Смекни!
smekni.com

Хронологические схемы по истории философии: Философ, его взгяды (кратко)

Античность

Периоддосократиков

Классическийпериод

Эллинистически- римский период.

Натурфилософы:


Занималисьпоисками архэ– первоначалавсего. Причем,видели ониэто первоначалов силах природы,за что и былиназваны натурфилософами.


Фалесиз Милета (625 –547 гг. до Р.Х.). Былодним из семимудрецов. Архэ– это вода.


Анаксимандриз Милета (610 –546 гг. до Р.Х.). Архэ– апейрон (нечтобеспредельное).Начало не естьни вода, ни любаядругая стихия.


Анаксимениз Милета (588 –525 гг. до Р.Х.). Считал,что архэ – воздух.Он изначальноколеблется,уплотняетсяи разрежается.


Гераклитиз Эфеса (540 –480 гг. до Р.Х.). Архэу него – этоогонь. Огонь– символ динамики.


Пифагорейскаяшкола:


Пифагорс о.Самос (584 –500 гг. до Р.Х.). Былодним из семимудрецов. Унего были 2несколькоразличных похарактеруучения:

1)религиозно-мистическое.

2)рационально-математическое.Архэ – число.


Элейскаяшкола:


Ксенофан(570 – 478 гг. до Р.Х.).Создательэлейской школы.«Боги – порожденыразумом людей.Земля – субстанция,породившаявместе с водойвсе многообразиемира. Лишь мнениеодно – естьудел всех»


Парменид(540 – 470 гг. до Р.Х.).Парменид делаетупор на гносеологию.«Алитея (истина)– продукт ума;Докса – мнение– дает представлениео кажущемсясостояниивещей, опираетсяэто на чувственноевосприятие».


Сократ(469 – 399 гг. до Р.Х.).Познай самогосебя. Я знаю,что ничегоне знаю. Человекобладает тем,что нужно дляпостиженияистины, нужнолишь помочьчеловеку постичьее. От него пошлидва направленияшкол: Мегарикии Киники. Мегарикиразвивалиэристику Сократа,а Киники этику.


Мегарскаяшкола:


ОснованаЕвклидом изМегары (? – 369 гг.до Р.Х). Развивалискусствоспора – эристику.Вещь саматоржественнасама по себе.Мегарики пыталисьизбежатьдвойственностив изложениии понимании.


Стилпон(490 – 370 гг. до Р.Х.)Утверждал,что говоряобщими фразамио конкретныхвещах, человекделает конкретноеобщим.


Киники:


Имеладовольно многопоследователей.Но редкиепредставителиэтой школыоставили послесебя труды.


Основатель- Антисфен (450 –360 гг. до Р.Х.). Мыслить– только средство,цель – жить.Цель жизни –добродетель.Подлинноенаслаждениедает лишь труд.


Диогениз Синопа (404 –323 гг. до Р.Х.). Онотвергалнаслаждение,и ему нужнобыло толькоСолнце. По мнениюобщественноститой эпохи, укиников всевыливалосьв антикультурность.Киники былиприверженцамимонотеизма.


Платон(Аристокл) со. Эгина (427 – 347 гг.до Р.Х.). Был ближайшимдругом Сократа,знаком с философиейГераклита.Политика:«правильные»и «неправильные»формы государственности,идеальнаяформа государственности.


Эпикуреизм:


Эпикур(342 – 271 гг. до Р.Х.).Был продолжателемДемокрита.Состояниеатараксии инаслажденияи являетсяистинным счастьем.Человек ненуждается ввечной жизни,он никогдане встречаетсясо смертью.Общество(государство)– договоротдельныхиндивидов.Справедливостьне суща самапо себе, - оналишь договоро ненанесениивреда.


Тит ЛукрецийКар (95 – 55 гг. доР.Х.). Атеист.ПродолжательЭпикура иДемокрита.Религия – продуктстраха и незнанияпричин вещей.Создал небольшуюисторическуюпериодизациюпо использованиюматериаладля орудийтруда.


Стоицизм:


ЗенонКитийский(336 – 264 гг. до Р.Х.).Основная цельжизни человека– жить в согласиис природой идобродетелью.

Его ученикамибыли Клеанфиз Афин (330 – 232 гг.до Р.Х.)., Хрисипп(281 – 208 гг. до Р.Х.)из Сол. Сложиласьцелая системав философиистоиков:Логика, Физика,Этика.


