Смекни!
smekni.com

Экономическая сущность туристской ренты (стр. 4 из 9)

Если стоимость земли определяется стоимостью выра­щиваемой на ней продукции (а не наоборот), то, очевидно, стоимость уникального туристского ресурса определяется стоимостью туристских услуг, которые может предоставить та или иная фирма в процессе использования этого ресурса. Музей-усадьба Кусково - уникальный туристский ресурс, однако спрос на предоставляемый турпродукт невелик из-за бедности широких слоев населения, ограниченности плате­жеспособного спроса. Соответственно мала и величина мо­нопольной туристской ренты, которую ныне она (усадьба) может принести. Причина и следствие могут меняться места­ми. Ниже будет показано, как важен в сфере туризма вопрос о формировании объема спроса на турпродукт при сущест­вующей на данный момент платежеспособности населения.

Дифференциальная туристская рента образуется на осно­ве хозяйственного использования туристских ресурсов нерав­ного качества. Известно, что эти ресурсы характеризуются различной степенью функциональной пригодности для от­дыха, лечения, удовлетворения потребностей туристов; они имеют различную степень комфортности, надежности, раз­личные эстетические, духовные и нравственные качества. Различные туристские ресурсы в неодинаковой степени удо­влетворяют основные цели туристов. В этих условиях уже не уникальные, а массовые, основные туристские ресурсы условно можно разделить на три группы: лучшие, средние и худшие. Количество этих ресурсов ограниченно, в особен­ности ограниченно количество лучших и средних ресурсов.

Дифференциация качества туристских ресурсов, их раз­личная степень привлекательности порождают объективную основу для образования в сфере туризма добавочной прибы­ли. в том случае, когда туристское предприятие использует лучшие и средние ресурсы.

Механизм образования добавочной прибыли - основы дифференциальной туристской ренты - с точки зрения за­кона стоимости, можно представить в следующем виде.

Использование туристскими предприятиями ресурсов неравного качества порождает дифференциацию производи­тельности индивидуального труда. По выражению К. Маркса, "труд исключительно высокой производитель­ной силы функционирует как умноженный труд, т. е. созда­ет в равные промежутки времени стоимость большей ве­личины, чем средний общественный труд того же рода"1. Дифференциация производительности труда приводит к то­му, что индивидуальная стоимость турпродукта в отдельных предприятиях оказывается различной, что находит выраже­ние в различных уровнях издержек (затрат) в туристских предприятиях. Однако на рынке данные предприятия свой турпродукт продают не по индивидуальным, а по обще­ственным (рыночным) ценам. При этом рыночная цена турпродукта ориентируется на уровень затрат тех предприя­тий, которые используют относительно худшие туристские ресурсы. Последнее обстоятельство вызывается двумя фак- \торами: количественной ограниченностью туристских ре­сурсов и рыночным спросом на туристские услуги, объем которого не могут удовлетворить только лучшие и средние ресурсы. В этих условиях туристские предприятия, исполь­зующие ресурсы лучшего и среднего качества, на нацио­нальном и мировом туристском рынке получают доба­вочную прибыль, так как их индивидуальные издержки ни­же общественных (рыночных). Эта разность между обще­ственными, рыночными и индивидуальными стоимостями как раз и образует добавочную прибыль - основу дифферен­циальной, или разностной, туристской ренты. Таков меха­низм ее образования в рамках закона стоимости.

Механизм образования дифференциальной туристской ренты достаточно убедительно можно объяснить и в рамках закона спроса и предложения. В отличие от туристских ре­сурсов уникального качества, предложение которых на рын­ке абсолютно неэластично и единично, предложение ту­ристских ресурсов среднего и лучшего качества на рынке характеризуется низкой эластичностью, а иногда и полной неэластичностью. В противоположность туристским ресур­сам уникального качества, существующим в абсолютно мо­нопольном могуществе своей неповторимости, средние и лучшие туристские ресурсы могут иметь заменители (субс­титуты), их ограниченность не абсолютна, ибо потребитель-турист может выбрать другие варианты турпродукта. Тем не менее и эти средние, а также лучшие туристские ресурсы, равно как и другие факторы производства (труд, капитал, организация, информация), количественно ограниченны, их предложение на туристском рынке или неэластично, или имеет весьма низкую эластичность. И этих условий доста­точно, чтобы туристские ресурсы лучшего и среднего качества породили факторный доход - добавочную прибыль, которая составляет материальную основу дифференциаль­ной туристской ренты.

