Смекни!
smekni.com

Преступления в сфере компьютерной информации (стр. 10 из 17)

Изолированный анализ предмета посягательства не позволяет уяснить то отношение, которому наносится ущерб, что, в свою очередь, может порождать ошибки при квалификации преступлений и, следовательно, ведет к противопоставлению основополагающих принципов российского уголовного права.

Правильное определение объекта и предмета преступления является хотя и необходимым, но всего лишь первоначальным этапом в идентификации преступного посягательства. Как отмечалось выше, квалификация означает нахождение, сопоставление и установление тождества всех элементов преступления и признаков состава преступления определенного вида. Поэтому, не нарушая предложенной схемы, рассмотрим признаки неправомерного доступа к компьютерной информации, характеризующие это преступление с его объективной, внешней стороны.

§ 5. Юридический анализ иных преступлений

в сфере компьютерной информации

Компьютерным преступлениям посвящена глава 28 УК РФ, которая называется “Преступления в сфере компьютерной информации”. Преступными считаются такие действия, как неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Объективная сторона неправомерного доступа к компьютерной информации, являясь одной из основных подсистем преступления, состоит из ряда взаимодействующих элементов, которые в своей совокупности образуют процесс внешнего посягательства на объект уголовно-правовой охраны[35]

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 272 УК РФ, выражается в неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Исходя из данного законодателем определения, можно выделить три обязательных признака неправомерного доступа к компьютерной информации, характеризующих это преступление с его внешней, объективной стороны. Такими признаками являются:

1) общественно опасное действие, к которому законодатель относит неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации;

2) общественно опасные последствия в виде уничтожения, блокирования, модификации или копирования компьютерной информации, нарушения работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

3) наличие причинной связи между совершенным деянием и наступившими последствиями.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает и отсутствие уголовной ответственности по ст. 272 УК РФ.

Прежде всего, к объективным признакам анализируемого преступления относится общественно опасное деяние, которое всегда проявляется в активной форме поведения виновного. Совершить неправомерный доступ к компьютерной информации путем бездействия невозможно.

Как отмечалось выше, действия виновного заключаются в осуществлении неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации. В силу этого положения, одним из необходимых оснований для привлечения виновного к уголовной ответственности по ст. 272 УК РФ будет являться установление того факта, что лицо действовало неправомерно. Иными словами, оно не имело права вызывать информацию, знакомиться с ней и распоряжаться ею. Неправомерность доступа к информации — обязательный показатель, характеризующий рассматриваемое нами преступление с объективной стороны.

В диспозиции статьи закона указывается на неправомерный доступ именно к компьютерной информации, а не к носителям, на которых информация содержится. В силу этого положения становится очевидным, что физическое повреждение компьютера, повлекшее уничтожение информации хранящейся в нем, не отвечает правовому содержанию общественно опасного действия, присущего преступлению, предусмотренному ст. 272 УК РФ и, следовательно, не образует основания уголовной ответственности за его совершение. Речь в этом случае может идти об умышленном либо неосторожном уничтожении или повреждении имущества.

Вторым обязательным признаком объективной стороны неправомерного доступа к компьютерной информации являются общественно опасные последствия — общественно опасный ущерб, отражающий свойства преступного деяния и объекта посягательства, наносимый виновным поведением, от причинения которого соответствующее общественное отношение охраняется средствами уголовного права. Законодатель не раскрывает понятия конкретных видов общественно опасных последствий, выступающих в качестве обязательного признака объективной стороны рассматриваемого преступления. Поэтому имеются все основания остановиться на них более подробно.

Под уничтожением информации следует понимать такое изменение ее первоначального состояния (полное либо частичное удаление информации с машинных носителей), при котором она перестает существовать в силу утраты основных качественных признаков. При этом для квалификации преступления по ст. 272 УК РФ не имеет значения, имелась ли у потерпевшего копия уничтоженной виновным информации или нет.

