Смекни!
smekni.com

Сущность времени и его величины (стр. 1 из 13)

или недостающий аргумент в споре здравого смысла с теорией относительности.

Исходя из того, что сущностью времени является движение, этот небольшой "трактат о времени" выделяется в таком подходе к проблеме времени своим настойчивым следованием выбранному пути решения этой проблемы до "конца" - до выявления общей основы времени и движения, выявления точки их "пересечения". Но именно такая последовательность и позволила автору УВИДЕТЬ ВРЕМЯ В САМОМ ДВИЖЕНИИ как нечто, производное от движения, и тем самым ясно и просто ответить на вопрос, что такое время. О том, какая же истина предстала при этом перед глазами исследователя, о том, возможна ли Машина времени и может ли время изменять свой ход и направление, Вы и узнаете из этой брошюры, приоткрыв при этом для себя Тайну Времени.

Н.А. Попов.

Введение

Что есть время? Когда меня спрашивают, я знаю, о чём идёт речь. Но стоит мне начать объяснять, я не знаю, что и сказать.

Бл. Августин.

Сущность времени - движение. Такова известная общая формула решения проблемы времени философами-материалистами, выражающая совокупный практический опыт познания временного явления. Однако это лишь исходная посылка, выбор пути решения данной проблемы. Следующий же шаг в этом направлении требует наполнить эту формулу более конкретным содержанием, требует найти "причину", "зародыш" времени в каждом из материальных процессов, проследить, КАКАЯ ИМЕННО СТОРОНА, ГРАНЬ протекания этих процессов несёт в себе временные свойства, абстрагируется в понятие "время". Что и осуществляется в данном философском исследовании, выявляющем внутреннюю, генетическую связь движущейся материи и времени. Результатом же этого явилась концепция времени, отражающая природный механизм единства времени и движения и тем самым содержащая ключ к решению проблемы времени. Кроме того, достигнутая при этом ясность в понимании того, ЧТО есть время и его величина, позволила сделать подробный анализ возможности предполагаемого специальной теорией относительности А. Эйнштейна замедления времени в движущихся системах отсчёта и тем самым оценить эту теорию со стороны сущности времени, природного характера его величины и обнаруженного механизма единства пространства, времени и движения. Но при всём при этом представленная Вашему вниманию работа не претендует сколько-нибудь ни на широту, ни тем более на историчность подхода к затронутым вопросам. Проникнуть в сущность времени на глубину истоков его тесной взаимосвязи с движением, воочию увидеть его бытие и сделать из этого необходимые выводы - в этом её цель и её оправдание.

Глава I

Что такое настоящее время?

В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.

В. И. Ленин.

Каким же образом время проявляется в материальных процессах прежде всего в макропроцессах, являющихся первичным и основным источником наших временных представлений?

Что, например, представляет собой НАСТОЯЩЕЕ время, время нашего существования в изменчивом мире движущейся в своём проявлении материи?

Прежде всего отметим тот факт, что в "настоящем" находит своё отражение всё, что и как существует и этим определяет то или иное "лицо" бытия - от отдельных тел, движущихся и неподвижных относительно друг друга, и их составных элементов до сложнейших материальных систем, способных существовать лишь в непрерывном изменении, лишь в качестве процессов. Всё это и определяет содержание "настоящего". А то, как конкретно всё это проявляет себя, нашло свое выражение в понятии "состояние", которое и помогает отличить одно проявление всего сущего от другого например, по различным пространственным взаимоотношениям составных элементов какой-либо внутренне подвижной материальной системы и тем самым одно настоящее от другого. Таким образом, преходящие состояния всего того, что и как существует или, что то же, сменяющие друг друга состояния различных материальных систем, определяющие, характеризующие очередной момент существования движущейся материи, преходящую конкретную форму её проявления, и представляют собой преходящие моменты, формы настоящего времени. При этом состояния различных изменчивых материальных систем - процессов - выступают в качестве времени сопутствующих им "событий" которые, по сути, и сами представляют собой лишь смену состояния чего-либо, в качестве временного фона этих скоротечных явлений. Поэтому, отвечая на вопрос "когда?", необходимо и достаточно указать те состояния удобных для наблюдения процессов, которые были при том или ином интересующем нас событии и тем самым определяли по крайней мере, со своей стороны настоящее время этих событий. Причём если каждая конкретная форма настоящего - миг, мгновение времени, то в этих преходящих формах-мгновениях настоящего проявляется НЕПРЕХОДЯЩЕЕ настоящее время как способ существования неуничтожимой и неистощимой в своём изменении материи, продлевающий "миг между прошлым и будущим" до бесконечности.

