Смекни!
smekni.com

История западноевропейской философии (стр. 1 из 16)

Краткий указатель литературы, изданной на русском языке в период с 1987 по 1991 гг.

Манекин Р. В.

Донецкое отделение САМИ

Москва-Донецк, 1993

Содержание

От составителя 3

Раздел I. Античная философская парадигма и историко-философская ситуация в эпоху поздней античности

Раздел II. Средневековая философская парадигма

Раздел III. Историко-философская ситуация в эпоху Возрождения

Раздел IV. Новоевропейская философская парадигма и историко-философская ситуация эпохи Просвещения

Раздел V. Классическая парадигма современности (немецкая классическая философия)

Раздел VI. Неклассическая, неоклассическая и постклассическая философия конца XVIII-XX вв

Приложение. Компьютер и история философии (Краткий обзор отечественных и зарубежных исследований)

От составителя

Настоящий указатель литературы представляет собой непериодическое специализированное научное издание, сформированное путем выборочной библиографической экспертизы.

При его составлении были использованы каталоги, справочно — библиографическая документация, материалы Всероссийской государственной библиотеки имени В. И. Ленина, Института научной информации по общественным наукам РАН, Научной библиотеки имени А. М. Горького МГУ.

Он включает около тысячи библиографических описаний монографий и статей, изданных на русском языке (а также переведенных на русский язык) в период с 1987 по 1991 гг.

В указателе не представлены наименования рукописей, депонированных в ИНИОН РАН, ВГБ, других библиотеках; авторефератов диссертаций, рецензий, учебников, учебных пособий (зя исключением имеющих выдающееся научное значение — см. в разделе 1 : Лосев А. Ф. История античной эстетики. Пбследние века : В 2-х кн.— М. : Искусство, 1988), а наименования статей, опубликованных в сборниках научных (в т. ч. и переводных) трудов, тезисов научных конференций приведены частично.

Указатель, предназначен для широкого круга читателей, профессионально и непрофессионально занимающихся как общими: так и частными проблемами истории западноевропейской философии, и ориентирован, главным образом, на использование в научной, научно —педагогической деятельности, в том числе и при написании курсовых и дипломных работ.

Он заинтересует:

— работников справочно-библиографических отделов областных, городских, вузовских, других научных библиотек, чьи работа значительно затруднена после прекращения Издания ИНИОН РАН специализированных указателей литературы; студентов, аспирантов, молодых преподавателей философских факультетов вузов страны, зарубежных специалистов — историков философии, историографов, не имеющих непосредственного доступа к каталогам крупнейших отечественных библиотек; непрофессионалов, любителей истории философии, остро нуждающихся в наиболее полном, целостном представлении о библиографическом потенциале современной истории философии.

Настоящий указатель состоит из шести разделов:

I. Античная философская парадигма и историко-философская ситуация в эпоху поздней античности.

II. Средневековая философская парадигма.

Историко-философская ситуация в эпоху Возрождения.

Классическая философская парадигма современности (Немецкая классическая философия).

Новоевропейская философская парадигма и историко-философская ситуация в эпоху Просвещения.

Неклассическая, неоклассическая и постклассическая философия конца XVIII—XX вв.

Все разделы, кроме VI, имеют подразделы "Источники" и "Литература". В последнем разделе такого деления нет ввиду отсутствия существенного временного отстояния, дистанцированности объектов историко-философских исследований и исследователей. Если круг мыслителей античности, средневековья, Возрождения, Просвещения и нового времени – виднейших представителей философских школ и направлений давно и недвусмысленно определен; если историко-философская значимость творческого наследия Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха общепризнана и не подвергается сомнению, то проблема трудов современных авторов не поддается однозначному решению ввиду того, что со времени их написания прошел сравнительно небольшой, исторически несущественный промежуток времени.

В разделах I и IV объединены дdе различные темы, что вызвано отсутствием достаточного массива исходного библиографического материала.

Последний такой указатель см.: История зарубежной философии (с древнейших времен по третью четверть XIX в.): Указатель литературы, изданной в СССР на русском языке в 1983-1987 гг. /Сост. Е. И. Серебряная – М.: ИНИОН, АН СССР. 1950.— Ч. 1 - 2.

Методологической базой проведенной работы явились труды Т. С. Куна[1].

