Смекни!
smekni.com

Традиционные правовые системы: Китай (стр. 1 из 5)

МГУЭСиИ

Курсовая работа

по теории государства и права

на тему:

Традиционные правовые системы: Китай.

Выполнил:

Москва 2001г.

Содержание:

1.Введение. Антагонизм конфуцианства и легизма в правовой истории Древнего Китая. Общая характеристика китайской правовой системы……… ……………… ……………………… стр. 3

2. Источники права в Китае ………………………………… стр.6

3.Уголовное право. Танский кодекс ………………………… стр. 9

4.Семейное право. Брак ……………………………………… стр. 13

5.Правовой статус отдельных групп населения…………стр. 15

6. Регулирование имущественных отношений……………стр. 17

7. Судебный процесс ………… ………………………………стр. 19

8. Заключение…………………… ……………………………..стр. 19

Введение. Антагонизм конфуцианства и легизма

в правовой истории Древнего Китая. Общая

характеристика китайской правовой системы.

Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния сразу двух противоборствующих философских учений, как правовая система древнего и средневекового Китая, в которой этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими факторами поступательного развития права, его основ, принципов и институтов, а также механизмов правоприменения и традиционного правопонимания китайцев. Общей чертой этих двух философско-правовых школ было их стремление организовать жизнь китайского общества на рациональных, справедливых началах, понимаемых, однако, каждой школой по-разному.

Учение Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.), непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века, имеет своим основным постулатом идею гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Средством поддержания данного порядка по конфуцианству является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм, закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении меры во всем, что должно побуждать человека к уступкам, компромиссам. В целом в общественных отношениях на первом плане должна находиться идея согласия и поиска консенсуса. Следует избегать осуждений, решений большинства. Предложенный выход должен быть свободно принят участниками, считающими его справедливым. На переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение.

Требование строгого соблюдения "ли" ("моральные устои и обусловленное ими поведение" 1) определяло особое, принципиально отличное от легизма, отношение конфуцианства к законодательной форме как к некому эталону, образцу "правильного" поведения, не требующему во всех случаях ни строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты. Ритуально-этические нормы и требования составили основу того официально поддержанного способа регулирования отношений властвующих и подвластных, а также рядовых граждан между собой, выполнив тем самым функцию законов с одновременной политической и моральной санкцией за их неисполнение.

Вследствие таких взглядов китайцы отрицательно относятся к идее строгого, абстрактного права.

__________

1В. М. Рыбаков, предложивший это истолкование, уточняет, что здесь следует иметь в виду не формальные правила церемоний, а глобальную гармонизирующую правильность, уподобленную древнекитайскими мыслителями неизменной правильности круговорота процессов во всей природе.

Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого – стремиться к согласию и ставить общественные интересы выше собственных. Любое конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы.

Люди в силу их прирожденной способности самостоятельно принимать решения или выбирать вариант поведения могут поддерживать порядок и гармонию лишь путем их подчинения естественному порядку. Это требование под силу исполнить как простым людям, так и правителям, только ответственность правителей выше и они должны быть примером.

Китай в течение веков жил, не зная организованных юридических профессий. Людей, сведущих в законе, презирали, и если советовались с ними, то тайно. Не было юридической доктрины, и в долгой истории Китая не обнаруживается ни одного крупного юриста, оставившего в ней след.

Однако с течением времени этот традиционный подход был оспорен. На IV – III вв. до н.э. (т.н. период "борющихся царств" – окончании правления Чжоуской династии) приходится оформление школы китайского легизма. Согласно позиции легистов (т.е. законников, от лат. "lex" – закон), власть должна основываться не столько на добродетели правящих, сколько на подчинении дисциплине закона и использовании его командной силы.

Впервые концепция управления страной на основе закона, строго исполняемого всеми: от правителя и чиновника до представителя низших сословий была выдвинута и обоснована Гуань Чжэнем, мыслителем, еще в период, когда легисты еще не создали законченной теории (VII – V вв. до н.э.). Гуань Чжэнь и считается основоположником легизма, оказавшим огромное влияние на Шан Яна, не только развившего эту теорию, но и попытавшегося в роли государственного деятеля претворить ее в жизнь.

