москве. На нем были избраны Координационный совет (из 53 человек) и Исполком, в состав которых вошли представители РКРП, ВЛКСМ, Союза рабочих Москвы и Русской партии. На съезде обсуждалась возможность взаимодействия с Фронтом национального спасения, однако из-за разногласий между делегатами никакого решения по этому вопросу принято не было.

Летом 1995 г. движение «Трудовая Россия» в качестве коллективного члена вошло в избирательный блок «Коммунисты - Трудовая Россия - За Советский Союз». В начале 1996 г. лидер ТР В.Анпилов выдвинул свою кандидатуру на пост президента РФ (хотя не был поддержан в этом РКРП). «Трудовая Россия» пыталась собрать в его поддержку 1 млн. подписей, однако не преуспела в этом.