Смекни!
smekni.com

Правовой статус работающих женщин и лиц с семейными обязанностями (стр. 8 из 10)

Выбор дня, в который предоставляется дополнительный вы­ходной день по данному основанию, определяется по согласова­нию между работником и работодателем.

Правило о предоставлении дополнительных выходных дней в соответствии со ст. 264 ТК РФ распространяется на опекунов (попечителей).

Перерывы для кормления.Действующее законодательство уста­навливает, что работающим женщинам, имеющим детей в возрас­те до 1,5 лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (де­тей) не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее тринадцати минут каждый.

При наличии у работающей женщины двух или более детей в возрасте до 1,5 лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.

По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокра­щением.

Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабо­чее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

Из данной нормы, предоставление перерывов для кормления не связано с наличием фактического вскармливания ребенка грудью, а предоставляется всем женщинам, имеющим де­тей до 1,5 лет, независимо от того, кормит она

ребенка грудью или же он находится на искусственном вскармливании. Решение же вопросов о сроках и порядке осуществления этой нормы пре­доставлено сторонам трудового договора совместно с соответст­вующим выборным профсоюзным органом.

Если проследить за теми изменениями, которые вносились в данную льготу, то нетрудно заметить, что они идут по пути отхо­да от целевого назначения этой льготы. Ведь предназначение ее — в предоставлении женщине возможности кормить ребенка как минимум 2 раза в течение рабочего дня, что вызвано физио­логическими потребностями грудного ребенка.

A.А. Абрамова считает, что поскольку перерывы на кормле­ние ребенка носят строго целевой характер, то предоставляться они должны только женщинам, действительно кормящим грудью, и не предоставляться женщинам, имеющим грудных детей, но по каким-либо причинам не кормящим грудью. В связи с этим ука­занная льгота должна предоставляться в течение всего периода фактического кормления ребенка, сколько бы он ни длился. Этот период кормления удостоверяется справкой лечебного учрежде­ния1.

B.Н.Толкунова предлагает больше считаться с пожеланиями женщины и считает возможным предоставление этих перерывов при суммировании или в конце, или начале рабочего дня либо присоединение к обеденному перерыву2.

Практическая нереальность использования данной льготы по назначению была всегда очевидна. Дважды в течение рабочего дня использовать перерыв в 30 минут имеют возможность лишь женщины, ребенок

1 Абрамова Л. А. Правовое регулирование труда женщин в СССР: Дис. ...
канд. юрид. наук. М., 1950. С. 244.

2 Толкунова В. И. Социально-правовые проблемы труда женщин в СССР:

которых находится в том же или, по крайней мере, в соседнем здании. Большинство жен­щин просто сокращают на один час свой рабочий день либо (их меньшинство) присоединяют его к обеденному перерыву и кор­мят ребенка один раз в день.

Исходя из сложившейся практики установлено, что в связи с необходимостью ухода за ребенком женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, рабочий день сокращается на один час. При этом по согласованию с работодателем работ­ница может установить удобный ей график работы (например, она может на один час позже приходить, на час раньше уходить,
предусмотреть перерыв(вы);

если ребенок находится на искусственном скармливании либо ему больше года (в этом возрасте детей, как правило, грудью уже не кормят), то это вполне бы мог делать отец или лицо, фактически ухаживающее за ребенком.

Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями в международно-правовых актах о труде

Организация Объединенных Наций (ООН) уже в первых сво­их документах обратилась к правам человека, в частности, в об­ласти труда и социального обеспечения. Возможность участия ООН в международном регулировании труда и социального обес­печения основывается на положениях п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, определяющих задачи международного сотрудничества по обеспечению уважения к правам человека и основным свободам.

Конкретизация этого осуществлена во Всеобщей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 де­кабря 1948 г.

Второй важнейший документ ООН, фиксирующий трудовые права,—это Международные пакты о правах человека, одобрен­ные Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах закреплены: право на труд; права на справедливые и благоприятные условия труда, включая справедливую заработную плату без дискриминации; удовлетворительные условия существо­вания для работников и их семей; безопасные и здоровые усло­вия труда; одинаковые для всех возможности продвижения по ра­боте исключительно на основе трудового стажа и уровня квали­фикации; право на отдых; право на профсоюзную организацию; право на забастовку; особая охрана труда, интересов женщин-ма­терей, детей и подростков (ст. 6, 7, 8, 9).

