Смекни!
smekni.com

Калуга в шести веках (стр. 5 из 7)

Окиньте взором панораму Калуги с правого берега. Город строился по регулярному плану, главным архитектором Калуги являлся Петр Романович Никитин. План города был утвержден 13 июня 1778 года, и вот по нему город получил очертания прямоугольной трапеции с примыкающими к ней прямоугольниками. Все архитектурные приемы, преобладающие в облике города, не изменились со времен регулярного плана. Прежде всего, привлекает внимание Троицкий Кафедральный собор с высокой колокольней и сферическим куполом, это не случайно ведь многие историки предполагают, что это историческое ядро города, что именно отсюда пошло развитие Калуги. Справа хорошо видна часть Парка культуры и отдыха, так же просматривается Белый дом, мимо которого мы сегодня будем проезжать, вы можете видеть купол церкви «Спаса Преображения», едва улавливается силуэт Казанской, Богоявленской церкви. Обратите внимание на купола церквей, они образуют некий треугольник. Раньше храмов было намного больше, но по разным причинам, некоторые не сохранились и вот к одной из церквей мы сейчас направимся. Мост, по которому едет наш автобус, был построен в 1965 году, а чуть ниже в 1999 за излучиной Оки возвели новый мост, который превосходит своими качествами старый.

Посмотрите на церковь «Спаса Преображения», о которой я вам упомянула ранее. Она возведена в 1700 году при содействии купца Воронина, колокольня готического стиля, трехъярусная, сооружена в 1776 - 1778 годы. Вместо обычных кокошников под крышей такие же полукруглые изображения святых с трех сторон. Вытянутый куб увенчан пятью главами, посаженными близко друг к другу, с боков трапезной - фронтоны, тоже со священными изображениями внутри. Помимо этой церкви, в Калуге немало других прекрасных храмов, один их них церковь «Георгия за верхом», к которой мы и направляемся. Обратите внимание на трехэтажное здание справа, это дом известный под названием «Дом Шамиля», с интересными барельефами, он только боковой стороной выходит на улицу. В этом доме жил пленный имам Дагестана и Чечни Шамиль. Ему нравилось в Калуге, здесь он приобрел кунаков, и прожил почти 10 лет, но, когда представилась возможность переселиться в другой город, он уехал в Киев в 1868 году.

Вот, наконец, и церковь «Георгия за верхом». Первое упоминание о ней можно встретить в описи 1685 года, где она обозначена, как церковь Георгия на песку с шестью колоколами. Первоначально храм был деревянный, но к 1701 году он был уже каменным, двухэтажным. Храм строился практически вместе со Спасской церковью, но дошел до нас в значительно более интересном облике, то есть он сохранил первозданный вид, и в этом мы сможем убедиться, когда выйдем к северному фасаду церкви, для этого мы покинем автобус.

Перед нами церковь «Георгия за верхом» возведенная на средства калужского купечества в конце XVII века. Церковь возведена в традициях московской архитектуры того времени, также этот стиль называют московским каменным узором или Нарышкинским барокко. С запада находится колокольня с входом, в центре трапезная и с восточной стороны непосредственно храм с абсидной частью. Корпус храма и наружная отделка сохранены почти в том виде, как был выстроен пятиглавый храм. По бокам верхнего этажа - галереи, колокольня на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Сами галереи сначала были открыты, но в конце XVIII века была сделана кровля, которая держится на пяти четырехугольных колонах. На высоком подклете находилась зимняя церковь, с более низкими потолками и скромными помещениями, которые можно было отапливать, а вот крутая однопролетная лестница вела в летнюю холодную церковь. В советское время в верхней церкви велись главные праздничные службы, здесь была кафедра главы Калужской епархии, а в нижней обычные рядовые службы, в настоящее время службы проходят и там и там. Наружные стены верхней церкви украшены крестами; кругом церковь обведена зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. Посмотрите на окна, на них витые колонки, а над ними кресты, в верхних окнах ставни. В стенах имеются голосники. Колокольня трехъярусная с пирамидальным, стройным шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены красивые, четырехугольные и крупные пролеты слуховых окон. Венчает все это небольшая главка. Сложные разнообразные архитектурные формы сооружения, многочисленные детали украшения фасадов свидетельствуют о высоком мастерстве, полете фантазии, упорстве и терпению народных умельцев, которые, к сожалению, остались неизвестны. В советское время, когда Георгиевская церковь, была одной из действующих, она играла роль кафедрального собора, и название это в память за храмом сохранилось, то есть если исторически это церковь Георгия за верхом, то официально Георгиевский собор. Мы знаем, что возведен храм на деньги калужских купцов, а главным вкладчиком являлся один из богатейших купцов земский староста Кирилл Иванович Коробов, который оставил нам еще одно наследие свой жилой дом, и вот к палатам Коробова, одному из самых первых каменных жилых домов в Калуге мы с вами отправляемся, для этого мы вернемся в автобус.

