Смекни!
smekni.com

Концепция общества в индивидуализме (стр. 1 из 2)

. Индивидуалистские теории социального взаимодействия

Термин "общество" многозначен. Обычно указывают на следующие значения этого слова:

общество как группа лиц, объединившихся для современной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество любителей пива, общество трезвости и т.д.).В этом своем значении слово "общество" синонимично словам "организация", "союз", "объединение".

· общество как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи Реставрации, советское общество периода НЭПа и т.д.). Здесь слово "общество" часто употребляется вместе со словами "стадия", "этап", "период".

· общество как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны ("общество потребления", "информационное общество", "традиционное общество" и т.д.) В этом случае слову "общество" обязательно предшествует его качественная характеристика.

· общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром. Это последнее определение и считается философским определением понятия общества.

Каждый человек является представителем общества, в котором он существует. В дальнейшем в ходе рассуждений мы будем рассматривать человека как человека внутри общества.

Каждый человек, являясь лишь безликим составляющим общества (как социальной категории), или - в другом случае - представителем общества как какой-либо из определенных групп людей (из которых в свою очередь, и складывается общество как социальная категория в целом), является также индивидуумом - как в своем самосознании, так и в законах, принятых обществом, и закрепленных как юридически в жизнедеятельности общества, так и индивидуально - в сознании его представителей. (За основу берется общество, принятое как цивилизованное по социальным меркам).

Таким образом, говоря об усредненном представителе общества вообще, мы будем оперировать термином "человек", а говоря об отдельной личности, совершающей какие-либо действия в сфере бизнеса, мы будем пользоваться термином "индивидуум".

Как следствие, каждый индивидуум, существуя в обществе, признает он это или нет, подчиняется экономическим законам, нормам отношений, которые приняты в данном обществе.

Даже нарушая существующие в обществе экономические, социальные и нравственные законы, индивидуум действует исходя из уже существующих отношений в данном обществе, принимая их - сознательно или бессознательно - как основу - или антиоснову - для своих действий в сфере экономики (бизнеса), и, соответственно, в жизнедеятельности всего общества.

Любое общество существует постольку, поскольку в нем существуют какие-либо определенные либо находящиеся в процессе развития экономические отношения.

Общество, как социальная категория, является и истоком, и целью действий в нем отдельных его представителей (индивидуумов).

С одной стороны, индивидуум с момента рождения, то есть с момента существования его самого в обществе, попадает под влияние существующих в этом обществе экономических и юридических законов и правил, исходящих из морали, принятой обществом.

С другой стороны, как только он начинает какие-либо сознательные (либо не до конца им осознанные) действия в сфере экономики, он уже сам дополняет ими существующие в обществе экономические отношения, внося свою деятельность в общий процесс развития, и, таким образом, сосуществует внутри общества вместе со всеми остальными.

Он, тем не менее, подсознательно исходит и из возможности принятия совершаемых им действий самим обществом. Причем принятие его действий обществом должно быть таким, при котором его бизнес получил бы дальнейшее развитие в рамках жизнедеятельности данного общества в настоящее время. Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов .

В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух (нескольких) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости . В социальных исследованиях выделяются различные типы связей : связи функционирования, развития, или генетические, причинные связи, структурные связи и т. д. В гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей, т. е. связей, устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта, смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии, так и в результатах исследования .

Под “ социальной ” связью обычно понимают набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей . Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностей . Это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира, складывающиеся в ходе их практической деятельности . Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия, контроля, отношений, а также институциональные связи .

Таким образом, сами понятия “индивидуум” - ”общество” оказываются экономически и социально взаимосвязанными таким образом и в такой степени, что существование каждого из этих понятий и рассмотрение их в отдельности, без привязки к двум другим, и их взаимоотношений во взаимодействии, объективно является некорректным.

Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп, образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие).

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов.

Глава II. Политика как явление общественной жизни. Общая характеристика политики

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая, духовная. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.

Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществление государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук - экономической теории, права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука - политология.

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества.

Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.

Основными задачами политики являются:

Участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности.

Деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, связанная с регулированием интересов путем использования политической власти.

Характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой.

Совокупность вопросов или событий текущей государственной или общественной жизни.