ЛуцийСенека (6 г. доР.Х. 65 г. от Р.Х.). Егостоицизм оказалзначительноевлияние наформированияхристианствав ЗападнойЕвропе. Нравственныйразум естьБог, а Бог и естьдуша. Сенекаговорит о наличиисовести в душе,о равенствелюдей передБогом.


Эпиктет(50 – 168 гг. до Р.Х.).Человек имеетвсе условиядля свободноговыбора добра.Человек несвободен оттого, что зависитот него. Нашипоступки внашей власти.Эпиктет противидеи бессмертиядуши.


МаркАврелий Антонин(121 – 180 гг. до Р.Х.).Был римскимимператором.Натурфилософиядолжна освободитьчеловека отпраздности.Материальныеценности инекоторыеобряды не имеютв себе абсолютноничего особенного.

Зенон(515 - ? гг. до Р.Х.).Обоснования свои он строитна опориях.Опории строятсяна миромнении.«Всего оченьмного и ононеподвижно».


Эмпедоклиз г. Акрогантна о. Сицилия(484 – 424 гг. до Р.Х.).Архэ всего4: огонь, вода,земля и воздух.Есть так жесвязь их, ипоследующийразрыв.


Анаксагориз г. Клазоменыв Ионии (500 – 428 гг.До Р.Х.). «Из ничегоне возникаетнечто, а значитнечто существуетизначально.Все возникаетиз подобногосебе, из семян.Изначальнобыли семена,эфир и огонь.Движет всемлишь разум(гнус).


Атомисты:


Левкиппиз Элеи (500 – 440 гг.до Р.Х.). ЗналЭлейскую традицию.Создал учениеоб атомах. Атом– единый инеделимый.Но их множество.Они совершенноразличны поформе, размеру,расположению,массе и весу.Есть лишь атомыи пустота.


Демокритиз Абдер (460 –370 гг. до Р.Х.). Продолжилучение Левкиппаоб атомах. Душадолжна иметьатомную природу.Ее образовалишаровидныеогненные атомы.Душа же послесмерти телеснойоболочки перестаетсуществовать,а атомы еерассеиваютсяв пространстве.

Аристотельиз г. Стагир(384 – 322 гг. до Р.Х.).АристотелькритиковалсоображенияПлатона поповоду связиидей и вещей,их сущности.Материя первоначальнообладаласвойствами:теплая, холодная,сухая, влажная.В разных комбинацияхони и образовывалистихии. Политика:рабы существуютпо природе,они животные,инструментбез души. Положениев обществедолжно определятьсясобственностью. «Правильные»и «неправильные»формы государственности,идеал государственности.

Скептицизм:


Пиррониз Элиды (360 –270 гг. до Р.Х.). Основательскептицизма,который ведетсвое развитиеот софистики.Следует недоверять,воздерживаясьот мнений,говорить женужно так:рассматриваемоестоль же малосуществует,как не существует.И после этоголюди обретутотказ от высказывания,невозмутимость.


Энесидем(1 в. до Р.Х.). Говорилоб относительностивсякого знания.В выводах жеон говорит оневозможностидостоверногознания.


СекстЭмпирик (180 – 210гг. от Р.Х.). Былдаксографом.Изучал всетечения философскоймысли прошлогодля нахожденияв них элементовскептическоговзгляда намир.


Иудейско– греческий

Духовныйсинтез:


ФилонАлександрийский(20 г. до Р.Х. – 40 г.от Р.Х.). ПыталсяосмыслитьВетхий завет.Бог – единственноподлинноебытие, логос,совершенство.В человекеобитает частицаБога. Человекесть микрокосмос.Идеи Филонабыли популярныв патристике.


Гностицизм:


Главнымвопросом, которымзанималисьгностики, былвопрос о взаимоотношениибожественногои человеческого.Существовалодва вариантагностицизма:близкий к религиии философский.

ЭринейЛионский ввелпонятие плеромыи эона. Эон –эпоха, век, жизнь.Плерома –изначальныйи совершенныйэон. Ей противостоитсама природа.Плерома – естьблаго, природа– зло. Плерома природа.Существуютэоны деградацииплеромы. Гностикамибыли Валентин,Василид.