Напомним, что в основании историко-эволюционной теории философии науки Т. С. Куна лежат понятия "научное сообщество" (общность исследователей, имеющих одинаковую исходную научную подготовку, единых в понимании целей науки и се отношения к социальной сфере), "парадигма" (совокупность убеждений, мировоззренческих позиций, в т. ч. и метафизических установок, ценностей, технических средств, принятых определенным научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции), "дисциплинарная матрица" (набор правил научной деятельности, общепризнанных в конкретной научной среде). Т. С. Кун предложил модель историко-научного процесса, в которой последний предстает чередой эпизодов конкурентной борьбы между различными "научными сообществами" — борьбы, в которой период господства конкретной научной "парадигмы" (т. н. "нормальная наука") сменяется периодом ее распада и формирования (конкуренции) новых "парадигм" (революция).

Парадигмальный подход, сформулированный Т. С. Куном, лег в основу систематизации исходного библиографического материала настоящего указателя, заменив формационный (классовый) подход, принятый в отечественном библиоведении ранее.

В силу сказанного с материалом настоящего указателя были произведены такие действия:

- наименования источников и литературы, имеющих отношение к истории философии эпохи Возрождения, выделены из общего массива библиографических описаний источников и литературы по средневековой философии как литература, характеризующая период распада средневековой парадигмы[2];

библиографические описания источников и литературы по истории новоевропейской философии и философии эпохч Просвещения объединены в одном (V) разделе как литература, характеризующая различные этапы развития единой новоевропейской философской парадигмы, в недрах которой (в эпоху Просвещения) формировались предпосылки философской парадигмы современности[3]; наименования источников и литературы по истории становления немецкой классической философии выделены в отдельный раздел как литература, характеризующая период "нормальной науки" (философии) в современной историко-философской ситуации[4].

Следует иметь в виду, что:

— библиографические описания работ, относящихся к нескольким разделам настоящего указателя, приведены в каждом из них[5];

- описания работ, посвященных исследованиям творчества философов (или написанных самими философами), жившими на рубеже историко-культурных эпох; философов, чье творчество в равной степени принадлежит различным историческим эпохам — см. в обоих соответствующих разделах указателя[6];

— описания работ мыслителей, оказавших большое влияние на развитие философской мысли последующих, но несовременных им эпох — см. в разделах, соответствующих не годам их жизни, а

историко-философским эпохам, в контексте которых раскрылся их философский потенциал[7].

Несколько трудов, библиографические описания которых приведены в настоящем указателе, не относятся к философской проблематике непосредственно. Они представлены в нем потому, что в них — как думается — ясно представлено современное состояние конкретных философских проблем.

В приложении к указателю дан краткий историографический обзор отечественных и зарубежных исследований, проведенных посредством ЭВМ и количественных методов.

Составитель благодарит директора ЦСГО МГУ Сурина А. В. за ряд ценных замечаний по существу содержания его работы.

Составитель предполагает дальнейшую работу над указателем и будет признателен за любые критические замечания и предложения.

Раздел I. Античная философская парадигма и историко-философская ситуация в эпоху поздней античности

Источники

Боэций Аниций. Утешение философией. И другие трактаты.- М. : Наука, 1990.- 413 с.

Платон. Собрание сочинений: В 4 т. — М. : Мысль, 1990.

Платон. Федр (О значении философии).— М. : Прогресс, 1989.- 130с.

Плотин. Эннеады 1, 8 51. О природе и источнике зла // Историко-философский ежегодник. —1989.— С. 161 — 176.

Размышление римского императора Марка Аврелия о том, что важно для самого себя. — М. : СП "Бук Чембэр Интернэшнл", 1991.- 64с.

Фрагменты ранних греческих философов / Отв. ред. И. Д. Рожанский.- М. : Наука, 1989.- Ч. 1.-575 с.

Литература

Авалиани С. Ш. Аристотель как родоначальник философии науки // Тр. Тбил. ун-та. - Тбилиси, 1989. - Т. 292. - С. 101 -104.

Аверинцев С. С. Античная риторика и судьбы античного рационализма //Античная поэтика.— М. , 1991.— С. 3 — 26.

Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии.- 1989.- № 3,- С. 3- 13.

Адо П. Плотин или простота взгляда.— М. , 1991.— 140 с.

Антипенко 3. С. Проблема Сократа у Ницше //Зарубежное философское антиковедение. — М. , 1990.— С. 156—163.

Анц В. Диалог Хайдеггера с традицией // Философия Мартина Хайдеггера и современность.— М. , 1991.— С. 53-62.

Апинис Р. Л. Представление досократиков о себе (самосознание рождающейся философии) // Античная философия : специфические черты и современное значение.— Рига, 1988.- С. 9-11.

Арзуманян Г. Р. Об этико-эстетическом единстве платоновского идеала // Вестник Ереван, ун-та.— Обществ. науки.— 1988.- Ч. 1.- С. 183-186.