Смекни!
smekni.com

Волейбол (стр. 1 из 8)

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИКИ ИГРЫ

Для последовательного изучения и анализа всего многообразия техники игры пользуются классификацией. Классификация— это соподчиненное распределение приемов и способов по разделам, группам на основе определенных сходных признаков.

Техника волейбола по характеру действий игроков разделяется на два больших раздела: технику нападения и технику защиты. В каждом из этих разделов выделяются две группы—техника перемещений и техника владения мячом.

В каждой группе имеются приемы и способы. Способы определяют, как выполняются приемы, каков характер движения при их выполнении. Почти каждый способ имеет разновидности, которые раскрывают отдельные изменения в деталях структуры движения. На выполнение приема оказывают влияние условия, которые уточняют специфику перемещений (на месте или в движении, в опорном или безопорном положении), направление, дистанцию и т. д.

ТЕХНИКА НАПАДЕНИЯ

Стойки и перемещения

Стойка. При нападающих действиях, как правило, игроки передней линии перемещаются вперед или косо-вперед. Поэтому стойка игрока должна быть такой, чтобы он мог быстро переместиться в нужном направлении.

Для этого центр тяжести тела должен быть смещен к передней части опоры; ноги слегка согнуты и расставлены, одна нога немного впереди, пятка сзади стоящей ноги оторвана от опоры; туловище слегка наклонено вперед; руки согнуты в локтях, плечи опущены (рис. 1).

Рис. 1

В зависимости от предполагаемого направления движения вперед выставляется правая или левая нога. Если передача для нападающего удара направлена справа, то вперед выставляется левая нога, если слева, то вперед выставляется правая нога. Это облегчает поворот туловища нападающего игрока в сторону передающего и позволяет держать в поле зрения мяч и действия передающего игрока.

Ходьба — один из видов перемещения. По площадке игроки перемещаются так называемым пригибным шагом. В отличие от обычной ходьбы вперед выносится не прямая нога, а чуть согнутая и нет ярко выраженной постановки ее на пятку. Шаги мягкие, крадущиеся. При таком перемещении игрок избегает вертикальных колебаний центра тяжести и может быстро занять исходное положение для выполнения любого приема. Отличительной чертой «игровой» ходьбы является отсутствие движения рук.

Бег волейболиста характеризуется стартовой стремительностью, малыми расстояниями, резкими изменениями направлений и моментальными остановками. Поэтому нельзя, как в легкой атлетике, выделить технику отдельных видов бега — ударного, махового и др. Беговой шаг при нападающем ударе крадущийся. Он помогает рассчитать время подхода к месту толчка и заканчивается напрыгиванием.

Скачок — это широкий шаг с безопорной фазой. Его надо выполнять так, чтобы центр тяжести не поднимался вверх и способствовал более быстрому перемещению вперед. Обычно скачок сочетается с бегом или ходьбой в различных направлениях, с различной скоростью. Сделав скачок, игрок занимает исходное положение для выполнения технического приема.

Прыжок выполняется при нападающих ударах и вторых передачах. В волейболе различают два способа прыжка: толчком двумя ногами и толчком одной ногой.

При прыжке толчком двумя ногами в исходном положении ноги поставлены параллельно, на ширине плеч, туловище наклонено вперед. Руки, согнутые в локтях, слегка отведены назад, что позволяет быстро вынести их в положение замаха кратчайшим путем. Оттолкнувшись двумя ногами и сделав взмах руками вперед-вверх, волейболист прыгает. Руки выносятся вверх до уровня головы. Прыжок толчком двумя ногами выполняется с места и с разбега.

При прыжке толчком одной ногой после последнего шага разбега (с места не выполняется) толчковая нога ставится на пятку, руки, согнутые в локтях, слегка отведены назад. Выпрямляя толчковую ногу, игрок делает мах другой ногой, согнутой в коленном суставе, и одновременно делает мах руками вверх.

Волейболист не должен смотреть на поверхность площадки, по которой он перемещается. Во время перемещений ему необходимо следить за мячом, а также за действиями своих партнеров и игроков противника. Это одна из характерных особенностей игровой деятельности волейболиста.

В процессе игры все виды перемещений применяются в различных сочетаниях. Направление и скорость перемещений зависят от конкретной игровой обстановки.

Цель перемещений заключается в том, чтобы правильно выйти к мячу для выполнения технического приема.