Софисты:


Протагориз г. Абдеры(481 – 411 гг. до Р.Х.).В гносеологииприходил кидеалу. Материятекуча и изменчива,а восприятиес возрастомменяется. Причинавещей самоналичие материи.Человек – меравсех вещей,несуществующего,что оно несуществует,а существующего,что оно существует.


Горгийиз Лариссы(483 – 473 гг. до Р.Х.).Был противвоззренийэлеатов. «Ничтоне существует…»Вообще позициясофистов такова:не существуетокончательнойистины.


Протагориз г. Абдеры(481 – 411 гг. до Р.Х.).О всяком предметеможно сказатьдвояко.



Неоплатонизм:


Плотин(205 – 270 гг. от Р.Х.).Положил в основунеоплатонизмасредний платонизм,неопифагореизм.Аристотелизмже служитвведением вобщую системувзглядов.

Порфирий(232 – 304 гг. от Р.Х.).был ученикомПлотина. Восхождениек уму и единству(благу) позволитвсе.


УченикомПорфирия былЯмвлих (? – 330 гг.от Р.Х.). Впервыеввел в неоплатонизмтеургию. Егореформа комментарияпроизвелабольшие измененияв неоплатонизме.И его сталиделить на периодыдо и послеЯмвлиха.

Прокл(410– 485 гг. от Р.Х.)подвел итогразвитиюплатонизмав рамках языческогополитеизмаи дал детальноразработаннуюсводку –основныхпонятий и методовнеоплатонизма.



ФИЛОСОФИЯ

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

РЕНЕСАНС

НОВОЕВРЕМЯ

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ


ПАТРИСТИКА


Тертулиан(160-230 гг.). Философия– наследствоязычества иона противоположнабогословию.«Верю в то, чтоабсурдно».Триединство:ум, душа и тело.


Ориген(185-254 гг.). из Александрии.Сотворениемира – вечнодлящийся акт.Прежде этогомира были идругие миры.В конце временабсолютновсе соединятьсяс богом.


БоэцийСеверин (480-524 гг.).из Рима. Сочинение:«Утешениефилософией».Бог – личность,любящая своймир, пожелавшаясоздать человекапо своему образуи подобию ивнемлющаяего молитвам.


АврелийАвгустин (354-430гг.). из Тагаста(Сев. Африка).Сочинения:«Исповедь»,«О Троице»,«О граде божьем».Бог являетсявысшей сущностью,и все от негозависимо. Воля– есть проявлениебожественногов человеке.Она – самыйавторитетныйисточник познания.


СХОЛАСТИКА


ИоаннЭскотт Уршренна(810-877 гг.). из Ирландии.Сочинение «Оразделенииприроды». Богесть природа.Существуютчетыре видаприроды:.


ГильомКоншский(1070-1121 гг.). из Парижа.Сочинения:«Философиямира», «Дагматиконфилософии».Нужно полагатьсяна логику варгументациипри рассмотрениипоросовестественно-научногохарактера.


АнсельмКентерберийский(1033-1109 гг.). Пыталсярациональнообосноватьглавные догматыхристианства:сотворениемира из ничего,единство ираздельностьсв. троицы,бессмертиедуши и др.


ИоаннРасцелин(1050-1110 гг.). из Компьена(Франция). Существуюттри самостоятельныебожественныесущности. «Верю,а потому знаю».


Авероэс(Ибн Рудж) (1126-1198гг.). из Кордовы.Сочинение«Опровержениеопровержения»направленноепротив сочиненияАль Газали«Опровержениефилософов».Материальныймир вечен, каки Бог, но в пространствеограничен.Бог не сотворилмир из ничего.Индивидуальнаядуша не бессмертна.Материя и духнеразделимы.


АльбертВеликий (1193-1280 гг.).из Парижа. ПыталсяиспользоватьАристотелизмдля систематизациихристианскогоучения. Былучителем ФомыАквинского.


ФомаАквинский(1225-1274 гг.). из Парижа.Сочинения:«Сумма теологии»,«Сумма философии…».Вера должнанаходитьсяв гармонии сразумом. Нужнопризнать то,что разум сможетобосноватьбытие бога ии опровергнутьфилос. Доводыпротив «истинверы».


РоджерБэкон (1210-1294 гг.).,англичанин.Истинное толькото знание, котороебыло полученов результатеэксперимента.


