Смекни!
smekni.com

Русский бильярд (стр. 1 из 3)

Доступность бильярдного спорта делает его одинаково ценным для самых различных возрастных категорий, для мужчин и женщин, для физически развитых людей и для людей, которым болезнь или инвалидность не позволяет заниматься другими видами спорта.
Следует особо отметить, что именно в России, где бильярд развивался автономно, в конце концов, выработался свой, отечественный тип лузного бильярда. Еще в 30-40-х годах прошлого века инвентарь отличался большим разнообразием и непропорциональностью деталей. Попадались шары намного меньшего по сравнению с шириной луз диаметра; борта были или очень низки, или слишком высоки, на многих столах лузы имели длинное устье, в результате чего не идеально точно пущенные шары не отталкивались от луз, а часто застревали в них. При состязании на таких столах шансы плохих и хороших игроков уравнивались, и борьба между ними теряла интерес.
Только в 1850 году хороший игрок и управляющий бильярдной фабрикой в Петербурге А. Фрейберг создал образец русского шестилузного бильярда, который удовлетворял необходимым требованиям: -для определенного усложнения игры все шары должны класться только при точных ударах, а значит, ширина луз должна лишь на несколько миллиметров превышать диаметр шаров; - в среднюю лузу шар по борту не должен падать; - все лузы должны иметь короткие устья, чтобы шары меньше в них застревали, и была возможность сыгрывать бортовые шары в угловые лузы.
Вместе с формой стола, конструкцией луз совершенствовалась, и форма выступа бортов в той их части, которая обтягивается резиной. На первых лузных бильярдах этот выступ по всей высоте представлял собой как бы сплошную вертикальную стенку. Шар при этом имел много точек соприкосновения с резиной, из-за чего отражался в непредсказуемом направлении, да и технически изготовить совершенный борт было трудно.
В "дальнейшем усилиями многих бильярдных специалистов, а особенно А.Фрейберга, был выработан так называемый "нормальный борт". Ему соответствует умеренное закругление резины и высота, обеспечивающая прикосновение шара в точке, расположенной чуть выше его центра. Такая форма бортов сохраняется и до настоящего времени.
Вплоть до конца 20-х годов XIX столетия действия кием не отличались замысловатостью. "Диапазон" их ограничивался простым ударом в центр luapa, посредством которого невозможно было дать шару-битку произвольное направление. Причиной тому было залитое гипсом углубление в тонком конце кия. При попытке ударить такой нашлепкой в любую точку шара, кроме центра, происходил сбой или, как его называют, "кикс". Кроме того, каждый игрок имел около себя несколько киев, которые регулярно макал в жидкий гипс. Столы пачкались и имели неопрятный вид. Гипсовые кии часто рвали сукно.
Изобретателем такого, неплохого все же для своего времени гипсового кия считается французский офицер майор Дуга. За бильярдным столом он много лет был непобедим. Но невозможность хорошо владеть "своим" шаром из-за несовершенства кия побудила игроков искать способы улучшения этого орудия игры.
В 1827 году французский виртуоз бильярда Менго изобрел круглую кожаную наклейку для кия. Это на первый взгляд простое новшество произвело своего рода революцию. При игре гипсовым кием требовался лишь механический кавык - после удара в центр шар катился строго по прямой. Теперь, с помощью кожаной наклейки, ее изобретатель стал демонстрировать несравненно более сложные удары: шар вращался и двигался по искривленной траектории, вдруг сам собой останавливался и откатывался назад, перескакивал через другие шары и т. д. Такая игра вызывала у всех окружающих удивление и восхищение.