Техника владения мячом

Передача. Передача — один из основных технических приемов, без которого немыслима игра. В зависимости от положения рук и их движения различают верхние и нижние передачи. Верхние передачи рассматриваются в разделе «Техника нападения», нижние — в разделе «Техника защиты».

Передача двумя руками сверху выполняется из исходного положения (стойки), в котором ноги согнуты в коленях (одна нога немного впереди), нога, разноименная направлению передачи, выставлена вперед, при передаче вправо вперед выставляется левая нога и наоборот, туловище в вертикальном положении. Руки согнуты в локтях, кисти, слегка отведенные назад, находятся перед верхней частью лица, ладони развернуты внутрь

Пальцы расставлены и напряжены. Положение игрока должно быть устойчивым (рис. 2).

Рис. 2

Передача мяча производится встречным движением туловища и рук. Движение начинается одновременным выпрямлением ног, туловища и рук в локтевых суставах, а заканчивается активным разгибанием кистей в лучезапястных суставах. Во время передачи мяч ложится на подушечки первых фаланг большого, указательного и среднего пальцев, на которые приходится вся тяжесть мяча. Безымянный палец и мизинец как бы поддерживают мяч с обеих сторон. Пальцы напоминают «пружинки», которые при соприкосновении с мячом гасят его скорость. Обратным движением пальцев мяч выталкивается вверх.

Последовательность движения показана на рис. 3, а положение мяча в кистях рук на:

Положение кистей рук у верхней части лица дает возможность выполнять передачи вперед (рис. 5), над собой (рис. 6) и назад (рис.7).

Передача вперед выполняется в стойке (опорном положении) и в прыжке (в безопорном положении). При выполнении передачи в стойке активную роль играют мышцы ног, туловища и рук. В прыжке передача выполняется более активным разгибанием рук в локтевых и лучезапястных суставах. Причем передача должна выполняться только в конечной фазе подъема или «мертвой» точки прыжка (рис. 8).

Для выполнения точной верхней передачи игрок должен занять на площадке такое место, чтобы траектория полета мяча проходила через верхнюю часть лица (рис. 9).

В процессе игры мяч передается на различные расстояния. Условно в зависимости от расстояния передачи делятся на длинные (свыше 5 м), средние (до 5 м) и короткие (до 1,5 м); высота и скорость полета мяча могут быть различны.

При длинной передаче ноги энергично разгибаются, а туловище сгибается в пояснице вперед, в направлении передачи.

При средних и коротких передачах ноги разгибаются более плавно, а туловище остается в вертикальном положении.

Пли передачах над собой больше сгибается сзади стоящая в связи с чем выводится вперед таз и туловище слегка от-Гпоняется назад. Создаются условия для передачи таким же движением РУК как при передаче вперед: руки разгибаются только Локтевых суставах вверх; кисти остаются открытыми.

Рис. 3

Пли передаче назад плечи больше отводятся назад за счет ппогиба в поясничной части туловища. Руки разгибаются вверх-назад Чем больше расстояние для передачи, тем энергичнее прогиб в пояснице и выпрямление ног в коленных суставах.

Передачи над собой и за голову выполняются в прыжке. Наиболее благоприятны для передач фазы подъема или «мертвой» точки прыжка.

Рис. 6 Рис. 7

Передачи в прыжке с имитацией нападающего удара, названные «откидками», — эффективный тактический прием. Послепрыжка и замаха для нападающегоудара рука опускается до уровня головы (присоединяется к другой руке). Таким образом, создается исходное положение для передачи в прыжке (см. выше).

Передача одной рукой сверху применяется редко. Главным образом для короткой передачи мяча вдоль сетки или над собой, когда первая передача сделана близко к ней.

При выполнении передачи одной рукой кисть разворачивается ладонью вперед.

Рис. 8. Рис. 9 Рис. 10

Мяч ложится на первую и вторую фаланги трех средних пальцев, а большой палец и мизинец поддерживают его с обеих сторон. Кисть над плечом (рис. 10).

В передачах вперед активную роль играет разгибание руки в локтевом и сгибание в лучезапястном суставах вперед по направлению передачи. В передаче над собой локоть поднимается выше уровня плечевого сустава, кисть находится над плечом. Передача производится за счет разгибания руки в локтевом суставе вверх. Кисть остается открытой.