Смекни!
smekni.com

Деятельное раскаивание (стр. 4 из 8)

Ко второй группе относятся следователь и орган дозна­ния. В статье 7 УПК РСФСР сказано, что следователь и орган дознания могут прекратить уголовное дело лишь с согласия прокурора, т.е. мы видим резкое ограничение процессуаль­ных полномочий не только органа дознания, но и следователя.

Я считаю данную меру обоснованной и необходимой. Это определяется следующим моментом: если бы вся процес­суальная власть находилась лишь в одних руках, то это могло повлечь за собой увеличение количества необоснованных прекращений уголовных дел в связи с деятельным раскаянием из-за давления на следователей и дознавателей со стороны третьих лиц.

Далее, более подробно рассмотрим данных субъектов в порядке увеличения их процессуальных полномочий.

Орган дознания является одним из субъектов, указан­ных в статье 7 УПК РСФСР. По сравнению с процессуальны­ми полномочиями следователя объем полномочий органа до­знания ограничен Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР[25]. Перечень органов дознания дан в статье 117 УПК РСФСР «Органы дознания» [26].

Основным органом дознания является милиция. Но по смыслу данной статьи не очень понятно, какая именно часть милиции или какой должностное лицо обладает процессуаль­ными полномочиями органа дознания. В 1993 году на данный счет было разъяснение[27], согласно которому процессуальными полномочиями органа дознания обладают начальник милиции общественной безопасности и начальник криминальной ми­лиции, а начальник конкретного органа (отделения, отдела, управления) внутренних дел никакими процессуальными пол­номочиями в данном случае не обладают.

Конечно понятно, что начальники милиции обществен­ной безопасности и криминальной милиции не занимаются непосредственно расследованием преступлением, но в тех случаях, когда в УПК сказано, что данное действие может проводить лишь орган дознания, а не дознаватель, юриди­ческую силу оно приобретает после согласования с этим должностным лицом и получения его подписи.

Непосредственным расследованием преступления в форме дознания могут заниматься дознаватели специализиро­ванных подразделений дознания[28]. При этом процессуальными полномочиями органа дознания наделен начальник милиции общественной безопасности. (В редких случаях, из-за нехват­ки дознавателей или их отсутствия в органе внутренних дел, в роли дознавателя может выступать участковый инспектор милиции[29].)

Работники различных оперативных аппаратов (оперуполномоченные уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по борьбе с орга­низованной преступностью) могут заниматься расследовани­ем преступлений в форме дознания лишь по делам по кото­рым обязательно предварительное следствие. Их компетенция ограничивается возбуждением уголовного дела и проведени­ем неотложных следственных действий[30]. В данном случае процессуальными полномочиями органа дознания обладает начальник криминальной милиции, т.к. все вышеприведенные службы находятся в его прямом подчинении.

Вторым субъектом, по объему процессуальных полно­мочий, является следователь. Перечень органов следствия дан в УПК РСФСР[31]. Подследственность указана в статье 126 УПК РСФСР. Но анализирую данную норму, статьи Уголов­ного кодекса, указанные в ней, и исходя из того, что прекра­щение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием возможно по общим основанием лишь в случае совершения лицом преступления небольшой тяжести, можно сделать вы­вод, что основная работа по делам данной категории дел ло­жится на плечи следователей органов внутренних дел.

Следователь самостоятелен в своих процессуальных решениях, его полномочия указаны в УПК РСФСР[32]. Суще­ственное ограничение его полномочий введены статьей 7 УПК РСФСР, согласно которой он, как и орган дознания, не может самостоятельно, без письменного на то согласия про­курора, принять решение о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием.

Прокурор вправе прекратить уголовное дело в связи с деятельным раскаянием без чьего-либо согласования. При этом можно выделить два случая, при которых он имеет пра­во на совершение данного процессуального действия:

1. При поступлении дела к прокурору с обвинительным заключением он в течении пяти суток может «прекратить дело, составив о том постановление в соответствии со статьей 209 настоящего Кодекса»[33]. Основанием для такого решения прокурора могут быть данные, содержащиеся в материалах дела.

2. Когда прокурор самостоятельно проводит расследо­вание в полном объеме[34].

Суд наделяется самыми большими процессуальными полномочиями, в связи с тем, что он имеет исключительное право от именем государства признать лицо виновным в уго­ловном преступлении, а также подвергнуть его уголовному наказанию[35]. Он может признать незаконными все предыдущие решения других субъектов и отменить их.

