Смекни!
smekni.com

Акробатические упражнения (стр. 1 из 3)

Акробатика является одним из спортивных видов гимнастики. Акробаты соревнуются в одиночных акробатических прыжках (мужчины и женщины), в парных упражнениях (двое мужчин, двое женщин или мужчина и женщина) и в групповых упражнениях (четверо мужчин или трое женщин). Акробаты-прыгуны выполняют на соревнованиях комбинации акробатических прыжков и вольные упражнения. Акробаты, соревнующиеся в парных или групповых упражнениях, выполняют упражнения соответствующего вида и художественную композицию, состоящую из балансовых, бросковых и прыжковых элементов.

Во II части учебника, где излагается содержание средств общеразвивающих видов гимнастики, уже приведены акробатические упражнения, предназначенные для всех занимающихся гимнастикой. В данной главе даются упражнения для занимающихся спортивной гимнастикой. Все остальные упражнения описаны в учебнике по акробатике.

Акробатика занимает значительное место в тренировке гимнастов. Акробатические прыжки составляют основную трудность вольных упражнений, а некоторые элементы на гимнастических снарядах, особенно соскоки, сходны с аналогичными акробатическими упражнениями.

Основные акробатические прыжки

Переворот обычно выполняется с разбега после темпового подскока (или в соединении с другими прыжками) махом одной и толчком другой ногой. Основные компоненты техники: резкий мах одной и толчок другой ногой с последующим торможением ног. Ноги должны соединяться в момент прохождения вертикали площади опоры. Руки все время прямые. Ставить их на пол следует возможно дальше от толчковой ноги, но без фазы полета. Голова все время отклонена назад (смотреть на кисти рук). Полет и приземление выполняются так же, как при перевороте с головы.

Основные ошибки: согнутые руки, слабый мах ногой, сгибание в тазобедренных суставах в момент приземления, наклон головы на грудь при прохождении стойки на руках.

Последовательность разучивания: а) стойка на руках махом одной и толчком другой ногой с помощью и у стенки; то же, но с опорой ногами о мат, повешенный на гимнастическую стенку; то же с темпового подскока (ударить ногами о мат, рис. 222);

Рис. 222 Рис. 223

б) с места (с темпового подскока) переворот на плечо преподавателя (рис. 223). В момент выхода в стойку преподаватель подставляет правое плечо под бедра гимнаста и останавливает вращение, а левой рукой поддерживает под плечо. Фиксировать прогнутое положение тела в полете при перевороте; то же с 2– 3 шагов;

в) с 2–3 шагов переворот в целом с помощью: одной рукой поддерживать гимнаста под поясницу, другой – за плечо;

г) с разбега переворот (с помощью) с приземлением на гимнастический мат, положенный на акробатическую дорожку (толчок руками до мата); то же на два мата, положенных друг на друга, затем на 3, 4, 5 матов;

д) переворот на ровном месте с поддержкой, а затем и без нее. Переворот на одну ногу выполняется махом одной и толчком

другой ногой с фазой полета после толчка руками и приземлением на маховую ногу. Освоение данного переворота чрезвычайно важно для последующего соединения различных переворотов в комбинации. Основные компоненты техники такие же, как при перевороте, но ноги не соединяются и приземление осуществляется на маховую ногу, толчковая впереди.

Последовательность разучивания:

а) из стойки на маховой, толчковая впереди, руки вверху, широкий выпад на толчковую ногу, подавая вперед таз. Рекомендуется придерживать занимающегося за плечи, чтобы он прочувствовал это движение;

б) повторить переворот;

в) переворот, приземляясь в положение ноги врозь, толчковая нога несколько впереди. В дальнейшем постепенно увеличивать расстояние между маховой и толчковой ногой (возможно ближе ставить маховую ногу к месту опоры руками), пока переворот не будет выполняться на одну ногу с последующим переходом на другую;

г) переворот на возвышение из матов, а затем на ровном месте. После приземления подавать таз вперед и переходить в выпад;

д) переворот на одну в пробежку.

Переворот прыжком выполняется с разбега после наскока, т.е. прыжка с одной ноги на две, руки вверху. Основные компоненты техники: энергичный толчок двумя ногами с быстрым движением руками и туловищем вниз, под себя, энергичный мах ногами назад в момент опоры руками, резкое торможение ног.

В этом перевороте две фазы полета: после толчка ногами и толчка руками. При правильном выполнении обе фазы по высоте и длине должны быть примерно равными и выполняться в одном ритме. Вторая половина переворота делается резким разгибанием ног в тазобедренных суставах и толчком прямыми руками. Поэтому в стойке на руках гимнаст должен быть слегка согнут в тазобедренных суставах.

Основные ошибки: отсутствие полета в первой фазе, слишком длинный, короткий или высокий полет; прямое или даже прогнутое тело в момент опоры руками; отсутствие маха ногами с последующим торможением либо слабый мах в момент промежуточной опоры руками; сгибание в тазобедренных суставах в момент приземления.