Для наглядности представим этот процесс графически. Предположим, на данном туристском рынке в условиях со­вершенной конкуренции действуют три фирмы: фирма А располагает лучшим туристским ресурсом (ее гостиница на­ходится в самом центре города); фирма Б располагает сред­ним туристским ресурсом (ее гостиница находится на некотором расстоянии от центра города); фирма В располагает худшим туристским ресурсом (ее гостиница находится за городом, что требует значительных затрат на доставку ту­ристов). Предположим, что все прочие условия у этих фирм одинаковы и равны. В таком случае кривые средних вало­вых (АТС) и предельных издержек (МС) будут иметь вид, показанный на рис.3.3.


а) б) в)

Рис.3.3. Образование дифференциальной туристской ренты у фирм А и Б

на основе местонахождения гостиниц. Тран­спортные затраты на

обслуживание туристов фирмы А (а), Б (б), В (в)

Поскольку речь идет о рынке совершенной конкурен­ции, линия спроса D на туристский продукт (проживание в гостинице) у всех трех фирм будет горизонтальной и зафик­сирует одинаковый уровень рыночной цены Р\ на эти услуги. Количество услуг Q\ также может оказаться равным. Однако фирма А в рассматриваемых условиях получит значительную сверхприбыль, так как ее общие средние издержки на тран­спортные услуги (АТС) минимальны или вообще отсутствуют. Фирма Б получит меньшую величину добавочной прибыли по сравнению с фирмой А, поскольку ей приходится нести определенную величину общих средних издержек на тран­спортные услуги. Фирма В на транспортном факторе никакой добавочной прибыли не получит: ее местонахождение удале­но от центра города столь значительно, что ей приходится нести значительные издержки на транспортные услуги.

Линия предельных издержек (МС) пересекает линию средних издержек в ее минимальной точке, которой яв­ляется точка равенства средних и предельных издержек, то есть точка пересечения кривых МС и АТС. С увеличением количества (объема) туристских услуг средние и предельные издержки растут, при этом предельные издержки становятся выше предшествующих средних издержек. Каждая турист­ская фирма стремится установить на рынке такое равнове­сие, при котором ее предельные издержки были бы равны предельному доходу. Такой объем услуг для фирмы оптима­лен. В нашем примере это уровень Р\. Однако индивиду­альные средние издержки на транспортные услуги у всех трех фирм (А, Б и В) различны. Более удачное расположе­ние гостиниц у фирм А и Б принесет им факторный доход -дифференциальную туристскую ренту. Из этого следует, что дифференциальная туристская рента - это факторный доход, который получают туристские фирмы в результате использо­вания лучших и средних ресурсов в условиях, когда предло­жение этих ресурсов или неэластично, или имеет низкую эластичность.

Обратим внимание на особенность, которая имеет мес­то в истории экономических учений и в современной эко­номической науке: дифференциальную земельную ренту признавали и ныне признают представители всех эконо­мических школ и всех экономико-теоретических направле­ний (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршалл и др.). Признание дифференциальной туристской ренты также не может подвергаться какому-либо сомнению. Сложнее об­стоит дело с вопросом об абсолютной туристской ренте.

Классическая экономическая школа образование абсо­лютной земельной ренты увязывает с монополией частной собственности на землю. Не отрицая этот тезис, подчерк­нем, что в отличие от государства частный собственник не отдает в аренду на бесплатных началах даже самый худший участок земли. Однако это не исключает, а, напротив, предполагает научный поиск других социально-экономических условий и факторов, которые порождают образова­ние туристской ренты в процессе хозяйственного использо­вания всякого туристского ресурса, включая и худшие из них. Разумеется, подобная постановка вопроса не традиционна, но она должна быть высказана.

В сфере туризма имеются все необходимые условия для образования абсолютной туристской ренты на чисто рыноч­ной основе вне зависимости от формы собственности на ту­ристские ресурсы. Речь идет о том, что всякий туристский ресурс, включая и худший, как синтез природных, исто­рических и социально-культурных факторов по своим по­требительским качествам, по уровню полезности превышает чисто природный худший фактор. Понятие "худший при­родный ресурс" как бы остается в пределах чисто природ­ной, т. е. земледельческой и добывающей сфер, а худший туристский ресурс обладает дополнительной полезностью -оздоровительной, экологической, исторической и социаль­но-культурной, духовной.