Вскоре Менго написал книгу. Она называлась "Теория бильярдной игры. Руководство для желающих сделаться первоклассными игроками". Перевод ее на русский язык был издан в Санкт-Петербурге в 1847 году. В этой книге автор привел описание бильярда, его принадлежностей, рассмотрел движение шара при горизонтальном и наклонном ударах кием, особенности отражения шаров при столкновении их с бортами и друг с другом.
Очередным поворотным пунктом в развитии бильярда стало появление американских резиновых бортов, благодаря которым игра усложнилась, а интерес к ней повысился. Шары хорошо отражались бортами, что незамедлительно сказалось на занимательности и зрелищности игры.
В 1912 году в Париже было создано "Международное объединение федераций любителей бильярда". Эта ведущая организация всех европейских спортсменов-бильярдистов намечала мировые соревнования, разрабатывала правила их проведения, вела работу по их организации, готовила бильярдных судей, назначала ставки (призовые фонды). К этому времени главными европейскими бильярдными странами стали: Франция, Англия, Германия, Бельгия, Голландия, Швеция, Австрия и за океаном - США.
Как уже отмечалось, а России бильярд появился в начале XVIII столетия при Петре I. Будучи за границей, в Голландии, он самолично привез оттуда шары и стол, приказав его установить в своей приемной, строго наказав: посетители должны не сидеть и не бить баклуши в ожидании, когда примет их царь, а тренироваться на заморской диковинке. И посмел бы кто ослушаться! Впрочем, аппетит всегда приходит во время еды. Царское окружение с увлечением принялось заколачивать шары в лузы. Но особенно в этом отличался офицерский люд - самый азартный и охочий до всего нового народ. Буквально в несколько лет игра утвердилась в гостиницах, постоялых дворах, в клубах, в Офицерских собраниях. Карты были почти заброшены. Более того, в XIX веке русские офицеры завезли русский бильярд в Финляндию, где он любим и по сей день. Кстати, русский бильярд постепенно завоевывает популярность и на Западе - в Швеции, Греции, Германии. Не хотят его менять ни на какой другой и в Монголии. И, несмотря на то, что стоил тогда один бильярдный стол громадные деньги - 250-300 золотыми (их меняли даже один к одному на кровных арабских скакунов), очереди на приобретение этих столов были немалые. Новая игра стала любимой всеми. Уж на что была обременена государственными заботами Екатерина II, но и та время для бильярда находила всегда. И это именно в ее век с чьей-то легкой руки родилось название первой нашей игры - "русская пирамида". Позже в России появляется еще одна "пирамида" - "московская".
Еще большее распространение бильярд получил при императрице Анне Иоанновне, которая играла на нем почти ежедневно. С началом XIX столетия игра из дворцов и поместий переместилась в общественные места: гостиницы, трактиры, клубы. Например, уже к 40-м годам прошлого века в русской армии не было ни одного полка, в офицерском собрании которого не стоял бы бильярд.

На 20-30-е годы прошлого века приходится начало увлечения французской трехшаровой карамбольной партией в России. Этому способствовала довольно распространенная в то время мода среди состоятельных русских дворян путешествовать по Европе, причем особое значение придавалось пребыванию в Париже. Находясь во Франции, некоторые из таких путешественников становились заядлыми игроками, приобретали там столы, кии, шары. Возвратившись на родину, новоиспеченные поклонники бильярда не только сами с удовольствием играли в карамболь, но и приобщали к нему своих знакомых.
С распространением "французской" игры у нас даже произошла переориентация бильярдного производства. Талантливые деловые люди из числа игроков, знатоков и любителей бильярда наладили изготовление новых столов и принадлежностей. Наиболее известными фабрикантами такого рода были А. Фрейберг и М, Ерыкалов в Петербуре, В. Щульц, К. Щульц и братья Богомоловы в Москве, Я. Гоц в Ростове-на-Дону, В. Галушкин в Одессе. Наиболее предприимчивые из них, не оставив изготовление лузных столов, быстро освоили и производство французских бильярдов. Так, самая первая построенная в России петербургская фабрика А. Фрейберга славилась большими масштабами производства и высоким качеством продукции. В середине XIX столетия здесь наряду с десятью типами лузных столов начался выпуск двух видов французского карамбольного бильярда. Пятая часть из 200 ежегодно выпускаемых фабрикой Я. Гоца столов также были карамбольными. В игры на традиционном русском бильярде были включены и карамбольные удары. Так появилась интересная и любимая многими отечественными игроками прошлого века партия "Пять шаров с карамболями", в которой французский карамболь удачно сочетается с покладкой шаров в лузы. И хотя "колыбелью" бильярда были Франция и Англия, в дальнейшем именно в нашей стране игра была доведена до совершенства.
В России с самого начала освоение бильярда шло автономно. Именно в Москве и Петербурге появились не только строгие столы, на которых шары могли быть положены лишь точными ударами, но и новые интересные игры, В 30-х годах XIX века в России придумали "Малую русскую пирамиду", которая сразу приобрела большую популярность. Эта игра до сих пор остается классикой бильярда. Наглядность борьбы и разнообразие ударов никого не могут оставить равнодушными. Выдающимися бильярдными игроками были академик М. В. Ломоносов, граф Г. Г. Орлов, герои войны 1812 года генералы И. Н. Скобелев (дед знаменитого генерала М. Н. Скобелева), Д. Г. Бибиков, граф А. Н. Остерман-Толстой, маркеры Английского клуба в Петербурге Андрей Часовщик, московского купеческого клуба Роман Бакастов, московский игрок Роженков и др. В середине XVIII столетия в петербургских трактирах собиралась "золотая" молодежь того времени. Судя по некоторым источникам, в жарких схватках за бильярдным столом сходились такие известные исторические личности, как великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов и гвардейский офицер Григорий Григорьевич Орлов.
Особого упоминания заслуживают колоритные фигуры трех генералов русской армии: Ивана Никитича Скобелева, Дмитрия Гавриловича Бибикова и Александра Ивановича Остермана-Толстого. Все они в сражениях потеряли по руке, но, несмотря на это, систематическими упражнениями и тренировками достигли больших успехов в бильярде.