Последовательность разучивания:

а) наскок, то есть прыжок с одной ноги на две, руки вверху;

б) повторить переворот и переворот с головы;

в) переворот прыжком в целом с помощью. На первых попытках можно не требовать высокого полета в первой половине движения, однако после ознакомления с упражнением потребовать выполнения полета и в первой половине переворота. Указать занимающимся, что после толчка ногами руки вместе с верхней частью туловища надо резко опустить вниз, под себя, стараясь поставить их на место ног.

Рондат – связующий элемент для перехода от разбега к упражнениям, выполняемым спиной к направлению движения. От качества выполнения рондата в значительной мере зависит и качество последующего акробатического прыжка. Рондат выполняется махом одной и толчком другой ногой с последовательной опорой прямыми руками (объективно они несколько сгибаются, особенно при сложных прыжках), с поворотом на 180° и фазой полета после опоры руками. Упражнение делается в строго вертикальной плоскости.

После разбега и темпового подскока начинается наклон туловища вперед. При этом руки должны быть все время параллельны. Толчковая нога ставится по линии разбега, и следует энергичное движение маховой ногой. При этом плечи не поворачиваются. Поворот начинается только перед самой постановкой первой руки за счет стремления поставить ее возможно дальше вперед. При этом фазы полета быть не должно. Первая рука ставится несколько справа (при повороте налево) от средней линии (или на ней), пальцами влево (к средней линии). Вторую руку нужно ставить как можно позже, причем слева от средней линии. Пальцы второй руки слегка развернуть в направлении первой руки. Гимнаст должен стремиться выполнить весь поворот и соединить ноги при опоре одной рукой. В действительности опора второй рукой происходит при повороте менее чем на 180°, но более чем на 90°, а ноги соединяются еще позже, хотя гимнаст должен ощущать, будто соединяет их в стойке на руках. Далее начинается курбет. Спортсмен отталкивается руками и резко сгибает ноги в тазобедренных суставах, а затем тормозит движение ног и поднимает туловище. Приземляться точно на средней линии разбега, спиной к направлению движения с выпрямленным телом.

Рис. 224 Рис. 225

Последовательность разучивания:

а) курбет (см. полуперевороты) и переворот вперед;

б) переворот колесом с поворотом в одноименную сторону (против движения); то же, приставляя при приземлении свободную ногу и выпрямляя тело (рис. 224); то же с прыжком вверх;

в) рондат в целом с места; то же с темпового подскока; то же с 2–3 шагов и легкого разбега;

г) рондат с разбега с поддержкой под спину (рис. 225).

Переворот вперед колесом. В данном упражнении, как в переворотах колесом, нет фазы полета. Переворот колесом вперед выполняется вращением вокруг поперечной оси махом одной и толчком другой ногой с приземлением на маховую ногу и шагом вперед на толчковую. Последовательная опора каждой ногой и рукой должна выполняться в одном ритме. Руки и ноги ставятся по обе стороны средней линии примерно через равные расстояния.

Последовательность разучивания: а) махом одной и толчком другой ногой через стойку на руках мост и встать с моста на ноги (с помощью); то же на одну ногу; то же, но руки ставить последовательно (первой ставится рука, одноименная толчковой ноге);

б) переворот на одну ногу;

в) то же, но руку, одноименную маховой ноге, ставить несколько впереди, расстояние между руками все увеличивать, пока опора не будет последовательной, причем снимать руки с пола необходимо тоже последовательно (упражнение выполняется с помощью);

г) переворот колесом вперед в целом с разбега.

Переворот назад имеет две фазы полета: после толчка ногами и после толчка руками. По продолжительности и высоте эти фазы должны быть примерно равны. Основные компоненты техники: толчок ногами в момент потери равновесия назад с энергичным махом руками и плечами назад и резкое разгибание ног в коленных суставах в момент опоры руками с последующим торможением, обеспечивающим наряду с толчком руками полет во второй фазе. Большое значение имеет также резкое сгибание ног в тазобедренных суставах с последующим торможением, благодаря которому поднимаются плечи перед приземлением на ноги.

Для выполнения переворота назад с места делается полуприсед с потерей равновесия назад и отведением рук до отказа назад. При этом очень важно, чтобы туловище было наклонено вперед, так как вращение создается не только взмахом руками, но и резким движением плечами назад. Колени не должны уходить вперед (голени перпендикулярны полу). Далее следует энергичный мах руками вверх-назад с движением плечами назад и толчком ногами от пола. В полете тело максимально прогнуто, ноги расслаблены (согнуты в коленных суставах), руки и голова отведены до отказа назад. После приземления на руки (гимнаст должен видеть свои руки в момент постановки их на пол) следует вторая часть упражнения – курбет. Он начинается резким разгибанием ног в коленных суставах, после которого следует быстрое сгибание в тазобедренных суставах и толчок прямыми руками от пола. В этой, второй, безопорной фазе гимнаст должен стремиться поставить ноги как можно ближе к месту толчка руками и быстро поднять плечи, чтобы приземлиться на ноги в выпрямленном положении, руки вверх. Далее следует прыжок вверх с небольшим продвижением назад. Если после курбета гимнаст в прыжке продвигается вперед или остается на месте, значит, он слишком далеко поставил ноги, а если продвижение назад очень значительное, то спортсмен поставил ноги слишком близко.