Смекни!
smekni.com

Ученье Гербера Спенсера об эволюции (стр. 1 из 2)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

УЧЕНИЕ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА ОБ ЭВОЛЮЦИИ.

Реферат по философии

студента ? курса ? фа-

культета ? кафедры

Иванова

Москва 1996


- 2 -

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог,

один из родоначальников позитивизма, основатель "органической"

школы в социологии.

Сначала несколько слов о позитивизме. Позитивизм ратует за

конкретные научные исследования, но утверждает непознаваемую

сущность явлений. Собственно, филосфская позиция утверждающая

скрытость ноуменов для познающего субъекта называется феномено-

логизмом. Позитивизм же предполагает реальность опытных данных

и возможность исследователя влять на ход событий, заявляя ис-

тинность лишь положительных формулировок. Другими словами, от-

рицательный ответ об истинности какой-либо модели, полученный в

опыте, - для позитивиста не ответ. Постановка опыта должна

предполагать разумные выводы относительно модели при любом ис-

ходе событий.

Позитивизм Спенсера - агностицизм и феноменологизм в вопросах

философии мировоззрения плюс стихийно материалистический подход

к наукам. Вот, например как Спенсер ставит вопрос о соотношении

религии и науки. Основной постулат здесь: "знание не может мо-

нополизировать сознание" - пишет он в своих "Основных Началах"

об основаниях широкого распространения верований. О науке Спен-


- 3 -

сер говорит так: "наука - высшее развитие общественного знания;

бессмысленность предрассудка направленного против нее в том,

что, отвергая науку, можно отвергнуть с ней и все знание".

Нельзя сказать, где кончаются указания здравого смысла и начи-

наются обобщения науки. Практика - убедительное свидетельство

ее истинности. Если же и религия, и наука имеют основания в

действительном положении вещей, то между ними должно существо-

вать основное согласие. Наиболее отвлеченная истина в религии и

таковая в науке должны быть тем, в чем обе стороны согласны.

Это есть конечный факт нашего познания.

Главная установка философии - примирить веру и знание на почве

агностицизма. Признание невозможности ответа на основной вопрос

бытия ни со стороны науки, ни со стороны религии примиряет их.

В конечном счете познание исчерпывается феноменологией. По мне-

нию Спенсера, сфера познаваемого - проявление неведомой абсо-

лютной силы, поэтому наиболее общие истины из области общей фи-

лософии, должны формулироваться в понятиях вещества, энергии,

движения, силы. Таким образом, мы подошли к главному для фило-

софии Спенсера вопросу об эволюционизме, его месте в теории

систем и в спенсеровской "органической теории общества".

Обращаясь к изложению философии Спенсера Г.Коллинзом, далее мы

будем придерживаться последовательного рассмотрения постулатов

Спенсера об эволюции, в той или иной степени оформляющихся в

законченые идеи.


- 4 -

1. "Повсюду, в общем и частном, перераспределяется материя и

движение."

2. "Это перераспределение - эволюция, когда преобладают интег-

рация материи и рассеяние движения; - разложение, когда - пог-

лощение движения и дезынтеграция материи."

То, что Спенсер здесь называет эволюцией близко к понятию са-

моорганизации в современной физике и биологии. Речь идет об

эволюции отдельно взятой системы, или выделенной подсистемы

(если ставить акцент на слове выделенной, как в этом случае

доктрина метода может определять выводы - слишком очевидно), а

не об ансамбле систем взятых в одинаковых внешних условиях при

условии подозрения на существование сильных взаимодействий меж-

ду ними.

3. "Эволюция простая - процесс интеграции не осложнен другими

процессами."

4. "Эволюция сложная - рядом с первичными изменениями от бесс-

вязного состояния к связному, существуют вторичные изменения,

вызванные несходством в положении различных частей агрегата."

Иначе говоря, перераспределение ролей, которое в общем случае

зависит не только от каких-то направляющих, внешних по отноше-

нию к системе сил, но и от "взаимной договоренности" частей

системы: равноправные по началу части, пользуясь одинаковыми


- 5 -

алгоритмами поведения, могут пойти по разным, качественно раз-

ным путям развития, в дальнейшем направляя друг друга. Здесь

встает до сих пор нерешенный наукой вопрос о соотношеннии ролей

случайных и детерменированных процессов в момент потери симмет-

рии и вопрос о полной обратимости происходящего.

5. "Вторичные изменения совершают превращения однородного в

разнородное."

6. "Интеграция в частном и общем соединенена с дифференциаци-

ей. Это делает изменение не переходом от однородности к разно-

родности, но от неопределенной однородности к определенной раз-

нородности. Возрастание определенности сопровождает возрастание

разнородности везде и во всем."

