Смекни!
smekni.com

Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста (стр. 1 из 9)

Учреждение образования Республики Беларусь

Минский государственный педагогический колледж

Дошкольная педагогика и психология

ВЛИЯНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа по методике физического воспитания

Научный руководитель:

преподаватель методики

физического воспитания

И.М.Ивановская

Минск 2004 г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение 3

Общая характеристика работы 4

Г л а в а 1. Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики

1.1. История развития ритмической гимнастики 6

1.2. Задачи ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста10

1.3. Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении. Музыкальное сопровождение 12

В ы в о д ы п о I г л а в е 18

Г л а в а 2. Определение координации движений у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Развитие координации у детей дошкольного возраста 19

2.2. Пути определения координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста 25

2.3. Влияние ритмической гимнастики на формирование координационных движений у детей старшего дошкольного возраста 29

В ы в о д ы п о I I г л а в е 33

Заключение 34

Список используемых источников 35

Приложения 37

В в е д е н и е

Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких методов работы с детьми является ритмическая гимнастика. Она привлеккла к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением. Почему бы и нам не обратить на неё внимание. Тем более что ритмы аэробики так же стремительны и неуловимы, как дети, отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо.

Вопросами касающиеся ритмической гимнастики занимались такие учёные как Жорж Демени, Жак-Далькроз, Г. А. Дюпперон и др. А в наше время это Т. П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др.

Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации. А так как возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме того занятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь. Поэтому лучшим выходом будет развитие координации на занятиях по ритмической гимнастике.

Общая характеристика работы

Объект исследования: ритмическая гимнастика.

Предмет иследования: влияние ритмической гимнастики на развитие координации движений у детей старшего дошкольного возраста.

Цель иследования: научное обоснование и экспериментальная проверка диагностически направленных форм и методов формирования координации.

Задачи иследования:

1. Осуществить теоретический анализ сущности развития ритмической гимнастики.

2. Проанализировать особенности формирования координациионных способностей у детей дошкольного возраста.

3. Разработать диагностическую программу обследования координации у детей старшего дошкольного возраста и влияние развития на нее ритмической гимнастики.

Гипотеза: поскольку ритмическая гимнастика включает в себя общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-риемические движения, которые подчинены определленному темпу, ритму выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой, вероятно, весь этот комплекс воздействия направлен на формирование у детей координации движений.

Методология исследования: в основу научного поиска положена диагностическая теория использования физических упражнений, направленных на формирование координации рук и ног в сочетании с музыкальным сопровождением различного темпа.

Методы исследования: анализ педагогической литературы по теме исследования, наблюдения, диагностирование, практическая деятельность автора в качестве воспитателя дошкольного учреждения, анализ планов воспитательно-образовательной работы, педагогическмй эксперимент.

Научная новизна исследования: состоит в том, что разработано содержание, формы и методы диагностического обследования координации у детей старшего дощкольного возраста; охарактеризована методика проведения ритмической гимнастики.

Теоретическая значимость исследования: раскрыта возможность координационных способностей у детей дошкольного возраста, сущность проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении.

Практическая значимость исследования: адаптирована диагностика и разработана педагогическая методика обучения физическим упражнениям, направленных на координацию движений рук и ног, посредствам ритмической гимнастики, определены критерии эффективности.

На защиту выносится следующие положения:

1. Сущность ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2. Критериями эффективности владения координационными движениями является сформированность двигательных способностей, показателями которых выступают: естественная активность, ориентировка в окружающем пространстве, равновесие, пластичность, точность движений, динамическая выносливость, проиизвольное расслабление мышц, управление моторикой, направлением движений.

3. Основными направлениями в формировании координационных способностей является поэтапное усложнение движений, ритмичность, четкость показа воспитателя в согласовании с коментариями.

4. Подготовка детей к проведению ритмичекой гимнастики предполагает учет принципов постепенниости, системотичности, последовательности, учет возрастных особенностей и решение задач по формированию координационных и двигательных способностей, развитию творчетва и активности дошкольников.

Структура и объём курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, общей хаорактеристики работы, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников, приложения.

Полный объём текстовой части курсовой работы в количестве 34 страниц, включая 7 рисунков на 2 страницах, 4 таблицы на 3 страницах. Объём, занимаемый списком использованных источников, составляет 2 страницы (17 наименований на русском языке). 2 Приложения размещены на 6 страницах.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики

1.1 . История развития ритмической гимнастики.

Мало кто знает, что корни ритмической гимнастики берут свое начало в глубо­кой древности. Чтобы выжить в борьбе с природой, перво­бытному человеку нужны были ловкость, сила, выносли­вость. Такие качества он развивал в начале во время охоты, рыбной ловли. Позже, занимаясь земледелием, скотоводст­вом, человек использовал с этой целью определенные, много­кратно повторяемые движения - физические упражнения.

При первобытнообщинном строе подготовка к охоте, сбору урожая, другим важным событиям отмечалась различ­ными ритуалами, включавшими ритмичные имитационные движения. Во время совместного выполнения их членами рода или племени развивалась согласованность коллектив­ных действии. Одновременно совершенствовались жизненно важные навыки, воспитывались физические качества.

По мере классового расслоения общества и развития государств возникала необходимость военной подготовки. Физические упражнения стали приобретать военно-приклад­ную направленность. Рнтмизированные, т. е. выполняемые в ритме определенной мелодии, движения военных, трудо­вых и других ритуальных танцев были одновременно и зре­лищем, и средством физической подготовки. Со временем они приобретали все большую зрелищную направленность. При этом дальнейшее развитие получали эстетически вырази­тельные, ритмично выполняемые движения. Особой вырази­тельности ритмизированные танцы достигли в Древней Ин­дии. Обучение им проходило в специальных закрытых шко­лах. В античной Греции ритмичные движения входили в ритуальные танцы орхестрики. Танцующий должен был с помощью ритмичных движений выразить определенную мысль, идею, а для этого ему надо было обладать высоким чувством ритма, быть физически подготовленным, владеть своим телом. Кроме этого, танцору необходимо было знать поэзию, историю, мифологию, другие науки и искусства того времени.

Высоко ценили ритмичные движения эллинские фило­софы. Например, Лукиан считал, что телесный ритм захваты­вает сознание как исполнителей, так и зрителей и раскрывает соотношение между красотой телесной и духовной, воздейст­вует на чувства, воспитывает человека.

Военизированные ритмические танцы включались в спартанскую систему подготовки молодых воинов и были довольно сложными. Так, танцующий имитировал метание копья или поединок с противником. Одновременно манипу­лировал щитом, защищаясь от реальной угрозы - летящих в него камней, которыми пытались поразить его взрослые зрители. Такие танцы развивали ловкость, выносливость, быстроту движений и другие качества, необходимые воину.

С переходом к феодальным общественным отношени­ям античная культура постепенно приходила в упадок. Цер­ковь насаждала аскетизм, проповедовала отречение от жиз­ненных благ, в том числе и от физической культуры. Даже детские игры, танцы рассматривались как греховные. Изме­нения коснулись и военного дела. Теперь тяжело вооружен­ному, закованному в латы воину нужны были сила и устой­чивость. Такие качества, как ловкость, быстрота и вынос­ливость, которые вырабатывались с помощью ритмизирован-ных физических упражнений без лат и не в седле, потеряли свою ценность. Поэтому ритмизированные движения сохра­нялись лишь в танцах.