ВильямОккам. (1285-1349 гг.).англичанин,представительпозднегономинализма.Cущностивещей не следуетумножать безнеобходимости(«бритва Оккама.)

Пикоделла Мирандола(1463-1494 гг.), итальянец.Сочинения:«900 тезиов»,«Речь о достоинствечеловека»,«Апология».Человек –свободный исмелый мастер,который лепитсебя словногоршок.


НиколайКоперник(1473-1543 гг.). итальянец.Обосновалгелеоцентризм.


ИоганКеплер (1571-1630 гг.).немец. Математическиобосновалдвижение планет.


ГалилеоГалилей (1546-1642 гг.).обосновалзакон инерции,изобрел телескоп,сделал многооткрытий вастрономии.


НиколайКузанский(1401-1464 гг.). немец.Сочинение:«Ученое незнание».Познание трудно.Бог есть природа.Бытие естьабсолютное,божественноебытие. Принциппознания:соединятьвидимыепротивоположностив предшествующимим единстве.


ДжорданоБруно (1548-1600 гг.).из Неаполя.Сочинение:«120 тезисов»,«О причине,принципе иедином», «Обесконечности,вселенной имирах», «Обэнтузиазме».Единое – формаформ вселенной.Существуетмножествомиров. Душанаходит перерожденье.

НикколоМакиавелли(14691527 гг.). Сочинения:«Записки опервых десятикнигах ТитаЛивия», «Князь»,«ИсторияФлоренции».Цель оправдываетсредства.Правитель,который хочетпрославитьсвое государствоне может небыть жестоким.

ЖанБаден (1530-1636 гг.).поддерживалвзгляды Макиавелли.Помогал емуписать «ИсториюФлоренции».

ТомасМор (1479-1555 гг.). английскийсоциалист-утопист.Изобразилидеальноеобщество, гденет классови частнойсобственности.Оно основанона принципахвсеобщеготруда демократиии гуманности.Одним из первыхотстаивалверотерпимость.

ТоммазоКампанелла(1568-1639 гг.). итальянскиймыслитель,политическийдеятель, утопист.Состоял вДоминиканскомордене, нокритиковалсхоластов.Сочинение:«Город Солнца».Изобразилобщество будущего,идеал общества:коммунистическаяобщина, гденет частнойсобственности.


МИСТИКА


МастерЭкхард (1260-1327 гг.).немецкиймыслитель-мистик.Состоял вДоминиканскомордене. Сочинение:«Духовныепроповеди ирассуждения».За триединымбожествомстоит безличноеи бесконечноебожество. Человекпознает богатолько черезискру божественногоабсолюта всамом себе.Душа – естьпорождениебогом самогосебя и мира.


ЯкобБеме (1575-1624 гг.).Сочинение:«Аврора – утренняязаря в восхождении».

Предполагалсамораскрытиебога в природе.Для познаниянужно делитьединое намножествомелких частных.Человек – книгасущностей итайн. Он подобенбогу; если живешьсвято – ты бог.


ФренсисБэкон (1561-1626 гг.).английскийэмпирист.Сочинение:«Великоевосстановлениенаук», «НоваяАтлантида».Знание – сила.Эксперименти наблюдение– основныеисточникидля строгойиндукции.


РенеДекарт (1596-1650 гг.).французскийученый-рационалист.Сочинения:«О методе»,«Геометрия».Я мыслю – значитя существую.


ТомасГобс (1588-1679 гг.).английскийгосударственныйдеятель. Естьдва рода опыта:первичноезнание, знаниеоб именах вещей.«Право всехна все».


ПРОСВЕЩЕНИЕ


ДжонЛокк (1632-1704 гг.).английскийфилософ. Сочинение:«Опыт о человеческомразуме».

Сознание– пустая доска.Важен эмпирическийопыт. Естьпервичные ивторичныекачества. Онивозникаютпод воздействиеммельчайшихчастиц воздуха.Главный познавательныйпринцип: нетничего в интеллекте,чего раньшене было бы вчувствах.


СУБСТАНЦИОНАЛИЗМв метафизике.


БенедиктСпиноза (1632-1677 гг.).Сочинение:«Этика, изложеннаяспособом,используемымв геометрии»,«Богословско-политическийтрактат».Субстанцияесть бог, которыйявляется причинойсамого себя.Душа – идеячеловеческоготела. Воля естьразум.