Это тезис о единстве интеграции и дифференциации в естествен-

нонаучной интерпретации этих понятий. О неопределенности одно-

родности хотелось бы заметить, что однородное состояние облада-

ет более высокой симметрией.

7. "Перераспределение сохраненного движения (как и перераспре-

деление материи) тоже становится более определенным и более

разнородным."

С современной точки зрения - оно становится все более самооп-

ределнным, что не означает - определенным для нас. Зная все о

столкновении молекул, мы тем не менее пользуемся для термодина-


- 6 -

мических расчетов моделью газа, где столкновения предполагаются

полностью хаотичным процессом. Термодинамика говорит нам в этом

случае все о том, как система ведет себя в целом и ничего о

том, что происходит внутри.

8. Причины, делающие "неизбежным это перераспределение, одной

из фаз которого является эволюция (это тезис о неизбежности)",

таковы:

9. "Неустойчивость однородного." Превращения, отсюда вытекаю-

щие, таковы:

10. "Разложение следствий. Каждая часть массы подразделяет и

дифференцирует действующую на нее силу, а каждая вызванная этим

перемена дает начало новым переменам. Их размножение становится

тем больше, чем разнороднее становится агрегат."

Но с переходом к структурообразованию, надо заметить, новый

порядок требует иных критических условий, поэтому многие "пере-

мены" на каком-то этапе будут релаксировать, о чем будет сказа-

но далее.

11. Этим причинам возрастания дифференциации способствует то,

что Спенсер назвал "разделением", - "процесс, стремящийся разъ-

единить разнородные единицы и соединить однородные, постоянно

обостряя и делая более определенной дифференциацию." Ему, в из-


- 7 -

вестной мере, мы этого уже коснулись, противостоит то, что

Спенсер назвал "равновесием".

12. "Равновесие - конечный результат превращений, испытываемых

развивающимся агрегатом. По пути к окончательному равновесию

процесс может пройти через переходное состояние уравновешиваю-

щих движений, но состояние покоя для неорганических тел и

смерть для органических - необходимый предел всех перемен, сос-

тавляющих эволюцию."

Это не следует воспринимать как отличие неорганического мира

от органического, скорее, это говорит об их общем происхожде-

нии, об универсальности законов природы, в том и другом случае.

13. "Разложение - процесс обратных изменений, которым подверга-

ется каждый развивающийся агрегат. Из-за неуравновешенности

внешних сил, исчерпаемости среды каждая система может быть раз-

рушенна заключенным в ней движением."

Даже протоны когда-нибудь распадутся.

14. "Этот ритм эволюции вечен и всеобщ. Каждая из чередующихся

фаз господствует в известный момент в одном месте, в известный,

в другом."

Кажется, что этот пункт совершенно избыточен в системе. Как

нам тогда относиться к эволюции вселенной как целого? Существу-

ют ли тогда другие вселенные, "в другом месте" или в другое


- 8 -

время, тоже не снимает вопроса о существовании эволюции сверх-

вселенной, которая их объединяет. Придется тогда согласиться с

тем, что вселенная - это то, что мы видим, то есть лишь то, что

может влиять друг на друга и ничего больше (это называется

замкнутость). Тогда остается вопрос: может ли во вселенной поя-

виться что-то, чего не было известно заранее, до рождения все-

ленной, - а это относится и к нашим мыслям о ней.

15. "Все явления суть неизбежные последствия сохранения силы в

ее формах движения и материи."

Надо сказать бывают и другие проявления "силы" - симметрия,

например.

16. "То, что остается количественно неизменным, но вечно меняет

свою форму под чувственными проявлениями, то превосходит чело-

веческое познание и понимание и есть незнаемая и непознаваемая

сила, которую мы должны считать беспредельной в пространстве и

не имеющей ни конца ни начала во времени."

Имеются в виду законы природы, для которых, разумеется, прост-

ранство и время - всего лишь вспомогательные понятия, и то лишь

в наших формулировках этих законов. Именно в последнем смысле

следует говорить об их "непознаваемости", в том смысле, в каком

метод познания предполагает метафизическую доктрину, которая,

порой отрицая право на самосомнения познающего, заранее опреде-

ляет выводы.


- 9 -

После знакомства с философией эволюции Спенсера сразу же воз-

никает множество вопросов. Во первых, Спенсер имеет в виду мик-

роэволюцию - эволюцию системы внутри самой системы. Мы с удив-

лением не находим у него развития столь модных после Дарвина