Смекни!
smekni.com

Соотношение социального и биологического в человеке (стр. 1 из 4)

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Саратовский государственный технический университет

Кафедра Философии

РЕФЕРАТ

Выполнил: студент группы

ЭМС-22 Шишкин П.В.

Проверила: Абросимова И.А.

Саратов 1999

Содержание

Содержание............................................................................................................ 1

Введение.................................................................................................................. 2

Постановка проблемы.............................................................................................. 2

Основная часть.................................................................................................. 3

Природное и общественное в человеке.................................................................. 3

Биологизаторские и социологизаторские концепции........................................ 6

Социобиология......................................................................................................... 8

Психоанализ и неофрейдизм................................................................................. 11

Социологизаторские концепции.......................................................................... 13

Заключение......................................................................................................... 15

Литература............................................................................................................ 16

Введение

Постановка проблемы.

Рассматривая отношения биологических и со­циальных явлений, мы нередко говорим об обусловлен­ности биологического социальным. Наглядным примером тому могут служить социогенные болезни — те устойчи­вые психофизиологические отклонения от нормы, кото­рые обусловлены факторами общественной жизни: про­фессиональные заболевания, так называемые социаль­ные болезни, а также болезни, вызываемые или стабильно подкрепляемые нарушением экологического равновесия. Вместе с тем можно говорить и о биологи­ческом как детерминанте социального (например, в случаях, когда природные характеристики человека задают цели контрольные параметры в тех или иных областях общественной практики). Это касается, прежде всего, учета психофизиологических допусков в медицине (в фармакологии это качественный состав и дозировка ме­дикаментов), при решении проблем техники и норм без­опасности, в проектировании машин, оборудования, ме­бели, одежды, сооружений и т. д.

В несколько ином плане интересующая нас проблема встает при рассмотрении соотношения биологического и социального компонентов человеческого поведения. Здесь конечный результат определяется нередко соче­танием, наложением или «конфликтом» генетически унаследованных и обретенных в ходе воспитания (социа­лизации) форм поведения. Трудно судить, насколько первые значимы в нормальных жизненных условиях, но они дают себя знать в экстремальных ситуациях, осо­бенно когда человек стоит перед драматической дилем­мой: сохранение жизни (при пытке, голоде) или бесчес­тье. И может быть, «животный страх» — не просто ху­дожественно-метафорическое представление крайней степени человеческого испуга, блокирующего моральные принципы, а фиксация реальной деградации поведения до той ступени, где социальные ценности уступают свои контролирующие функции (критерия, нормы, образца) биологическим инстинктам?

Включенность человека сразу в два мира — в мир обще­ства и в мир органической природы — порождает немало про­блем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. Из чи­сла последних рассмотрим две, которые можно считать ключе­выми.

Суть другой проблемы заключается в следующем: призна­вая, что каждый человек уникален, своеобразен, неповторим, в практической жизни мы, однако, группируем людей по раз­личным признакам, из которых одни (скажем, пол, возраст) опре­деляются биологически, другие — социально, а некоторые — взаимодействием биологического и социального. Возникает во­прос, какое же значение в жизни общества имеют биоло­гически обусловленные различия между людьми и группами людей?

Участниками дискуссий вокруг этих проблем, имеющих многовековую историю, являются не только философы, но и представители специальных наук о человеке, а также обще­ственные деятели. Мировоззренческая значимость таких дискус­сий очевидна. Ведь в ходе их не только выдвигаются, под­вергаются критике и переосмысливаются теоретические концеп­ции, но и вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.

Основная часть

Природное и общественное в человеке.

Сложившаяся в нашей литературе традиция позволяет употреблять выражение «проблема биологического и социального» в очень широком и, к сожалению, довольно неопределен­ном смысле. Существует целый ряд различных проблем, подводимых под эту рубрику. Поэтому уточнение аспек­тов отношения биологического и социального — насущ­ная методологическая и науковедческая задача. Ее ре­шение осложняется отсутствием достаточно строгих ос­нований классификации, качественным многообразием того, что принято относить к биологическим или соци­альным элементам действительности, многосложностью связей этих элементов.

В соответствии с характеристикой К. Маркса сущности человека как совокупности общественных отношений, он предстает существом социальным. Вместе с тем человек — часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим.

Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характери­зуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изме­няться в довольно больших пределах, что само по себе нормально. Методы статистики позволяют выявить наиболее вероятные, ши­роко распространенные значения каждого видового признака. На проявление многих биологических параметров вида могут влиять и социальные процессы. К примеру, средняя «нормаль­ная» продолжительность жизни человека, по данным современной науки, составляет 80—90 лет, если он не страдает наследственны­ми заболеваниями и не станет жертвой внешних по отношению к его организму причин смерти, таких, как инфекционные болезни или болезни, вызванные ненормальным состоянием окружающей среды, несчастные случаи и т. п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей. В результате реальная (в отличие от «нормаль­ной») средняя продолжительность жизни возросла с 20—22 лет в древности до примерно 30 лет в XVIII веке, 56 лет в Западной Европе к началу XX века и 75—77 лет — в наиболее развитых странах на исходе XX века.

Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; задан возраст, в котором женщины могут рожать детей (в среднем 15—49 лет); определяется соот­ношение рождений одного ребенка, близнецов, троен и т. д. Био­логически запрограммирована последовательность таких процес­сов в развитии человеческого организма, как способности усваи­вать различные виды пищи, осваивать язык в раннем возрасте, появление вторичных половых признаков и многое другое. По некоторым данным, передается по наследству, то есть биоло­гически обусловлена, и одаренность разных людей в различных видах деятельности (музыка, математика и т. п.).

Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые обозначают­ся, когда речь идет о человеке, чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей связана с тем, что группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным осо­бенностям среды их обитания, и это выразилось в появлении специфических анатомических, физиологических и биологических признаков. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности чело­веческого общества.

Если же говорить о человеческой предыстории, то вид Homo sapiens является последней из известных сегодня ступеней раз­вития рода Homo. В прошлом нашими предшественниками были другие виды этого рода (такие, как Homo habilis — человек способ­ный; Homo erectus — человек прямоходящий и пр.), наука не дает пока однозначной генеалогии нашего вида.

Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единствен­ным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей (исключение составляют однояйцевые близнецы, наследующие идентичный генотип). Эта неповторимость усиливается в резуль­тате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом (даже однояйцевые близнецы по мере взросления становятся в чем-то отличными друг от друга).

Уникальность каждого человека — факт первостепенной философско-мировоззренческой важности. Признание бесконечного многообразия рода человеческого, а, следовательно, и бесконечно­го разнообразия способностей и дарований, которыми могут об­ладать люди, есть один из основополагающих принципов гума­низма. Во времена культа личности Сталина в нашей стране, как известно, было в ходу утверждение: «Незаменимых людей нет». Оно использовалось для обоснования отношения к отдельному человеку как «винтику» громадной машины, для оправдания поп­рания прав и достоинства человека. Признание же уникальности и самоценности каждого человеческого существа прямо противо­положно такому пониманию человека и такой антигуманной прак­тике.