Смекни!
smekni.com

Работы Ленина, Маркса, Энгельса (стр. 1 из 2)

.

Работа В. И. Ленина “ Государство и революция ”.

О сущности демократии.

В поcтоянных рассуждениях о гос-ве делается та ошибка , а именно забывают , что уничтожение гос-ва есть уничтожение так же и демократии , что отмирание гос-ва есть отмирание демократии . Демократия не тождественна с подчинением меньшинства большинству . Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству гос-ва ,т. е. организация для систематического насилия одного класса над другим , одной части населения над другой . Но стремясь к социализму будет исчезать надобность в насилии над людьми вообще .

О соотношении демократии и диктатуры .

Оппортунизм не доведёт признания классовой б-бы как раз до самого главного периода перехода от капитализма к коммунизму , до периода свержения буржуазии и полного её уничтожения . Этот период является периодом ожесточённой классовой б-бы , следовательно и гос-ва этого периода неизбежно должны быть гос-вами по-новому демократическими и диктаторскими . Формы буржуазн. гос-ва очень разнообразны , но их суть одна : все эти гос-ва являются так или иначе , но в последнем счёте обязательно диктатурой буржуазии .

Переход от капитализма к социализму , конечно , не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм , но сущность при этом будет неизбежно одна - диктатура пролетариата .

Отношение рабочего класса к формам государства .

“Свободное народное гос-во” было программным требованием немецкого с.-д. 70-х годов .Мы за демократическую республику , как наилучшую для пролетариата форму гос-ва при капитализме , но мы не в праве забывать , что наёмное рабство есть удел народа , и в самой демократической буржуазной республике . Всякое гос-во есть “особая сила для подавления” угнетаемого класса . Поэтому всякое гос-во несвободно и ненародно .

В критике парламентаризма Маркс писал , что всеобщее избирательное право должно служить народу , организованному в коммуну , чтобы подыскивать рабочих , надсмотрщиков , бухгалтеров , как индивидуальное избирательное право служит для этой цели всякому другому работодателю .

А Ленин говорил , что выход из парламентаризма , конечно же не в уничтожении представительных учреждений а в превращении представительных учреждений в “работающие” . Коммуна должна была быть не парламентским учреждением ,а работающим в одно и то же время законодательным и исполнительным .

4. Соотношение пролетарской и буржуазной демократии.

Коммуна смогла в несколько недель начать строить новую пролетарскую гос-ю политику , проводя указанные меры к большому демократизму и искоренению бюрократизма .

Возможность такого разрушения обеспечена тем , что социализм сократит рабочий день , поставит большинство населения в условие , позволяющее всем без изъятия выполнить гос. ф-ии . , а это приведёт к полному отмиранию всякого гос-ва .

А мы будем бороться за разрушение всей старой гос . машины , так , чтобы сам пролетариат был правительством . Весь сознательный пролетариат будет с нами в борьбе за разрушение буржуазного парламентаризма , за демократическую республику коммуны или республику советов рабочих и солдатских депутатов , за революционную диктатуру пролетариата .

О судьбе демократии.

У Энгельса речь идёт о “засыпании” и “отмирании” демократии . Буржуазное гос-во может “уничтожить” только революция . Гос-во вообще , т. е. самая полная демократия . Развитие демократии до конца , изыскание форм такого развития , испытание их практикой , всё это - одна из составных частей б-бы за социальную революцию.

Борьба против бюрократизма.

Чиновники и постоянная армия - это паразит на теле буржуазного общества. Господствующий оппортунизм считает взгляд на гос-во , как на паразитирующий организм . Громадное число крестьян унижено правительством и жаждет свержения его . Осуществить это может только пролетариат и осуществляет это , делая вместе с тем шаг к социалистическому переустройству .

К. Маркс “ К критике политической экономии. ”

Я рассматриваю систему буржуазной политической экономии в следующем порядке : капит. земельная собственность , наёмный труд , гос-во , внеш. торг. , мировой рынок .

Первая работа - критический разбор гегелевской философии права , последовательно привели к тому , что правовые отношения так же прочны , как и форма гос-ва .

Общий результат может быть кратко сформулирован так : в общественном производстве своей жизни люди отступают от определений , необходимые от их воли , не зависящие отношения - производственные отношения.

Совокупность этих отношений составляет экономич. сист. общества , реальный базис , в котором обозначаются политическая и экономическая надстройка , и которому составляет определение формы общественного сознания . Не сознание людей определяет их бытие , а наоборот , их общественное бытие определяет их сознание . Человечество ставит себе только такие задачи , которые оно может разрешить ,т.к. при ближайшем рассмотрении всегда оказывается , что сама задача возникает лишь тогда , когда мат. условия имеются на лицо . В недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем мат. условия для разрешения этого ...

Потому буржуазной общ. формой завершае5тся предыстория общества .

В. И. Ленин “Социализм и религия”.

В современном обществе всё построено на эксплуатации громадных масс рабочего класса . Экономическое унижение неизбежно порождает виды политического унижения . Религия есть один из видов духовного гнёта . Бессилие униженных также порождает лучшую загробную жизнь . Религия должна быть объявлена частным делом .

