Смекни!
smekni.com

Правовой статус работника и работодателя (стр. 6 из 31)

Новый третий КзоТ РСФСР, утвержденный законом РСФСР от 9 декабря 1971 года и введенный в действие с 1 апреля 1972 года, воспроизвел нормы Основ законодательства о труде Союза ССР и союзных республик, дополнив и конкретизировав эти нормы.

Этот КзоТ до сих пор действует в России как основной законодательный акт по труду, хотя в него за 30 с лишним лет внесены многие дополнения и изменения.

В КзоТ 1971 г. были включены нормы, более подробно регламентирующие труд и трудовые отношения. Однако плохая наследственность давала о себе знать. Конечно, Кодекс состоял не только из недостатков, так же как и законодательство о труде в целом. В них было немало положительного, обеспечивающего более или менее благоприятные условия труда – отсутствие безработицы, регулярность выплаты заработной платы, социальная поддержка профсоюзов. Вообще-то трудно разделить Кодекс на минусы и плюсы, ибо зачастую нормы о труде многоаспектны. Так, заработная плата зачастую была небольшой, но выплачивалась регулярно; безработица отсутствовала, но статьи, касающиеся увольнения по инициативе администрации, требовали совершенствования; профсоюзы предприятий зависели от администрации, вышестоящих хозяйственных органов, от стоящих над ними профсоюзов, но оказывали большую и существенную социальную поддержку трудящимся, предоставляя, например, бесплатные либо льготные путевки трудящимся, их детям в санатории, дома отдыха, детские сады и ясли; наконец, они играли немаловажную роль при подготовке тех или иных норм о труде, как на уровне предприятия и выше. Если при Советской власти забастовки были редки, то по мнению Иванова С.А. : «В этом сыграли немаловажную роль факторы социальной поддержки трудящихся, предусмотренные законодательством о труде, а не только фактический запрет забастовок, основанный на идеологической их неприемлемости в условиях социалистического общества. Безусловно, последнее обстоятельство играло решающую роль. Но социальную поддержку сбрасывать со счетов нельзя». [24]

В 70-х годах ХХ века был принят ряд других нормативных актов, регулирующих эти отношения.[25]

Затем Верховный Совет СССР 7 октября 1977 года принял новую Конституцию СССР, которая закрепила основные трудовые права.

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР 17 июня 1983 года принял Закон «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, организациями».

Несмотря на то, что этот закон в основном носил декларативный характер, он дал мощный толчок развитию идей производственной демократии и подготовил условия, способствующие реформам в данной области.

В 1983 году был принят ряд нормативных актов, ужесточающих ответственность за нарушения трудовой дисциплины.

Кроме того, положение работников было существенно ухудшено Указом ПВС СССР от 12 августа 1983 года, который установил 3-месячный срок исковой давности для обращения работников в комиссии по трудовым спорам.

Принятые в период так называемой «перестройки» законы существенно ограничили права работников.

В частности, Указом ПВС СССР от 04.02.1988 года:

1) Было введено дополнительное основание увольнения – достижение работником пенсионного возраста;

2) Было расширено право администрации по переводу работников на другую работу без согласия;

3) Было запрещено обжалование решения суда или вышестоящего органа об отказе в восстановлении на работе после истечения годичного срока с момента вступления в законную силу решения об отказе в восстановлении на работе.[26]

Законом от 25.09.1992 года в КзоТ РСФСР были внесены изменения и дополнения, которые затронули почти третью часть его статей.

1.4. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ С 1991 Г ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.

Первые шаги по реформированию трудового законодательства были предприняты еще в апреле 1991 года. Тогда Верховный Совет РСФСР постановил подготовить к началу 1992 года проект нового Трудового кодекса, "соответствующего интересам трудящихся и объективным потребностям производства в условиях многоукладности форм собственности".