ЛейбницГотфрид Вильгельм(1646-1716 гг.). Сочинения:«Рассуждениео метафизике»,«Теодицея»и др. Существуетмножествосубстанций.Самостоятельноесуществованиесубстанции– монада.


ЛапласПьер Симон(1749-1827 гг.). – француз.Природа можетбыть с помощьюзаконов механики.Мы называемслучайностьюто, что неизвестнонам и не объясненос помощью науки.Человек – существосоциальное.


ЖакЛаветри (1709-1751 гг.).Сочинение:«Человек-машина».Беспорядокв государствепроисходитиз недостаточногознания частныхинтересов.Человек поприроде добр.Общественныйпорядок обусловленравенствоми справедливостью.


ДидроДени (1713-1784 гг.).французcкийфилософ-материалист.Сочинение:«Философскиеоснованияматерии идвижения».Религия – продуктстраха и обманадуховенства.Человек понейтрален.Добрым илизлым его делаетокружающаясреда.


Жан-ЖакРуссо (1712-1778 гг.).французскийпросветитель.Бог приводитв движениевселенную.Общество возниклов результатедоговора междулюдьми.


ВольтерФрансуа МариАруэ (1694-1778 гг.).французскийпросветитель.Сочинения:«Философскиеписьма». «Философскийсловарь»,«Метафизическийтрактат». Религия– продуктневежестваи обмана.

Идеалесть религияразума.


ПольАнри Гольбах(1723-1789 гг.). немецкийфилософ-материалист.Сочинения:«Система природы»,«Карманноебогословие».Каждый разумныйчеловек обязательнопридет к атеизмуи поймет, чторелигия вноситнеисправностив человеческоесознание.


СУБЪЕКТИВНЫЙИДЕАЛИЗМ


БерклиДжордж (1685-1753 гг.).Сочинение:«Трактат оначалах человеческогознания». Существовать– значит бытьвоспринятымчеловеком.Вещи – сутькомплексынаших ощущений.Материя несуществуетсамостоятельно,вне отдельныхвещей. Богсуществует.


ДэвидЮм (1711-1776 гг.). шотландскийфилософ. Сочинения:«Трактат очеловеческойприроде»,«Исследованиечеловеческогоразума». Разумоперируетлишь содержаниемнаших ощущений.Доказать вообщеничего нельзя.


ИммануилКант (1724-1804 гг.). немецкийфилософ-идеалист.Сочинения:«Критика чистогоразума», «Критикапрактическогоразума», «Критикаспособностисуждения».Идея – представлениео цели. Познаниеимеет опытнуюприроду.

Человек– цель.


ИоганГотлиб Фихте(1802-1814 гг.). немецкийфилософ-идеалист.Сочинение:«Основа общегонаукоучения».Абсолютноеначало всегосущего – всеобщеедействие «Я».«Я» заменяетвсякие субстанции.Самая достовернаяреальность– «я есть».


ФридрихШеллинг (1775-1854 гг.).немецкийфилософ-идеалист.Сочинения:«Систематрансцендентногоидеализма»,Тождествосубъекта иобъекта изначально.Тело человека– продуктвзаимоотношенийположительныхи отрицательныхсил. Во всеместь общаяидея. В деятельностиважную рольиграет интуиция.


ГеоргВильгельмФридрих Гегель(1770-1831 гг.). немецкийфилософ-идеалист.Сочинения:«Феноменологиядуха», «Энциклопедияфилософскихнаук». Понятиеесть элементабсолютнойидеи. Борьбапротивоположностейесть двигательразвития иее метод. Истина– совпадениепонятия иобъективности,продукт философии.Душа – сон духа.


МАТЕРИАЛИЗМ.


ЛюдвигФейербах(1804-1872 гг.). немецкийфилософ-материалист.Сочинения:«О едином,всеобщем,бесконечномразуме». Идеи– есть самостоятельныесущности. Мышлениене имеет бытия.Главную рольиграет чувственноевосприятие.Человек - существобесконечное,бессмертное,родовое иуниверсально.Бог – воля видеальнойформе.


КарлГенрих Маркс(1818-1883 гг.). немецкийфилософ-материалист.Сочинения:«Капитал»,«Немецкаяидеология»,«Тезисы оФейербахе».Метод познания– восхождениеот абстрактногок конкретному.Истина естьобъективноезнание о предметах.Практика –есть критерийистины. От каждогопо способностямкаждому попотребностям.