Суд прекращает уголовное дело в связи с деятельным раскаянием своим решением. Если состав суда коллегиаль­ный, то суд выносит определение, а при единоличном рас­смотрении дела судья выносит постановление.

Состав суда зависит от того, в каком суде рассматри­вается дело и от максимального срока наказания, предусмот­ренного за данное преступление. В ст. 7 УПК сказано, что уголовное дело в связи с деятельным раскаянием может быть прекращено в том случае, когда лицо совершило преступле­ние небольшой тяжести, а это предусматривает наказание до двух лет лишения свободы.

Большинство дел небольшой тяжести рассматривается в районном (городском) народном суде. По смыслу УПК[36] в слу­чаях, когда наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает пяти лет судья единолично рассматривает дело.

Когда дело о преступлении небольшой тяжести подсуд­но краевому, областному, городскому суде состав суда колле­гиальный.

Но возможны случаи, когда дело, подсудное районному суду рассматривается судом края или области как судом пер­вой инстанции. Это может произойти при наличии хода­тайства обвиняемого о рассмотрении его дела в вышестоящем суде.

Но вне зависимости от процессуальной самостоятель­ности субъекта все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, и обстоятельства, доказывающие дея­тельное раскаяние должны быть зафиксированы в материалах дела максимально полно.

II. Особенности доказывания деятельного раскаяния.

После того, как лицо, совершившее преступление обра­тилось в правоохранительные органы с заявлением о явке с повинной, и в его заявлении усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного Особенной частью Уголов­ного кодекса Российской Федерации, то есть существует по­вод для возбуждения уголовного дела, необходимо решить вопрос, связанный с основаниями к возбуждению.

Под основаниями к возбуждению уголовного дела по­нимаются «достаточные данные, указывающие на признаки преступления»[37]. Необходимо выяснить, действительно было ли совершено преступление, в совершении которого созна­лось лицо, явившееся с повинной, или лицо самооговаривает себя. Для этого проводится проверка[38]: могут производиться любые действия, за исключением следственных действий, на­правленные на получение информации о факте совершения преступления, как то, проведение осмотров, ревизий, инвен­таризаций, получение объяснений у граждан, выписок из ис­торий болезни и т.д. На данную проверку Уголовно-процессуальный кодекс (ч.1 ст. 109) определяет срок в три дня. Если в результате проверки было установлено, что дан­ное преступление действительно имело место, и уголовное дело по нему еще не возбуждено, следует принимать решение о возбуждении уголовного дела. (Если по факту совершения данного преступления уже возбуждено уголовное дело и ве­дется предварительное расследование, то все материалы не­обходимо отослать лицу, ведущему данное дело).

Но до принятия данного решения необходимо выяс­нить, подследственно ли дело лицу, рассматривающему мате­риалы о явке с повинной.

Должностное лицо должно рассмотреть личность явившегося с повинной, с целью определить, не является ли он:

1) несовершеннолетним или лицом, которое в силу сво­их физических или психических недостатков не может осу­ществить свое право на защиту;

2) военнослужащим, призванным на сбор военнообя­занным, офицером или лицом младшего командного состава Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней во­енной разведки РФ, или лицом из числа гражданского персо­нала Вооруженных Сил РФ;

3) судьей, прокурором, следователем или иным долж­ностным лицом органов внутренних дел, налоговой полиции или таможенной службы.

После этого необходимо определить не было ли совер­шено данное преступление в отношении судьи, прокурора, следователя или иного должностного лица ОВД, налоговой полиции или таможенной службы.

На основании полученных данных и руководствуясь требованиями статьи 126 УПК РСФСР лицо определяет вид предварительного расследования (предварительное следствие или дознание) и кому подследственно данное дело. Если дело подследственно данному лицо, то оно выносит постановление о возбуждении уголовного дела и приятии его к своему про­изводству. В случае, если дело ему не подследственно, оно направляет материалы дела по подследственности или под­судности[39].

После принятия лицом дела к своему производству, оно начинает процессуальную деятельность по выяснению об­стоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу[40]. При этом лицо, производящее расследование (далее, для удобства будем называть его следователем), должно сразу иметь ввиду, что лицо, совершившее преступление самостоя­тельно явилось в правоохранительные органы с заявлением о совершенном преступлении, а явка с повинной является од­ним из признаков деятельного раскаяния, в связи с которым УПК предусматривает в некоторых случаях прекращение уго­ловного дела.