В сентябре 1992 года была принята новая редакция закона под названием Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), однако она базировалась на тех же принципах и положениях, что и ранее действовавший КЗоТ РСФСР 1971 года. Понятно, что такой закон, несмотря на внесенные изменения и дополнения, не соответствовал современным реалиям, и актуальность коренного обновления трудового законодательства сохранялась.

Программа социальных реформ в Российской Федерации на 1996–2000 годы, утвержденная постановлением Правительства в феврале 1997 года, предусматривала создание принципиально нового трудового законодательства. В плане действий Правительства в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 годы также была сформулирована задача по обеспечению условий для принятия Трудового кодекса.

К началу работы Государственной Думы третьего созыва в ее "законопроектном портфеле" содержалось 7 альтернативных проектов Трудового кодекса. В их числе были вариант Правительства, а также варианты, подготовленные депутатами. Хотя в этих законопроектах и встречались некоторые элементы дублирования, в основном они противоречили друг другу, по-разному отражая интересы работников и работодателей.

Учитывая противоречивость предложенных законопроектов и важность проблемы, Государственная Дума 15 марта 2001г. приняла постановление о создании рабочей группы, результатом деятельности которой стал согласованный проект Трудового кодекса.

Председателем этой рабочей группы была избрана Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.К. Слиска.

В состав группы вошли:

· авторы альтернативных проектов Трудового кодекса РФ;

· депутаты Государственной Думы – с правом решающего голоса;

· представители Правительства РФ (в том числе Министр труда и социального развития РФ Александр Починок, его заместитель Владимир Варов, первый заместитель Министра экономического развития и торговли РФ Михаил Дмитриев и заместитель Министра юстиции РФ Евгений Сидоренко);

· представители общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей с правом совещательного голоса.

Таким образом, процедура подготовки Трудового кодекса отличалась от процедуры, предусмотренной думским Регламентом.

В первом чтении проект Трудового кодекса был принят Государственной Думой 5 июля 2001 года.

В ходе подготовки ко второму чтению законопроекта Комиссия рассмотрела 2350 поправок и рекомендовала принять 425 поправок, а отклонить – 1569; остальные были сняты авторами в ходе обсуждения на заседаниях Комиссии. Эти цифры красноречиво свидетельствуют о внимании к готовящемуся законопроекту обширной аудитории, отражающей различные интересы. (Надо отметить, что в Думу поступило около 4 тысяч поправок. Их представили более 100 субъектов законодательной инициативы из 72 регионов. Однако не все поправки были приняты к рассмотрению Комиссией, поскольку не соответствовали требованиям Регламента Думы.)

Трудовой кодекс Российской Федерации был принят во втором чтении 19 декабря 2001 года, а в третьем чтении – уже 21 декабря.

Комментируя принятие законопроекта в третьем чтении, заместитель председателя думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев (фракция ОВР) заявил "Интерфаксу", что "в данном случае здесь нет смысла искать проигравших и победивших: победил здравый смысл". По его словам, "как всякий компромисс, законопроект не может стопроцентно отвечать интересам одной из сторон (работников и работодателей), однако в данном случае является оптимальным для каждой из них".

Однако вступление в силу закона еще не означает, к сожалению, его реализацию на практике. На мой взгляд, чтобы закон стал работать, как минимум необходимо, чтобы работники знали свои права и умели пользоваться ими в своих интересах.

Новый Трудовой Кодекс изменил цели и задачи трудового законодательства. Если раньше Кодекс содействовал “росту производительности труда” и “постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека”, то сейчас целями трудового законодательства являются: “установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей”.[27]

Среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений следует отметить такие новые для трудового законодательства принципы, как обеспечение права работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, а также обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.

Хотя в КЗоТ РФ и существовало понятия принудительный труд, Трудовой Кодекс впервые дал его расшифровку. Отныне к принудительному труду относится выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

- в целях поддержания трудовой дисциплины;

- в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

- в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

- в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

- в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности;

- требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.