Смекни!
smekni.com

Подсудность в уголовном процессе (стр. 1 из 3)

Введение....................................................................................... 2

Предметная (родовая) подсудность........................................ 2

Варианты состава суда первой инстанции........................... 4

Территориальная подсудность................................................ 5

Персональная подсудность...................................................... 8

Подсудность военных судов..................................................... 9

Изменение подсудности.......................................................... 10

Литература:............................................................................... 12

Введение

Подсудность дел, уголовных и гражданских - это такие свойства (признаки, особенности) дела, по которым решается вопрос о том, в каком конкретном суде и в каком со­ставе этого суда оно (данное дело) должно рассматриваться. Определить подсудность—значит определить тот суд, в котором должно разбирать­ся дело, и его состав.

Вопрос о составе суда, разбирающего конкретное дело, — явление но­вое для современного уголовного судопроизводства. После судебной ре­формы 1922—1924 гг. в течение 70 лет в российских судах всех уровней для всех уголовных дел, рассматривавшихся по первой инстанции, сущест­вовал стандартный «набор» судей — один судья-профессионал и два на­родных заседателя. Поэтому вопрос о составе суда не возникал. Он приоб­рел практическое звучание после принятия в мае 1992 года закона, допус­тившего единоличное рассмотрение уголовных дел, а в июле 1993 года — закона, предусмотревшего возможность образования суда первой инстан­ции в составе трех профессиональных судей или в составе одного профес­сионального судьи и двенадцати присяжных заседателей.

С учетом этого обстоятельства в наши дни при определении понятия «подсудность» всегда необходимо помнить о том, что данное понятие не­разрывно связано не только с конкретным судом, куда дело должно по­пасть на разбирательство, но и с его составом

Выбор суда, где должно рассматриваться дело, и определение его состава — важные предпосылки для реализации при рассмотрении и разрешении дела принципа полноты, всесторонности и объективности. Здесь не последнюю роль играет и обес­печение своевременности вынесения итогового судебного решения (приговора). Подобные предпосылки также являются эффективным средством способствующим тому, чтобы конкретное уголовное дело рассматри­валось и разрешалось судом законным, компетентным, независимым и бес­пристрастным, как требуют авторитетные международные документы (см., например, ч. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах), а также ряд действующих российских конституционных предписаний.

Предметная (родовая) подсудность

Одной из трех разновидностей подсуд­ности принято считать пред­метную (родовую). Такая подсудность пря­мо зависит от содержания (предмета) конкретного дела. Содержание же оп­ределяется прежде всего квалификацией содеянного лицом, привлекаемым к уголовной ответственности.

Общий принцип определения предметной подсудности вкратце можно сформулировать так: районные суды должны рассматривать все уголов­ные дела, кроме тех, что по закону подсудны вышестоящим общим судам или военным судам.

УПК определяет такую подсудность:

Статья 35. Уголовные дела, подсудные районному (городскому) народному суду

Районному (городскому) народному суду подсудны все дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам или военным судам.

Судья единолично рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает пяти лет лишения свободы.

Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, является более строгим, чем пять лет лишения свободы, но не превышает пятнадцати лет лишения свободы, а также все дела о преступлениях несовершеннолетних. (в ред. Федерального закона от 21.12.96 N 160-ФЗ)

Статья 36. Уголовные дела, подсудные краевому, областному, городскому суду, суду автономной области и суду автономного округа

Краевому, областному, городскому суду, суду автономной области и суду автономного округа подсудны дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 152 частью третьей, 205, 206 частями второй и третьей, 208 частью первой, 209-212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275-279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294-302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 316 (в части, касающейся укрывательства преступлений, перечисленных в настоящей статье), 317, 318 частью второй, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353-358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Судам, перечисленным в части первой настоящей статьи, подсудны также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. (в ред. Федеральных законов от 21.12.96 N 160-ФЗ, от 17.12.97 N 150-ФЗ)

Статья 37. Уголовные дела, подсудные Верховному суду республики

Верховному суду республики подсудны дела, указанные в статье 36 настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 21.12.96 N 160-ФЗ)

Статья 38. Уголовные дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

Верховному Суду Российской Федерации подсудны дела, отнесенные к его подсудности в соответствии с федеральным законом, а также дела особой сложности или особого общественного значения, которые он вправе принять к своему производству по собственной инициативе либо по инициативе Генерального прокурора Российской Федерации при наличии ходатайства обвиняемого. (в ред. Федерального закона от 21.12.96 N 160-ФЗ)

Варианты состава суда первой инстанции

В районном суде допускается рассмотрение уголовных дел в двух составах (ст. 35 УПК): единолично судья обязан рассматривать дела о пре­ступлениях, которые могут быть наказаны не более строгим наказанием, чем пять лет лишения свободы. Для всех других дел, подсудных этому су­ду, должен образовываться коллегиальный состав — районный судья и два народных заседателя. Особо в законе оговаривается недопустимость едино­личного разбирательства дел, по которым хотя бы один подсудимый явля­ется несовершеннолетним.