Международный пакт о гражданских и политических правах со­держит нормы о запрещении принудительного труда и свободном осуществлении права

на ассоциацию (ст. 8, 22).

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод

трудовым правам посвящены две статьи: запрещающая принудительный или обязательный труд (ст. 4) и закрепляющая свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и всту­пать в них для защиты своих интересов (ст. 11).

Европейская социальная хартия включает наиболее широкий в настоящее время в международных актах набор основных соци­альных, прежде всего трудовых, прав и устанавливает обязательст­ва государств по их осуществлению.

В Уставе Международной организации труда, лежит концепция всей деятельности организации, которая первой провозгласила неделимость прав человека, охватывающих в равной мере права политические и гражданские, экономические, социальные и куль­турные. Деятельность МОТ почти во всех ее формах касается Осуществления прав человека в том виде, как они изложены во Всеобщей декларации. Как указывалось в п. 96 анализа Средне­срочного плана МОТ на 1982-1987 гг.: «Из всех вопросов миро­вого масштаба, относящихся к компетенции МОТ, вопрос о за­щите прав человека и содействии их осуществлению будет и впредь наиболее актуальным и заслуживающим первостепенного внимания». Об этом свидетельствует центральное положение Фи­ладельфийской декларации, принятой в 1944 г.

С целью поощрения равенства возможностей и обращения в области труда и занятости МОТ был принят ряд ключевых кон­венций: Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.), Конвенция № 117 «Об основных целях и нор­мах социальной политики» (1962 г.), Конвенция № 100 «О равном вознаграждении» (1951 г), Рекомендация №90 «О равном возна­граждении», Рекомендация № 162 «О пожилых трудящихся» и др. Все эти конвенции отражают постоянную озабоченность МОТ проблемой равенства как основополагающего условия человече­ского достоинства и социальной справедливости.

Конвенция № 111остается главным актом, которым МОТ хоте­ла заложить основу для действий на уровне государств-членов, на­правленных на обеспечение

равенства в социальной области.

Конвенция № 168 «Содействие занятости и защита от безрабо­тицы» (1988 г.) дополнительно запретила осуществлять дискрими­нацию по возрасту и в связи с утратой трудоспособности.

Рекомендация № 162 «Пожилые трудящиеся» (1980 г.) призыва­ет государства принять меры по недопущению дискриминации пожилых трудящихся.

С точки зрения МОТ (Конвенция № 117 «Основные цели и нормы социальной политики» 1962 г.) целью социальной полити­ки является ликвидация дискриминации работников примени­тельно ко всем аспектам труда и трудовых отношений.

Конвенция № 100 обязывает государства использовать нацио­нальные методы установления ставок вознаграждения с целью обес­печивать применение принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности.

Рекомендация №90 содержит дополнительные предложения относительно применения принципа равенства вознаграждения. В частности, детализируются меры, которые должны быть приняты правительством в тех областях, где оно осуществляет прямой или косвенный контроль (трудоустройство, профессиональная ориен­тация, социальные услуги, научные исследования и т. д.).

В Рекомендации №111 установлено, что все лица должны без дискриминации пользоваться равенством возможностей и обраще­ния в отношении доступа к учреждениям, ведающим профессио­нальной ориентацией и трудоустройством, доступа по собственному выбору к обучению и работе на основании личных склонностей.

Содействуя равенству и осуществляя деятельность по ликвида­ции

конкретных форм дискриминации и неравных возможностей, МОТ с первых же дней своего основания (1919 г.) уделяла особое внимание трудящимся,

осуществляющим помимо профессиональ­ной деятельности свои семейные обязанности, понимая, однако, под ними исключительно женщин. В этом же году МОТ приняла Конвенцию № 3 «Об охране материнства» и Конвенцию № 4 «О труде женщин в ночное время», в дальнейшем пересмотренные соответственно в 1952 и 1948 гг.

Конвенция № 103, заменившая Конвенцию № 3, закрепила широкий спектр мер по охране материнства.