ФридрихЭнгельс (1820-1895 гг.).немецкийфилософ-материалист.Сочинения:«Происхождениесемьи, частнойсобственностии государства»,«Диалектикаприроды». Труднужен дляудовлетворенияжизненныхпотребностей.Труд есть средстводля удовлетворенияпотребностей.Прогресссоциальнойжизни естьвоспроизводствоэтой жизни.Жизнь и сознание– внутренниемоменты трудовойдеятельности.


ПОЗИТИВИЗМ


ОгюстКонт (1798-1857 гг.).французскийфилософ-позитивист.Сочинения:«Курс положительнойфилософии».Человечествопроходит тристадии. Человечествообладает великимбытием, Вселеннаяесть великаясфера, Земля– великий фетиш.Все может бытьдостигнутотолько посредствомнауки. Институты– храмы общества,храмы наук.


ГербертСпенсер (1820-1903 гг.).английскийфилософ-позитивист.Сочинения:«Основныеначала». Эволюция– интеграцияматерии прирассеянномдвижении. Высшаяступень прогрессаво Вселеннойсвязана счеловеком.


ИеремияБентам (1848-1932 гг.). английскийфилософ, родоначальникутилитаризма.Сочинения:«Деонтология,или Наука оморали». Руководящийпринцип в этике– принципполезности.Критерий морали– достижениепользы, выгоды,удовольствия,счастья, добра.


АвенариусРихард (1843 – 1893гг.). швейцарскийфилософ-идеалист,один из основоположниковэмпириокритицизма.

Сочинения:«Критика чистогоопыта». Опытесть преждевсего личныйопыт. Субъекти объект принадлежатодной реальности.Следует придерживаться«экономиимышления».


МахЭрнст (1838 – 1916 гг.).австрийскийфилософ-идеалист,физик. Сочинения:«Анализ ощущений»,«Механика…»…Совокупностьопыта – результатэмпирии. Науканужна дляобъяснениявзаимозависимости.Материя – естьсвязь элементовощущений.


ПуанкареЖуль Анри(1854-1912 гг.). французскийметодологнауки. Былпредшественникоминтуиционизма.В науке главнуюроль играетне только опыт,но и соглашениеученых о какой-либотеории илифакте. Объективнаяистина естьлишь в законахприроды.


НЕОКАНТИАНСТВО


1.Марбургскаяшкола


КогенГерман Косвиг(1842-1918 гг.). немецкийфилософ-идеалист,глава школы.Сочинения:«Логика чистогопознания»,«Этика чистойволи», «Этикачистого чувства».Устранениедуализма вещейв себе и явлений.Ничто не данонам чувственно.Реальность– есть мыслимоебытие. Логическоесознание впрогрессепорождаетопыт. Предметпознания –понятие о вещи.Истина естьлишь поискистины. Человекесть цель.


НаторпПауль(1854-1924 гг.).немецкийфилософ-идеалист.Сочинения:«Логическиеосновы точныхнаук». Небытиеесть внутренниймомент бытия.Небытие логическогобытия – естьматерия. Единствоопыта естьединствомногообразия,а оно заданоаприорнымикатегориями.


КассирерЭрнст (1874-1945 гг.).немецкийфилософ-идеалист.Сочинения:«Познание»,«Действительность».Не суть предмета,а отношениямежду предметамидолжны изучатьнауки. Категория– есть научныйэксперимент.


2.Баденскаяшкола


ВиндельбандВильгельм(1848-1915 гг.). немецкийфилософ-идеалист,глава школы.Сочинения: «Историяфилософии».Необходимоосознать большоеразличие междуметодамигуманитарныхи естественныхнаук. Реальностьзадана черезценностныенормы. Наукиделятся: номатические,идеографические.


РиккертГенрих (1863-1936 гг.).немецкийфилософ-идеалист.Сочинения:«Введение втрансцендентальнуюфилософию»,«Системафилософии».Бытие доступнотолько черезценности, оновне досягаемостидля естественныхнаук. Существуетвсего 6 сферценностей.


ИРРАЦИОНАЛИЗМ.