Полное отделение церкви от государства - вот то требование , которое предъявляет социалистический пролетариат современному гос-ву и церкви .

Русская революция должна осуществить это требование , как необходимую составную часть политической свободы .

Единство этой действительно революционной борьбы униженного класса за создания рая на земле важнее для нас , чем единство пролетариев о рае на небе . Революционный пролетариат добьётся того , чтобы религия стала действительно частным делом для гос-ва .

В. И. Ленин “Об отношении рабочей партии и религии”.

Интерес ко всему , что связано с религией охватил мировые круги “общества” . Религия - это опиум для народа , - это изречение Маркса есть поучительный камень всего мировоззрения марксизма в вопросе о религии .

Марксизм есть материализм . В кач-ве такового он враждебен религии . Борьбу с религией нельзя организовать абсолютно идеологической проповедью .

В совершенных кап. странах это корни главным образом социальные . Атеистическая пропаганда с.-д. д. б. её основной задачей развитию классовой б-бы эксплуатируемых классов против эксплуататоров .

Пролетариат есть вождь нашей буржуазно- дем. революции . Его партия должна быть единым вождём в б-бе со всяким средневековьем .

Заявить с трибуны , что религия есть опиум народа , Франция поступила правильно и создала таким образом прецедент , который должен послужить основой для всех выступлений по вопросу о религии . Следовало ли идти дальше ? Развивал ещё подробнее атеистические выводы . Мы думаем , что нет . Это могло бы преувеличением б-бы с религией со стороны политической партии пролетариата . Это могло бы привести к стиранию грани между буржуазной и социалистической б-бой с религией .

Письма В. И. Ленина А. М. Горькому .

Философией заниматься в горячке революции приходилось мало . В тюрьме , в начале 1906 г. Богданов написал ещё одну вещь ,- кажется 3-й выпуск “Эмпириомонизма” . Летом 1906 г. он мне презентовал её я засел внимательно за неё. Прочитав , озлился и взбесился необычайно : для меня ещё яснее стало то. Что он идёт архиневерным путём , не марксистским . Я написал ему тогда “объяснение в любви” , письмецо по философии в размере трёх тетрадок . Выяснил я там ему там , конечно , что я рядовой марксист в философии , но чуть но что именно его ясные полумерные , превосходно написанные работы убеждают меня окончательно в его неправоте по существу и правоте Плеханова . Сии тетрадочки показал я нескольким друзьям ( Луначарскому в том числе ) и подумывал было напечатать под заглавием “Заметки рядового марксиста о философии” , но не собрался . Теперь я жалею о том , что тогда тотчас не напечатал . Написал на днях в Питер с просьбой разыскать и прислать мне тетрадки .

Теперь вышли “очерки по философии марксизма” . Я прочёл статьи , кроме суворовской ( её читаю ) , и с каждой статьёй прямо бесновался от негодования . Нет , это не марксизм ! И лезут наши эмпириокритики , эмпириомонисты и эмпириосимволисты в болото . Уверять читателя , что “вера” в реальность внешнего мира есть “мистика” ( Базаров ) , спутывать самым безобразным образом материализм и кантианство ( Базаров и Богданов ) , проповедовать разновидность агностицизма и идеализма ,- учить рабочих “религиозному атеизму” и “обожанию” высших человеческих потенций ( Луначарский ) ,- объявить мистикой энгелесовское учение о диалектике ( Берман ) , - черпать из вонючего источника каких-то французских “позитивистов” - агностиков или метафизиков , чёрт их подерёт , с “символической теорией познания” ( Юшкевич ) ! Нет , это уж через чур !

Конечно мы , рядовые марксисты , люди в философии не начитанные ,- но зачем уж так нас обижать , что подобную вещь нам преподносить как философию марксизма ! Я себя дам скорее четвертовать , чем соглашусь участвовать в органе или в коллегии , подобные вещи преподающей .

25 февраля 1908 г.

--------------

“ Получил сегодня ваше письмо и спешу ответить . Ехать мне бесполезно и вредно : разговаривать с людьми , пустившимися проповедовать соединение научного социализма с религией я не могу и не буду . Время тетрадок прошло . Спросить нельзя , трепать нервы глупо . Надо отделить от партийных дел философию : к тому обязывает решение БЦ .

Я уже писал в печать самое что ни на есть формальное объявление войны . Конечно , не в худшем смысле говорю о дипломатии , а в хорошем . “Хорошая дипломатия” с вашей стороны , дорогой А. М. , должна была бы состоять в отделении наших общих ( т. е. меня считая в том числе ) дел от философии . Беседа о других делах , кроме философии , не выгорит теперь : неестественно выйдет . Впрочем , если действительно эти другие дела , не философские , а “Пролетарий” например , требует беседы именно теперь , именно сейчас , и именно у вас . Я мог бы приехать ( не знаю , найду ли дни ) , но повторяю , только на условии ,что о философии и о решении я не говорю .”