Блокирование компьютерной информации представляет собой закрытие информации, характеризующееся недоступностью ее использования по прямому назначению со стороны законного пользователя, собственника или владельца.

Модификация заключается в изменении первоначального состояния информации (например, реструктурирование или реорганизация базы данных, удаление или добавление записей, содержащихся в ее файлах, перевод программы для ЭВМ или базы данных с одного языка на другой), не меняющей сущности объекта.

Под копированием понимают перенос информации или части информации с одного физического носителя на другой.

Сам по себе факт вызова или просмотра компьютерной информации, хранящейся на машинном носителе, состава анализируемого преступления не образует. Необходимо, по крайней мере, установить факт переноса указанной информации на другой машинный носитель. Между тем нельзя забывать, что несанкционированное ознакомление с охраняемой законом компьютерной информацией может выступать в качестве приготовления или покушения на совершение иного умышленного преступления: например, вымогательства, разглашения сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, шпионажа и др. В этом случае дополнительной квалификации по ст. 272 УК РФ не требуется.

Нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети включает в себя сбой в работе ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, препятствующий нормальному функционированию вычислительной техники при условии сохранения ее физической целостности и требований обязательного восстановления (например, отображение неверной информации на мониторе, нарушение порядка выполнения команд, разрыв сети и др.).

В том случае, когда неправомерный доступ к компьютерной информации приводит к серьезным повреждениям компьютерной техники и тем самым причиняет значительный ущерб собственнику или владельцу, действия виновного наряду со ст. 272 УК РФ подлежат дополнительной квалификации по ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества).

По ст. 272 УК РФ следует, например, квалифицировать действия лица, если оно несанкционированно вызвало компьютерную информацию и, умышленно внеся изменения в один из файлов операционной системы, вывело компьютер из рабочего состояния.

Аналогичная квалификация будет и в том случае, когда виновный путем модификации определенного файла сетевой операционной системы нарушил нормальное функционирование компьютерной сети.

Анализ ч. 1 ст. 272 УК РФ позволяет признать, что неправомерный доступ к компьютерной информации относится к материальным составам преступления и, следовательно, считается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий, альтернативно перечисленных в диспозиции статьи закона. В случае отсутствия указанных последствий состав анализируемого преступления не считается полным. Поэтому действия лица, хотя и связанные с неправомерным доступом к компьютерной информации, но не повлекшие за собой уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети по не зависящим от этого лица обстоятельствам, образуют предварительную преступную деятельность и квалифицируются со ссылкой на ст. 30 УК РФ.

По ч. 3 ст. 30 УК РФ и соответствующей части ст. 272 УК РФ следует, например, квалифицировать действия лица, застигнутого работниками правоохранительных органов за работой на компьютере, связанной с несанкционированным вызовом информации с целью ее последующего уничтожения, блокирования, модификации или копирования, а равно с целью нарушения работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 УК РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлению. Простой и квалифицированный виды неправомерного доступа к компьютерной информации относятся, соответственно, к преступлениям небольшой (ч. 2 ст. 15 УК РФ) и средней (ч. 3 ст. 15 УК РФ) тяжести. Следовательно, приготовление к этим преступлениям ненаказуемо. Что касается покушения на преступление, предусмотренное ст. 272 УК РФ, то оно наказуемо.

Следует иметь в виду, что, согласно ч. 3 ст. 66 УК РФ, срок или размер наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока иди размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса за оконченное преступление. Максимальный срок наиболее строгого вида наказания за простой вид неправомерного доступа к компьютерной информации — два года лишения свободы. Из этого законодательного положения вытекает, что максимальный срок наказания за покушение на неправомерный доступ к компьютерной информации не может превышать одного года и шести месяцев лишения свободы, если, разумеется, указанное преступление не было совершено группой лиц по предварительному сговору, организованной группой либо лицом, использовавшим свое служебное положение, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.