Поскольку же состояния различных процессов непрерывно изменяются, то непрерывно изменяется и "лицо" настоящего времени - время "течёт" в широком смысле этого понятия, когда течение времени связывается не только с изменением состояния часов, а подчёркивается преходящий характер всего существующего, всеобщность изменения. При этом время течёт от одного настоящего определённого одним состоянием материальных процессов к другому настоящему определённому другим состоянием этих процессов, приходящему ему на смену в соответствии с причинно-следственными закономерностями бытия. Все тела, процессы всё, что проявляет себя всегда существуют в настоящем, принадлежат только настоящему, поскольку сами его определяют своими состояниями, взаимоотношениями, своим существованием, являясь частью этого настоящего. В этом смысле все часы, как бы они ни шли и что бы ни показывали, всегда показывают одно и то же время - настоящее. Оказаться вне настоящего времени можно, только оказавшись вне существования. Но при этом всякое настоящее так же преходяще, как преходяще любое состояние материального процесса, как преходяща любая конкретная форма проявления материи, объемлющая преходящие состояния различных процессов. Сменяющие друг друга состояния этих процессов, уходя в небытие, лишают материального содержания определяемые ими моменты настоящего времени и тем самым увлекают их за собой, придавая им при этом статус прошедшего времени. Только настоящее время, представляющее собой, в общем случае, ту или иную мимолётную конкретную форму проявления материи, обладает непосредственным существованием позволяя при этом наблюдать себя и “невооруженным глазом”, тогда как, чтобы “воочию” увидеть другие грани временного явления, потребуется еще и внимательный взгляд ума. Поэтому течение времени не есть процесс трансформации будущих событий в события настоящего и затем в события прошлого, а есть процесс трансформации одного настоящего в сменяющее его другое настоящее, в результате чего образуется непрерывная последовательность сменяющих друг друга моментов времени, определённых преходящими состояниями материальных процессов и связанных между собой специфическим отношением, зафиксированным в понятии "раньше-позже", - ВРЕМЕННЫМ ОТНОШЕНИЕМ, как раз и характеризующим порядок, последовательность смены этих состояний и определяемых ими моментов времени. При этом различные состояния процессов, занимая различные места в ряду сменяющих друг друга состояний этих процессов, оказываются разделёнными между собой другими состояниями этих процессов. Эта их удалённость друг от друга в порядке их появления и нашла своё выражение в понятии ДЛИТЕЛЬНОСТИ или временной протяжённости. Так, возникающая в результате протекания какого-либо процесса временная удалённость начальных и конечных его состояний образуемая последовательностью сменяющих друг друга его промежуточных состояний представляет собой длительность данного процесса. Но она же выступает длительностью и между всеми событиями, разделёнными протеканием данного процесса.

Находиться же во временном отношении в отношении раньше-позже к различным событиям, состояниям материальных систем, сменяющим друг друга или, иначе, занимать определённое место в ряду сменяющих друг друга событий и состояний и означает не что иное, как "существовать во времени".

Глава II

Возможно ли движение в настоящем и каков неизменный маршрут "путешествия во времени"?

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

А. С. Пушкин.

Когда же происходит всякое движение, изменение, если реально существует только настоящее время?

Движение, в общем случае, - способ существования материи путём непрерывной смены её состояний, конкретных форм её проявления в результате взаимодействия составных элементов бытия, наличия внутренних движущих сил. При этом простое механическое движение представляет собой смену мест существования различных тел, смену их пространственных отношений, которые связывают движущееся тело как и неподвижное с другими телами в любой момент его существования, определяя моменты настоящего времени этого тела в его взаимоотношениях с другими телами.

В результате же всякого движения и происходит течение времени. Но поскольку всякое движение осуществляет собой и течение времени, поскольку всякая смена состояний материальной системы означает и смену моментов настоящего времени, определявшихся этими состояниями, то ДВИЖЕНИЕ В НАСТОЯЩЕМ НЕВОЗМОЖНО. Любая попытка "двигать" движущийся объект внутри моментов времени без их смены ведёт к отрыву времени от движения. В настоящем нет места движению. Движение - смена настоящего. Движущийся объект не двигается и не покоится в настоящем, а "двигает" настоящее, существуя-взаимодействуя в нём действие сил инерции, гравитации и др. и этим изменяя его, уничтожая одни и тем самым образуя другие его моменты, формы, связанные с предыдущими отношением раньше-позже, определённым порядком их появления. Таким образом, движение происходит не в тот или иной момент настоящего, но и не выходя за рамки настоящего, реализуясь при смене его моментов, осуществляемой самим движением. При этом становится очевидным, что никакое движение не может происходить за нулевой промежуток времени, т.е. с бесконечной скоростью, поскольку содержит в самом себе течение времени.