Смекни!
smekni.com

Организационное поведение. (стр. 1 из 12)

ВВЕДЕНИЕ.

Основная идея, проходящая через эту книгу, заключается в том, что поведение людей вызывается одновременно их собствен­ными личными характеристиками и окружающей средой, в которой они находятся.

С целью понимания поведения людей в организации, мы должны больше узнать о двух вещах : (1) - о людях и, в частности, об основах природы человека и (2) - об организациях, почему они создаются и из чего они состоят.

Организационное поведение - это область знаний, ориентиро­ванная в сторону лучшего понимания человеческого поведения и использования этого знания с целью помочь людям более продук­тивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение. Основные ценности, характери­зующие этот подход, включают (1) акцент на установлении при­чинно-следственных связей, (2) обязательство изменяться, (3) гуманистический подход к человеку, (4) забота об организацион­ной эффективности и (5) стремление полагаться на эмпирические исследования и научный метод.

ПОНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ.

Существует бесчисленное множество возможных вариантов функ­ционирования организаций : они могут быть сильно бюрократизи­рованы, с формализованными отношениями или же они могут су­ществовать в неформальной среде, централизованы и децентрали­зованы, сильно структурированы, так что каждый работник имеет узкий круг обязанностей или деструктурированы, так что работ­ники обладают широким кругом обязанностей. Но общее во всех организациях то, что разные подходы к созданию и управлению организациями основаны на разных представлениях о человеческой природе. Они включают различные основные предположения о том, что оказывает мотивирующее воздействие на члена организации, а на этих основных предположениях, в свою очередь строятся раз­личные методы поощрения людей, осуществления руководства, удержания контроля, управления деятельностью и т.д.

Один из основных вопросов состоит в том, следует ли рассматривать людей отрицательно, как заведомо склонных к лени и к удовлетворению собственных потребностей, или положительно, как склонных к самомотивации. Если принять первое предположе­ние, то получится, что людей необходимо подталкивать, контро­лировать и держать под надзором, что они никогда не будут по доброй воле хорошо работать. Следовательно, только экономи­ческие формы поощрения будут действенны, и наиболее эффектив­ной формой управления является автократическая.

Противоположная точка зрения состоит в том, что люди (наем­ные рабочие/служащие) стремятся к личному и общественному бла­гополучию. Предоставленные самим себе, они будут усердно рабо­тать для получения внутреннего удовлетворения от хорошо сде­ланной работы. Работа, следовательно, должна предоставлять ра­ботникам возможность раскрывать свои творческие способности.

Особый интерес представляют следующие вопросы :

1. Уникален ли человек ? 2. Какие изменения могут происхо­дить в людях и насколько они могут быть сильны ? 3. Контроли­руют ли нас внешние или внутренние процессы ? 4. Ограничены ли наши способности к обучению и изменению ?

Из обсуждения этих вопросов будут сделаны два главных выво­да : (1) обучение - это основной механизм, при помощи которого люди изменяют свое поведение и (2) большинство людей способны к значительным изменениям.

После того, как Дарвин опубликовал свои основные работы, возник и стал распространяться тот взгляд, что человек не от­личается от животных, так же, как и они, подвержен законам эволюции и естественного отбора. Эта теория является основой социобиологии - науки, занимающейся изучением биологического базиса всех форм социального поведения всех живых существ, включая человека. Социобиологи сделали вывод, что многие аспекты человеческого общественного поведения имеют глубокие биологические корни.

Тем не менее, существуют и значительные отличия человека от животных. Во-первых, это развитие языковой формы общения до такого уровня, который является совершенно недоступным для жи­вотных. Во-вторых, это отношение к окружающей среде. Если жи­вотные занимают по отношению к ней приспособленческую позицию и неблагоприятные изменения в ней чреваты гибелью для отдель­ных видов, то человек изменяет окружающую среду, сообразуясь со своими потребностями.

Какой же на основании всего этого можно сделать вывод об уникальности человеческой расы? Представляется, что истина ле­жит где-то между двумя полюсами. Одного понимания поведения животных недостаточно для понимания человеческого поведения.

Этот вывод помогает разрешить и другой важный вопрос об уникальности - уникальны ли люди сами по себе? Поскольку мы не руководствуемся в своем поведении легко описываемым набором поведенческих примитивов, представляется, что люди также непо­хожи друг на друга. Есть общее, но есть и различия. Для пони­мания причин возникновения этой уникальности необходимо знать как люди развиваются и изменяются.

Первый вывод состоит в том, что способность людей к измене­нию притупляется с возрастом. Это происходит под влиянием как внутренних свойств человека, так и под влиянием окружения.