Я хочу обратить ваше внимание в правые окна автобуса, вашему взору предстанет этакий пряничный сказочный домик, он несъедобный, выстроен он из камня, и отсюда его название палаты Коробова. Возведены они в стиле деревянного русского зодчества. Об этом свидетельствуют архитектурные приемы, использованные при строительстве. Этому дому уже более 300 лет. Обратите внимание на то, что дом имеет два этажа. Посмотрев на них, сразу становится понятно, что первый этаж был не жилой, он предназначался для хозяйственных нужд. На втором же этаже находились спальные комнаты. Отделены этажи между собой профилированным кирпичным пояском. Хорошо видно, что на окнах имеются пышные наличники, а сами окна сдвоены или строены. Полуколонки на углах здания придают палатам еще больше пышности, а карниз - поребрик завершает обрамление. Бросается в глаза красное крыльцо с кувшинообразными столбами. Весь белый цвет это не просто побелка реставраторов, это белый известковый кирпич изготовлявшийся ремесленниками Калуги в целях оформления подобных особняков, Помимо дома здесь находились другие надворные постройки -амбары, конюшни, но они не сохранились. Уже в начале XIX века эти палаты были внесены в список редких памятников старины. Даже бытовало такое мнение, что в таком доме обязательно должны быть клады, тайники и подземные ходы. После смерти владельца дома, палаты остались бесхозным, дом подвергся полному разорению, так как многие предприимчивые искатели сокровищ сильно повредили палаты; поднимая полы, ломая печи, стены и потолки. Дом находился в запущенном состоянии до того времени, как его ни приобрела вдова военного министра Е. В. Сухозанет. Она подарила дом городу. Сначала здесь хотели устроить городскую библиотеку, но 20 апреля 1897 года архивной комиссией был открыт исторический музей. Только в 1997 году было решено передать дом в распоряжение краеведческого музея. Этот сказочный дворец стоит на территории, которая в то время называлась Завершье по своему расположению, на местном наречии завершьем называли противоположный склон оврага, к бывшей западной границе Калужской крепости, к глубокому обрывистому Березуевскому оврагу мы с вами и выезжаем. Ранее здесь протекала речка Березуйка, которая и дала название оврагу. Он до сих пор сохранил свою крутизну и обрывистость склонов, а глубина в отдельных местах достигает 30 метров, куда помещается девятиэтажный дом. Когда-то люди нашли это место очень удобным для защиты и на том склоне, справа, когда-то тянулась одна из стен Калужской крепости, но она была деревянной и несколько раз горела, последний раз пожар уничтожил ее в конце XVII века, крепость была не нужна и ее не восстанавливали. Позже овраг стал препятствовать развитию Калуги, засыпать его возможности не представлялось, оставалось одно связать склоны мостом. И вот сооружение Каменного моста через Березуевский овраг начинается в соответствии с регулярным планом. К этому мы вернемся позже, а сначала познакомимся с еще несколькими памятниками гражданского зодчества в бывшем Завершье. А для этого нам необходимо покинуть автобус.

Обратите внимание на здание углубленное внутрь квартала, это палаты Макарова, чем-то так напоминающие Коробовские по сочетание красного и белого, по конструкции здания на подклете и по отдельным элементам декора. Но также имеется и ряд отличий: палаты Макарова возведены в 1728 году, подклет здесь превратился в полноценный жилой этаж, окна растесаны и утратили свой начальный облик, на втором этаже сохранились лишь надбровные дужки, кувшинообразные столбы стали обычными столбами, выполняющие свою роль. Красное крыльцо еще сохранилось. Палаты Макарова стоились до регулярной застройки города и поэтому они находятся в глубине квартала, а те дома, которые строились по регулярному плану должны стоять строго по красной линии улицы вытягивая ее в проспект. Ярким примером такой застройки является бывшая городская усадьба Золотаревых. Этот особняк является высшим образцом архитектуры в стиле классицизма. Я приглашаю вас осмотреть усадьбу.

Мы с вами находимся перед бывшей городской усадьбой, ныне это Краеведческий музей, это здание является гордостью нашего города. Перед нами главный, парадный фасад. Этот двухэтажный особняк с антресолями производит впечатление подлинно дворцового сооружения. Незначительно выступающий резолит, перекрытый фронтоном, подчеркивает среднюю часть главного фасада. Великолепно выполненные горельефы, изображают три сцены из древнегреческого эпоса «Спор богинь», «Суд Париса» и «Жертвоприношение», заполняют ниши над центральными окнами второго этажа. Ворота по обе стороны дома напоминают триумфальные арки: в овальных нишах - фигуры «Славы». Чрезвычайно эффектны оба крыльца с зонтами на кованых кронштейнах и громоздкими фонарями, установленными по обе стороны входов. Помимо самой усадьбы огромный интерес вызывает парадный дворик, как в архитектурном, так и в эстетическом плане. Сейчас мы пройдем туда, и я подробнее расскажу о нем. Обратите внимание на рельеф местности, его особенность такова, что он уходит под уклон к Березуевскому оврагу, о котором вы слышали ранее. Заметьте, что сама усадьба вынесена вперед, а позади нее расположен дворик. Это архитектурное решение было новым, ведь раньше дома строились в глубине двора, а парадный дворик выносили вперед, тут строили и флигели, и пилоны, и ограду. Посмотрите на усадьбу и заметьте, что, если смотреть со стороны дороги, то можно увидеть только два этажа, а здесь вы можете видеть три. Третий этаж не жилой, там низкие потолки. Справа и слева от вас были два флигеля, один из них не жилой, а второй был предназначен для каретного сарая. После того, как эта усадьба перешла в руки госпожи Кологривовой, то жилой флигель стал сдаваться в наем, а каретный сарай был переоборудован в жилое помещение, тоже арендуемое гражданами. Обязательной частью классицизма является двойная коллонада Дорического ордера, за ними когда-то до самой Оки тянулся регулярный парк, но он не сохранился, его территория сейчас полностью застроена. Обратите внимание, что, дворик выложен булыжником, а камень был привезен после разбора Ромодановской дороги. В настоящее время как я уже говорила, здесь располагается Государственный Краеведческий музей, в том числе на втором этаже есть помещение, посвященное деятельности наших первых архитекторов П. Р. Никитина и И. Д. Ясныгина. Никитин создал регулярный план застройки Калуги, который был утвержден Екатериной II. По этому плану в 1777 году начинается строительство Каменного моста, а чтобы мой рассказ был интереснее, я предлагаю вам подойти к мосту поближе.