Смекни!
smekni.com

Рене Декарт и его трактат Правила для руководства ума (стр. 1 из 3)















РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

ТЕМА : Рене Декарт и его трактат "Правила для руководства ума"





















СОДЕРЖАНИЕ



1. Введение: Рене Декарт и его время

2. "Правила для руководства ума

3. Метод Декарта


4. Значение "Правил для руководства ума"

5. Перечень использованной литературы





























1. РЕНЕ ДЕКАРТ И ЕГО ВРЕМЯ


Принцип историзма требует конкретного исторического исследования
философских учений. Нельзя вырвать философскую теорию из той исторической,
экономической и социальной среды, в которой она создавалась. Использование
одного только логического метода не даст нам полного понимания учения, его
исторической значимости.


Годы жизни Декарта - 1596 - 1650. В этот период происходил переход от
средневековья к Новому времени.


К этому времени, по словам Энгельса, "промышленность колоссально
развилась и вызвала к жизни массу новых механических (ткачество, часовое
дело, мельницы)... и физических фактов (очки), которые давали не только
огромный материал для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше,
средства для экспериментирования и позволили сконструировать новые
инструменты".


Во время Декарта ремесло в "чистом виде начало оттесняться (в таких
странах, как Италия, Голландия) ремеслом, организованным по новому принципу
в мануфактурных мастерских - "производственном механизме, органами которого
являются люди". Каждый "винтик" этого механизма состоит из обычной
человеческой плоти, а его функции определяются теперь той "точкой",
которую он занимает в механизме: дальше или ближе от исходной точки
расположена "точка" функциональная.


Связь функций "частичных работников" - "деталей" потенциальной
машины - отщепляется от них самих и в виде плана, , алгоритма производства
противостоит им. Образ процесса, его " картина " задается геометрически.


Причиной коренного изменения характера предметной деятельности является
принцип машинного производства, а именно, разлагать процесс производства на
составные фазы и разрешать возникающие задачи посредством применения
естественных наук.

Структура человеческой деятельности в своей первооснове становится
математической. В теоретическом отображении этой деятельности происходили
аналогичные процессы, приведшие к потребности нового метода как метода
математического и определившие логику формирования и развития новой теории,
новой науки.


"Математизация" деятельности, а вместе с тем и "математизация
(алгоритмизация) метода, представляющиеся сегодня абстрагированием от
всякого содержания, в рассматриваемую эпоху представляла в самой своей
первооснове единственно возможный путь дальнейшего проникновения в более
глубокий "слой" содержания, путь перехода к новой сущности.


Важнейшая задача, вставшая на этом пути - это задача математизация физики.


Вот в чем суть этого запроса, который постоянно ощущается Декартом.
Занимаясь этой задачей, Декарт приходит к созданию собственного метода
познания окружающего мира. К 1625 году он уже обладал основными положениями
последнего.

Пропущенные сквозь угольное ушко сомнения, они свелись к небольшому числу
простейших правил, посредством которых из основных положений может быть
выведено все богатство подвергшегося анализу материала.


Но сначала Декарт проверяет сами правила в процессе реального открытия.
При этом он решает одну из ключевых проблем диоптрики - проблему
анаклассической линии.


Вместе с конкретным научным открытием было совершено еще одно,
методологическое открытие. Обнаружилась необходимость и возможность
постоянной (как это формулируется в Новое время рефлективной) работы над
собственным умом, необходимость и возможность постоянного обращения мысли на
мысль, постоянного развития самой способности мыслить, открывать,
изобретать. Тот ум, который должен руководствоваться правилами Декарта, -
это уже не созерцающий и спокойный ум античного мыслителя, это не застывший,
от бога сформированный Ум средневековья, это ум, способный изменяться,
отстраняться от самого себя, это ум, отвечающий и историческому, и
социальному, и техническому динамизму Нового времени.


Перейдем теперь к рассмотрению трактата.

"ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА"


Как видно уже из самого названия трактата, цель его - двойная. Во-первых,
он предназначен для "руководства ума" в направлении его
усовершенствования с тем, чтобы обладатель ума, достигнув определенной
степени совершенства, искусства, смог открыть, "изобрести", обрести из
самого способа усовершенствования ума путь познания Истины. Это,
следовательно, правила в классическом средневековом смысле, правила в смысле
приемов, нормативов времени. Но в то же время они являются правилами
методологическими, характерными для Нового времени, истина не дана заранее,
ее только следует открыть, открыть с помощью метода, орудия, которым может
воспользоваться "всякий ... как бы ни был посредственен его ум", для
успешного решения задачи - ввести ключевое, принципиально новое разделение
на "нас, способных познавать", и на независимый от нас объективный мир
"самих вещей, которые могут быть познаны".


Отмеченная выше историческая необходимость вычленения метода в форме
метода математического предстает в "Правилах..." как картина внутри
логических закономерностей теоретического развития Декарта - в исходном,
отправном пункте этого развития, в своем "замысле ".


По замыслу трактат должен был состоять из трех частей, каждая из которых
должна была включать 12 "Правил". В первой части предстояло изложить
собственно принципы метода; во второй - показать, как сделать эмпирию
объектом теоретического исследования: построить математическую модель
физической задачи; в третьей части предполагалось показать, как такую задачу
решать. Но трактат в том виде, в каком он нам известен, состоит из полных
восемнадцати "Правил"; следующие три "Правила" обозначены лишь
заголовками, и после обозначенного таким образом "Правила ХХ1" Декарт
ставит "Конец".



Прежде чем рассуждать дальше, рассмотрим, что же представляют собой эти
знаменитые правила.



ПРАВИЛО I


Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он
выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.


ПРАВИЛО II


Нужно заниматься только такими предметами, о которых ваш ум
кажется способным достичь достоверных и несомненных познаний.


ПРАВИЛО III


В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что
о них думают другие или что мы предполагаем о них самих, но то, что мы ясно
и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может
быть достигнуто иначе.


ПРАВИЛО IV


Метод необходим для отыскания истины.


ПРАВИЛО V


Весь метод состоит в порядке и размещении того, на что должно быть
направлено острие ума в целях открытия какой-либо истины. Мы строго соблюдем
его, если будем постепенно сводить темные и смутные положения к более
простым и затем пытаться, исходя из интуиции простейших, восходить по тем
же ступеням к познанию всех остальных.


ПРАВИЛО VI


Для того, чтобы отделять наиболее простые вещи от трудных и
придерживаться при этом порядка, необходимо во всяком ряде вещей, в котором
мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин, следить, какие
из них являются самыми простыми и как отстоят от них другие : дальше, ближе
или одинаково.


ПРАВИЛО VII


Для завершения знания надлежит все, относящееся к нашей задаче, вместе
и порознь обозреть последовательным и непрерывным движением мысли и
охватить достаточной и методической энумерацией.

ПРАВИЛО VIII


Если в ряде исследуемых вещей встретится какая-либо одна, которую наш
ум не может достаточно хорошо понять, то нужно на ней остановиться и не
исследовать других, идущих за ней, воздерживаясь от лишнего труда.


ПРАВИЛО IX


Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые
вещи и долго останавливаться на них, пока не привыкнем отчетливо и ясно
прозревать в них истину.


ПРАВИЛО Х


Для того чтобы сделать ум проницательным, необходимо упражнять его в
исследовании вещей, уже найденных другими, и методически изучать все, даже
самые незначительные, искусства, Ю но в особенности те, которые объясняют
или предполагают порядок.


ПРАВИЛО ХI


После того, как мы усвоим несколько простых положений и выведем из них
какое-либо иное, полезно обозреть их путем последовательного и непрерывного
движения мысли, обдумать их взаимоотношения и отчетливо представить
одновременно наибольшее их количество; благодаря этому наше знание
сделается более достоверным и наш ум приобретет больший кругозор.


ПРАВИЛО ХII


Наконец, нужно использовать все вспомогательные средства интеллекта,
воображения, чувств и памяти как для отчетливой интуиции простых положений и
для верного сравнения искомого с известным, чтобы таким путем открыть его,
так еще и для того, чтобы находить те положения, которые должны быть
сравнимы между собой, словом, не нужно пренебрегать ни одним из средств,
находящихся в распоряжении человека.


ПРАВИЛО ХIII


Когда мы хорошо понимаем вопрос, нужно освободить его от всех излишних
представлений, свести его к простейшим элементам и разбить его на такое же
количество возможных частей посредством энумерации.