Одними из характеристик, препятствующих изменениям, явля­ются особенности (черты) характера. Черты характера определя­ются как некоторые поведенческие установки, которые сохраня­ются во времени и в различных ситуациях.

Второй источник личной неизменяемости раскрывается социаль­но-психологической теорией позиций и изменения позиций (theory of attitudes and attitude change). Основное положение этой те­ории состоит в том, что человек прилагает усилия для достиже­ния определенного положения или баланса. Мы стараемся занимать позиции, которые не противоречат друг другу. Мы строим очень сложную взаимосвязанную структуру убеждений и отношений к че­му-либо, подтверждаемую нашим поведением. Эта структура с тру­дом поддается изменениям, поскольку мы вероятнее отбросим одну новую идею, чем будем менять все наше мировоззрение.

Наконец, фактом является то, что мы избирательно прислуши­ваемся только к той информации или тем людям, мнение которых заведомо совпадает с нашим собственным. Мы не ищем информации, противоречащей нашей позиции. Этот процесс уменьшает возмож­ности для изменения.

Важным является также аспект ситуации, которая снижает воз­можности для изменения. Во-первых, межличностное окружение остается для нас, по большей части, неизменным. Это верно как для людей, которые нас окружают, так и для социальных групп, к которым мы принадлежим. Мы должны соблюдать определенные пра­вила того, как человек должен вести себя в общем (нормы), и как поступают определенные люди в конкретных ситуациях (роли).

Не последнюю роль играет также и наше культурное окружение. Существуют значительные различия между тем, какие нормы пове­дения приняты в разных странах.

В этом смысле лучшее, что может сделать организация,- это правильно выбирать людей и распределять их по местам.

Подводя итог, можно сказать, что на человека оказывают зна­чительное влияние как внутренние, так и внешние факторы. В этой связи возникает вопрос, какие из этих факторов имеют пре­обладающее значение.

Противоречие между внутренними и внешними определяющими по­ведения существуют во многих формах и оказывают большое влия­ние на многие другие области человеческого поведения. При этом, на одном полюсе находятся те, кто утверждает, что почти все навыки являются приобретаемыми, и, следовательно, решающее воздействие оказывает окружающая среда. Если мы можем контро­лировать окружающую среду, мы можем контролировать индивидуу­ма. Это экстерналистская (бихейвиористская) позиция. Ей возра­жают те, кто предлагает ряд внутренних механизмов как причин поведения, таких как инстинкты, черты характера, верования и мыслительные процессы. (Инстинкты определяются как стимулы к деятельности, возникающие внутри человека, наследственно и ге­нетически программируемые.)

В интерналистской позиции существует также точка зрения, которая заключается в том, что поведение может вызываться либо устойчивыми личными характеристиками (персоналиями), либо внешними эффектами. Теория персоналий отличается от теории инстинктов тем, что приверженцы первой считают персоналии частично приобретенными (то есть не чисто генетическими). Тем не менее, есть основания утверждать, что и индивидуальные чер­ты характера, и ситуационные переменные должны быть взяты во внимание для объяснения человеческого поведения.

Третий и последний набор внутренних механизмов касается че­ловеческой познавательной деятельности. Познавательская (cognitive) точка зрения состоит в том, что хотя воздействие окружения (в лице поощрений и наказаний) и важно, но наше по­ведение на самом деле вызывается познавательской интерпретаци­ей этого воздействия (наших размышлений, памяти и ожиданий). Бихейвиористская модель может быть представлена в виде Стимул

- Реакция (С-Р), а познавательская - модель в виде Стимул - Организм - Реакция (С-О-Р).

Анализ внутренних и внешних составляющих поведения наталки­вает на еще один вопрос: если поведение определяется только внутренними факторами, то возможности изменения и роста для каждого индивидуума будут очень ограничены. С другой стороны, если поведение определяется исключительно внешним воздействи­ем, эти возможности будут практически безграничными. Ответ на эти вопросы лежит где-то посередине между двумя крайностями. Наше поведение в значительной степени зависит от внешнего ок­ружения, но и внутренние факторы нельзя сбрасывать со счетов. Но если человеческое поведение во многом изменяемо, то уст­ройство организаций и их функционирование могут оказывать ог­ромное воздействие на поведение. Таким образом, необходимо исследовать те основные процессы, благодаря которым происходят изменения.

Обучение - относительно непрерывные изменения, которые про­исходят в человеке под влиянием получаемого опыта, делая воз­можными соответствующие изменения в человеческом поведении. Во-первых, знание включает в себя изменение. Во-вторых, оно основано на опыте. Наконец, в большинстве случаев, знание вы­ражается в относительно непрерывных изменениях.