ШопенгауэрАртур (1788-1860 гг.).немецкийфилософ-идеалист.Сочинения:«Мир как воляи представление».Субъект и объектнеразделимы.Объективностьсама по себене существует.Невозможнообъективноесамо в себе.Есть 4 видаценностей.Воля – естьнатиск, раскрывающиймир. Человек– суть воли.


КьёркигорСёрен (1813-1855 гг.).датскийфилософ-идеалист.Сочинения:«Страх и трепет»,«Философскиекрохи». Разумпознает лишьсущность. Всенужно рассматриватьс точки зрениячеловека. Онпоглощаетвсеобщее, неподвластенникакой системе.Страх – отношениечеловека кмиру, разочарование– отношениечеловека ксебе.


ФридрихНицше (1844-1900 гг.).философ-иррационалист,волюнтарист.Сочинения:«Так говорилЗаратустра»,«Сумерки богов»,«По ту сторонудобра и зла»,«Эссегомо»и др…

Жизнь– слепаяиррациональность.Только искусствоможет противостоятьстраданию.Нужно возвеститьсмерть бога.Христианствоотравилочеловечество.Вера и религия– две разныевещи. Мораль– способ господстванад себе подобными.Высказывалсяпо поводу идеалачеловека.


ПРАГМАТИЗМ


ЧарльзСандерс Пирс(1839-1914 гг.). американскийфилософ. Сочинения:«Как сделатьидеи ясными»,«Определениеверы». Истинность– условиепрактическойпригодности.Истина относительна,и требуетпостояннойпроверки. Конечныйрезультатпознания –конкретнаякосмология.Знания должныудостоверятьсяучеными.


ДжемсУильям (1842-1910 гг.).американскийфилософ-идеалист.Сочинения:«Научная основапсихологии»,«Прагматизм»…Психика– инструментприспособленияк среде. Реальностьесть нечтоиррациональное.Новый критерийистинности:истинно все,что выгодно.


ДжонДьюи (1859-1952 гг.).американскийфилософ-идеалист.Познание –инструментприспособлениячеловека ксреде. Мерилоистинностиутверждения– его практическаяценность. Ученыедолжны нестиответственностьза свои изобретения.


АНАЛИТИЧЕСКАЯФИЛОСОФИЯ


БертранРассел (1872-1970 гг.).английскийфилософ. Сочинения:«Философиялогическогоатомизма».Не стоит умножатьсущности безнеобходимости.Следует придерживатьсяэкономии мышления.Каждое суждениео реальностисодержат именаи дескрипции.


ВитгенштейнЛюдвиг (1889-1951 гг.).австрийскийфилософ. Положилначало Лингвистическойфилософии.Сочинения:«Философскиеисследования».Предложениев языке – осмысленноевыражениелогическогофакта. Событие– есть атомарныйфакт. Смыслмира – вне мира,т.к. мир не имеетв себе смысла.Все есть каконо есть..


КарнапРудольф (1891-1970 гг.).американскийфилософ. Сочинения:«Значение инеобходимость»,«…Введениев философиюнауки». Философскиепредложенияне имеют смысла.Науки делятсяна экспериментальные,неэкспериментальные.


ХансРейхенбах(1891-1953 гг.). немецкийфилософ. Естьстатьи из сборника«Современнаяфилософиянауки».

Познаниепричинностисобытий и фактовесть основнаяцель науки.


ПОСТПОЗИТИВИЗМ


КарлРаймунд Поппер(1892-1994 гг.). английскийфилософ. Сочинения:«Логика и ростнаучного знания».Знание не можетбыть абсолютноточным. Соотношение:Гипотеза >Теория > ОпровержениеТеории.


ИмреЛакатос (1922-1974 гг.).английскийфилософ. Сочинения:«Доказательствои опровержение». Старые и новыетеории могутспокойнососуществоватьи взаимодействовать.Есть ядро вовсех теориях,и именно егоизменениеведет к коренномуизменению внауке, к перевороту.


ТомасСемюэл Кун(1922 г.). Сочинение:«Структуранаучных революций».Парадигма –совокупностьубеждений,техническийсредств, исследований, - то, что принятонаучнымисообществами.


ПаульФейерабенд(1924 гг.). американскийфилософ. Сочинения:«Против единственногометода. Защитаанархистскойтеории знаний».Нет чистыхфактов дляверификациипредложенийв языке науки.Нет постепенногонакопленияистин. Теориилогическинесоизмеримы.