Шан Ян создал законченное легистское учение об управлении народом и государством в период стремления китайского общества к преодолению раздробленности и к укреплению центральной власти правителя путем подавления сепаратизма родовой аристократии (IV в. – первая половина III в. до н.э.). Он отстаивал абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определяет всю жизнь подданных. Признавая бесполезность и невозможность существования людей вне рамок строгого наказания, Шан Ян исходил из обязательности превентивных мер и коллективной ответственности, обеспечивающих "хорошее управление". Другой видный теоретик легизма в Китае – Хань Фэйцзы – в своем трактате прямо сравнивал людей с "собаками и тиграми, приобретающими человеческий облик лишь под угрозой наказания" 2.

"Закон не должен потворствовать знатным, отвес не должен подделываться под кривизну. Там, где действует закон, умный не может его обойти, храбрый не смеет ему противиться; наказания за проступки не минуют и сановников,

__________

2 "Древнекитайская философия". М., 1973. Т. 2, стр.225

награды за добрые дела не обходят и простолюдинов. Вот почему ничто не сравнится с законом, когда надо исправить проступки знати и показать преступления простолюдинов, усмирить мятеж и осудить заблуждение, избавиться от излишеств и устранить нелепость, установит единые правила для всего народа" 3 (Хань Фэйцзы). Характерно, что китайские легисты в своей полемике с конфуцианцами исходили из постулата о злой, порочной человеческой природе, которую не в состоянии исправить образование и культура. И чиновники должны восприниматься потенциально бесчестными, поэтому каждого из них следует заставить контролировать других. Как только законы вводятся в действие, все должны им подчиняться. По мнению Хань Фэйцзы, в государстве мудрого правителя только законы служат учебником жизни. Не существует других книг, сопоставимых с этими целями и достойных их. Вероятно, эта позиция послужила поводом к повелению первого императора династии Цинь – Ши-Хуанди – в 213 г. до н.э. сжечь многие книги, в особенности конфуцианские тексты, а также предать казни, по различным источникам, от 300 до 400 ученых-конфуцианцев.

Это произошло в краткий, но значительный этап в противоборстве двух идеологий, давший новый импульс становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права. В этот период, когда легизм в его крайней форме становится официальной идеологией вышеупомянутой империи Цинь (221 – 207 гг. до н.э), легисты приходят к власти, претворяя в жизнь свои правовые воззрения.

Однако взгляды легистов остались чуждыми сознанию большинства китайского населения. Они слишком отклонились от укоренившихся представлений и поэтому имели лишь временный успех. Легистам не удалось утвердить в Китае понятие постоянно действующих правовых норм и суверенного закона.

С утверждением династии Хань (206 г. до н.э. – 221 г. н.э.) конфуцианство вновь возобладало и затем выработало компромиссный вариант сосуществования с идеями легистов. Происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение – ортодоксальное ханьское конфуцианство. Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в зависимости от семейного положения, половой принадлежности, возраста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм "ли", официально признанного ритуала. Ритуал, опираясь на обычаи и традиции, по-прежнему остается самым главным регулятором. 4

__________

3 "Проза Древнего Китая". М., 1987. Стр. 237

4Столь упорное почитание традиции привело, например, к тому, что в Китае на протяжении трех тысяч лет можно было встретить в стихах одну и ту же мелодику, один и тот же стихотворный размер.

Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Мораль задавала стереотип поведения, право с помощью санкций запрещало от него уклоняться. Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне поддерживаться силой, строгой карой закона ("фа"). Это нашло выражение в формулах ортодоксального конфуцианства: «там, где недостает "ли", следует применять "фа"; то, что наказуемо по "фа", не может быть дозволено по "ли", а дозволенное по "ли" не может быть наказуемо по "фа"». Слияние конфуцианства и легизма привело к тому, что нормы "ли" приобрели большую обязательность и формализм. Это нашло выражение в праве, в частности, в прямом перенесении на него целых пассажей из канонизированных в это время конфуцианских произведений ("Чжоу ли", "И ли", "Ли цзы"), в которых еще в начале второй половины I тысячелетия до н.э. (возможно, еще при жизни или вскоре после смерти самого Конфуция) были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали.