Смекни!
smekni.com

Деятельное раскаивание (стр. 6 из 8)

Юридическим основанием для данных норм является Конституция Российской Федерации[49]. Обязанность следова­теля по данной категории дел состоит лишь в доказывании супружеских или родственных связей путем изъятия и при­общения к делу документов (или их копий), подтверждающих данные связи.

Вторую группу составляют также два состава: статьи 337 "Самовольное оставление части или места службы" и 338 "Дезертирство". В примечаниях к данным статьям сказано, что лицо, совершившее деяния, предусмотренные этими нор­мами (в примечании к статье 338 говорится лишь о случае совершения деяния, предусмотренного частью первой этой статьи), может быть освобождено от уголовной ответствен­ности, если эти деяния были совершены впервые и если они явились следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Особенность доказывания состоит в том, что следова­тель должен доказать, что лицо совершило это преступление впервые. Данный факт можно доказать сбором сведений о личности. Второй момент, требующий доказывания, - факт, указывающий на то, что совершение преступление явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств[50]. Данный факт устанавливается путем проведения следующих следственных действий: допроса лица, совершившего преступление, допро­са свидетелей, выемка почтово-телеграфной корреспонденции и других. Их цель - установление фактов данных тяжелых об­стоятельств и того, каким образом этот факт стал известен обвиняемому.

К третьей группе относятся три состава, предусмот­ренные статьями 222 "Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств", 223 "Незаконное изготовление оружия" и 228 "Незаконное изго­товление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка ли­бо сбыт наркотических средств или психотропных веществ" Уголовного кодекса РФ.

В примечаниях к данным статьям сказано, что лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в диспозиции ста­тьи освобождаются от уголовной ответственности. В связи с этим, для прекращения уголовного дела в отношении этого лица, следователь при проведении различных следственных действий должен доказать, что оно совершило эти действия добровольно, а не под чьим-то принуждением. Возможно проведение следователем допроса лица, допроса свидетелей, приобщение к материалам дела заявления лица о доброволь­ной сдаче этих предметов и другие действия. В случае, если при обыске (который происходит по какой-либо другой при­чине) у лица изымаются указанные вещи и он заявляет, что добровольно сдает их государству, то такой факт нельзя рас­ценивать как добровольную сдачу.

Возможна ситуация, когда лица, имеющие при себе оружие, наркотики и другие предметы, обращение которых строго регулируется государством, имеют при себе и заявле­ние, где указывают, что они "дескать несут все это сдавать в правоохранительные органы". И в связи с наличием такого заявления дело в отношении них в последствии прекращают или вообще не возбуждают. Закон никак не регламентирует случаи, когда неоднократно задерживаются лица с подоб­ными заявлениями. Это является одним из пробелов нашего уголовного права.

Но в данной группе норм существует одно дополнение. В примечании к статье 228 сказано, что лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно не только добровольно сдало указанные в статье предметы, но и активно способствовало раскрытию или пресечению преступ­лений, связанных с оборотом наркотиков и т.д. Способствование может осуществляться путем дачи достоверных сведе­ний на допроса, очных ставках, при проведении следственно­го эксперимента, а также путем участия в оперативно-розыскной деятельности органов дознания (по данной катего­рии расследование ведут следователи ОВД, а оперативно-розыскную деятельность осуществляют органы дознания), что должно найти свое отражение в материалах дела.

Четвертую группу составляет лишь один состав, пред­усмотренный статьей 307 "Заведомо ложные показания, за­ключение эксперта или неправильный перевод" УК РФ. В примечании к данной норме сказано, что свидетель, потер­певший или переводчик освобождаются от уголовной ответ­ственности, если они добровольно в ходе дознания, предва­рительного следствия или судебного разбирательства до вы­несения приговора или решения суда заявили о ложности данных ими показаний, заключения или заведомо неправиль­ном переводе.

Для прекращения уголовного дела в отношении свиде­теля, потерпевшего, эксперта или переводчика следователю необходимо закрепить в материалах дела три момента: первое, это само заявление о ранее ложных показаниях, второе, что данное заявление должно быть сделано до вынесения приговора или решения суда; и третье - добровольность сде­ланного заявления. Последний момент следователь должен доказать при помощи следственных действий, таких как до­прос лица, совершившего это деяние, допрос свидетелей пре­ступления, очные ставки и других.

Пятую группу составляют три состава преступлений, предусмотренных статьями 275 "Государственная измена", 276 "Шпионаж" и 278 "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти" Уголовного Кодекса РФ. В примечании к статье 275, которое относится и к статьям 276 и 278, сказано, что лицо может быть освобождено от уго­ловной ответственности, если оно добровольным и своевре­менным сообщение органам власти или иным образом спо­собствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава пре­ступления.

Для прекращения уголовного дела лица, которому ин­криминируется состав преступления, предусмотренный статьей 275, 276 или 278 следователю необходимо доказать, что сообщение органам власти было добровольное. Для этого он должен провести допрос лица, совершившего преступле­ние, допрос свидетелей. Также необходимо рассмотреть все материалы дела, касающиеся деятельности обвиняемого, на­правленной против интересов РФ, момента прекращения дан­ной деятельности и мотивов, толкнувших его на это решение.

Второй момент, доказывание которого необходимо для прекращения дела, это своевременности такого сообщения или иного действия. Здесь следователь должен рассмотреть материалы, касающиеся ущерба, причиненного интересам РФ, и способствовало ли сообщение лица предотвращению даль­нейшего ущерба. Только при доказывании этих моментов ли­цо может быть освобождено от уголовной ответственности и уголовное дело в отношении него прекращено.

В шестой группе находятся два состава преступления, предусмотренные статьями 204 "Коммерческий подкуп" и 291 "Дача взятки" Уголовного кодекса РФ.

Статья 204 предусматривает ответственность лица за незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, цен­ных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершения действий (бездействий) в интересах дающего в связи с занимаемой этим лицом служебным положением. А статья 291 предусмат­ривает ответственность за дачу взятки должностному лицу лично или через посредников.

Примечания к этим статьям гласят, что лицо, совер­шившее эти деяния, может быть освобождено от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымо­гательство или оно добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Рассмотрим оба этих случая.

Для прекращения уголовного дела по основаниям ста­тьи 7 УПК РСФСР следователю необходимо доказать, что в отношении лица, совершившего преступление, имело место вымогательство. Данный факт может быть доказан путем проведения допросов свидетелей, потерпевшего, лица, со­вершившего преступление, очной ставки, выемки почтово-телеграфной корреспонденции и других. Своей целью данные действия ставят получение достоверной информации о том, что действия, указанные в диспозиции статьи совершены под воздействием вымогательства лица, выполняющего управлен­ческие функции (статья 204), или должностного лица (статья 291).

Второй случай, по-моему мнению, по своему доказыванию полностью совпадает с доказыванием деятельного рас­каяния в общих случаях (исключением является лишь то, что 2-я часть статьи 204 и статья 291 рассматривается как пре­ступление средней тяжести и тяжкое). Здесь следователь должен составить протокол явки с повинной, а в дальнейшем в следственных действиях доказать, что сообщение лица бы­ло добровольное.

Последнюю, седьмую группу, составляют четыре со­става преступлений, предусмотренных статьями 126 "Похищение человека", 205 "Терроризм", 206 "Захват залож­ника" и 208 "Организация незаконного вооруженного форми­рования или участие в нем".

В примечаниях к статьям 126 и 206 сказано, что лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно доб­ровольно освободило похищенного.

Для прекращения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных этими статьями, необходимо доказать, что освобождение захваченного или похищенного было именно добровольное, а лицо не принудили к этому правоохрани­тельные органы своими активными действиями.

Данное обстоятельство возможно доказать путем про­ведения таких следственных действий, как допросы подозре­ваемого, потерпевшего, свидетелей и других. Цель данных действий сводится к выяснению момента, когда похититель принял решение об освобождении похищенного, и к выясне­нию причин принятия такого решения. В случае когда похи­титель освободил похищенного под прямым воздействием правоохранительных органов, ищущих похищенного, то есть когда у него не было выбора, то ни о каком прекращении уголовного дела в отношении него говорить нельзя.