В общих судах среднего звена и военных судах среднего и основного звеньев, а также в Верховном Суде РФ по первой ин­станции уголовные дела могут рассматриваться только коллегиально. Но коллегиальный состав в этих судах возможен в различных вариантах:

основным из них является состав, включающий в себя одного су­дью- профессионала и двух народных заседателей;

• с согласия подсудимого во всех названных судах для рассмотре­ния подсудных им уголовных дел по первой инстанции допускается образование коллегии в составе трех судей-профессионалов (ч. 1 ст. 15 УПК). С 1 июля 1998 года в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 года (СЗ РФ, 1997, № 9, ст. 1027) в таком составе должны рассматриваться в обязательном порядке (независимо от со­гласия подсудимого) все уголовные дела о преступлениях, за совер­шение которых УК предусматривает лишение свободы на срок свы­ше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертную казнь;

• по делам, подсудным пока что некоторым из общих судов среднего звена (краевым, областным и городским судам), предусмотрена воз­можность образования коллегии в составе одного судьи-профессионала и 12 присяжных заседателей. Делаться это должно, как отмечено выше, по ходатайству обвиняемого. В соот­ветствии с постановлением Верховного Совета РФ о порядке введе­ния в действие Закона от 16 июля 1993 года (ВВС, 1993, № 33, ст. 1314) в таком составе суды могут начать функционировать по пред­ложениям субъектов Федерации, поскольку не везде еще имеются условия для обеспечения деятельности краевых, областных, или го­родских судов (в Москве и Санкт-Петербурге) с участием присяжных заседателей. Пионерами в этом деле стали Ставропольский край, Ивановская, Московская, Рязанская и Саратовская области, где соот­ветствующие положения Закона от 16 июля 1993 года были введены в действие с 1 ноября того же года. Первый процесс с участием при­сяжных состоялся в Саратове 15—17 декабря 1993 года. С 1 января 1994 года рассмотрение дел с участием присяжных стало возмож­ным также в судах Алтайского и Краснодарского краев и Оренбург­ской и Ульяновской областей.

Территориальная подсудность

Территориальная подсудность уголов­ного дела — это такие его свойства (признаки, особенности), в силу которых

оно должно рассматриваться в суде, расположенном в определенной мест­ности (республике, крае, области, городе, районе, округе). По закону она определяется, как правило, местом совершения преступления. Но если ме­сто совершения преступления установить невозможно (к примеру, кража совершена в движущемся поезде или летящем самолете; взятка вручалась одному и тому же лицу в разных концах страны), то территориальная под­судность определяется в зависимости от места завершения расследования.

Данное правило имеет отношение к определению подсудности уголов­ных дел по первой инстанции, когда речь идет о решении основных вопро­сов — о виновности или невиновности, назначении наказания или освобож­дении от него.

Однако проблемы территориальной подсудности могут возникать и в других случаях:

• при решении вопросов, связанных с исполнением приговоров

В зависимости от содержания возникающих вопросов их решение воз­можно в суде по месту отбывания наказания, по месту вынесения приговора или по месту проживания осужденного. Четкое указание о месте рассмот­рения конкретных вопросов дано в ст. 368 УПК. Скажем, вопрос об услов­но-досрочном освобождении из исправительной колонии и замене не отбытой части более мягким наказанием должен решаться судьей по месту от­бывания наказания. Это обусловлено тем, что в данном случае необходимо учитывать сведения, характеризующие поведение осужденного. А ими рас­полагает прежде всего администрация колонии. Вопросы устранения неяс­ностей в приговоре легче решаются там, где находятся подлинник пригово­ра и все материалы уголовного дела, — в суде, постановившем приговор. Поэтому вопросы такого рода и рассматриваются по месту его нахождения;