Смекни!
smekni.com

Теория организации (стр. 18 из 18)

Уже с момента возникновения социум оказывается универсальным способом производства жизни человека. Именно это обстоятельство и позволило человеку выжить. Универсальный характер социуму, как способу производства придает его основное системообразующее отношение- отношение обмена деятельностью и способностями между людьми. Сущность этого отношения в том, что оно является отношением, развивающим человека. Обмен деятельностью и способностями- это такой обмен, в процессе которого стороны отдавая ничего не теряют, тем самым, каждая из сторон обогащается.

Лишь посредством такого универсального способа производства мог выжить и развиться, ограниченный в средствах производства своей жизни, человек патриархального или общинного периода. Но этот универсальный способ ставил людей в личную зависимость друг от друга и от общины.

Человек мог существовать только производя пищу, одежду, жилище и средства производства, т.е. материальные условия своего существования. Такое производство было возможно лишь совместно с другими льдьми, т.е. в общине. Только в процессе совместного производства люди могли передавать друг другу накопленный опыт или “обмениваться деятельностью и способностями”, только так они могли развиваться. Но производимые совместно условия существования могли принадлежать только обшине. Именно это обстоятельство и делало человека зависимым.

Формы этой зависимости менялись исторически и даже в рамках патриархального производства от первобытной кооперации до отношений господства и подчинения. Первобытный социум или община воспроизводила человека как свой элемент, как члена общины, ограниченного ее рамками, следовательно, как ограниченного человека. Но с другой стороны, только как член общины человек мог включаться в процесс производства и общения, без чего он вообще бы не был человеком.

При всей своей универсальности, следовательно, способ общественного производства изначально оказывается противоречивым. Он и развивает человека, но он же и ограничивает это развитие теми средствами производства, на базе которых существует. Вырваться из замкнутого круга производства человек мог только оторвавшись от объективных условий этого производства. Только так человек мог выйти за тот масштаб, который ему устанавливала община. И такой отрыв начинается как разложение общинной и возникновение частной собственности уже в рамках патриархального способа производства.

Отрываясь от объективной основы своего производства, человек отрывается от общины, но тем самым он отрывается и от другого человека, т.к. именно община была способом установления отношений людей. Разрыв отношений личной зависимости между людьми требовал их замены. И на их место приходят отношения безличные, вещные. На место непосредственного обмена деятельностью приходят отношения обмена результатами деятельности, ее вещественными эквивалентами. В полной мере этот процесс завершается уже при капитализме.

Отрывая от себя, противопоставляя себе как объект всю совокупность своих отношений, человек получает возможность не только исследовать, но и развивать свою сущность. Но способ, которым он это делает, бесчеловечен. Капиталистический способ производства человека- это производство, нашедшей в деньгах материализованное выражение, общественной связи. Здесь уже не человек является целью производства, а производство является целью человека.

Капитал как объективированная человеческая связь вынуждает человека к универсальному развитию. Он всесторонне развивает человека и как производителя и как потребителя. Человек, следовательно, всесторонне развивает свою деятельность и обмен ею с другими людьми. Но в условиях капиталистического производства этот процесс и не регулируется и не контролируется самими людьми и поэтому он не может быть универсальным. Сама деятельность здесь не принадлежит человеку (он существует лишь как деятельная способность) и совершается она по логике чуждого, враждебного человеку социума. Человек здесь воспроизводится как существо классовое, а потому ограниченное. Он отчужден от своей человеческой сущности.

Преодолеть отчуждение человек может лишь уничтожив основу этого отчуждения- частную собственность. Только уничтожив ограниченную форму производства человека, общество начнет производить как свою постоянную действительность всесторонне и универсально развитого человека. Но такая форма производства человека вырастает как отрицание буржуазной, это коммунизм. Коммунизм понимается Марксом как универсальный способ производства обществом всесторонне развитого человека, т.е. как средство его развития. Он является постоянным движением становления человека как универсального существа, богатого во всех своих чувствах с развитыми способностями и потребностями.

Такова схема исторического развития общественного производства. Но это лишь та “красная нить“, которая проходит через канву реальной истории. В действительности процесс общественного развития является объемным, многосторонним с таким переплетением причин и следствий, которое не может выразить ни одна теория.