Смекни!
smekni.com

Этика средневековья и нового времени

  1. Теологическоеобоснованиеморали всредневеково-христианскойэтике.

Моральнаяконцепцияхристианскойэтики в ученииБлаженногоАвгустина.

  1. Модернизацияхристианскойэтики в неоаристотелизмеФомы Аквинского.

  2. Гуманистически-утопическиеучения в этике(Мор, Кампанелла,Сен-Симон, Фурье,Оуэн).


Теологическоеобоснованиеморали всредневеково-христианскойэтике.

Возникновениеи распространениехристианствапришлось напериод глубокогокризиса античнойцивилизацииупадка ее основныхценностей.Христианскоеучение привлекаломногих, разочаровавшихсяв римскомобщественномустройстве.Оно предлагалосвоим приверженцампуть внутреннегоспасения: уходот испорченного,греховногомира в себя,внутрь собственнойличности, грубымплотскимудовольствиямпротивопоставляетсястрогий аскетизм,а высокомериюи тщеславию"сильных мирасего" – сознательноесмирение ипокорность,которые будутвознагражденыпосле наступленияЦарства Божьегона земле.

Однакоуже первыехристианскиеобщины приучалисвоих членовдумать не толькоо себе, но и осудьбах всегомира, молитьсяне только освоем, но и обобщем спасении.Уже тогда выявилсясвойственныйхристианствууниверсализм:общины, разбросанныепо огромномупространствуРимской империи,ощущали, темне менее, своеединство. Членамиобщин становилисьлюди разныхнациональностей.Новозаветныйтезис "нет ниэллина, ни иудея"провозгласилравенство передБогом всехверующих ипредопределилдальнейшееразвитие христианствакак мировой религии, незнающей национальныхи языковыхграниц.

Потребностьв единении, содной стороны,и довольноширокое распространениехристианствапо миру – с другой,породили средиверующих убежденностьчто если отдельныйхристианинможет быть слаби нетверд ввере, то объединениехристиан вцелом обладаетДухом Святыми Божьей благодатью.

Человек,согласнохристианскомуучению, сотворен как носитель"образа и подобия"Бога. Однакогрехопадение,совершенноепервыми людьми,разрушилобогоподобиечеловека, наложивна него пятнопервородногогреха. Христос,приняв крестныемуки и смерть,"искупил" людей,пострадав завесь род людской.Поэтому христианствоподчеркиваеточистительнуюроль страдания,любого ограничениячеловеком своихжеланий и страстей:”принимая свойкрест", человек может побеждатьзло в себе самоми в окружающеммире. Тем самымчеловек непросто исполняетБожьи заповеди,но и сам преображаетсяи совершаетвосхождениек Богу, становитсяк нему ближе.В этом и естьпредназначениехристианина,его оправданиежертвеннойсмерти Христа.С этим взглядомна человекасвязано характерноетолько дляхристианствапонятие "таинства"- особого культовогодействия, призванногореально ввестибожественноев жизнь человека.Это, преждевсего - крещение,причастие,исповедь (покаяние),брак, соборование.

Гонения,испытанныехристианствомв первые векаего существования,наложили глубокийотпечаток наего мировоззрениеи дух. Лица,претерпевшиеза свою верутюремное заключениеи пытки ("исповедники")или принявшиеказнь ("мученики"),стали почитатьсяв христианствекак святые.Вообще идеалмученика становитсяв христианскойэтике центральным.


Моральнаяконцепцияхристианскойэтики в ученииБлаженногоАвгустина.

В дальнейшемфилософскоми теоретическомразвитии христианстваи христианскойэтики немалуюроль сыгралоучение БлаженногоАвгустина(354-430). На рубеже5 века он проповедовалпревосходствоверы над знанием.Действительность,по его учению,непостижимадля человеческогоума, посколькуза ее событиямии явлениямискрываетсяволя всемогущегоТворца. В ученииАвгустина опредопределенииговорилось,что в сферу"избранных"предопределенныхк спасению,может войтилюбой уверовавшийв Бога. Ибо вераи есть критерийпредопределения.

Родился Аврелий Августин,известный,также как БлаженныйАвгустин, в г.Тагасте в Нумидии(Северная Африка).Он был сыномотца-язычникаи матери-христианки.В Карфагене,Риме и МиланеАврелий изучалриторику. ЧтениетрактатовЦицерона пробудилов нем интереск философии,он захотелнайти истину.Сначала онверил, что найдетее у манихейцев,в учении о дуализмедобра и зла.Позже в егомыслях появляетсяакадемическийскептицизм,от которогоон освобождается,изучая неоплатоников,в частностиПлотина. Платоническаяфилософия ближевсего подходитк религиознойвере.

Вконце концовистину Августиннаходит вхристианстве,к которому онпереходит в387 г. прежде всегопод влияниемхристианскогопроповедника,миланскогоепископа Амвросия.Позже он былназначен пресвитероми возведен всан епископасевероафриканскогогорода Гиппо.Здесь в 430 г. они умер.

Всвоих произведенияхон подвергстрастномусуждению ошибочныеучения, которымсам длительноевремя следовал.В трактате,направленномпротив академиков,он осуждаетскептицизм,выступаетпротив манихействаи других еретическихучений. Помимо"Исповеди"к его главнымтрактатамотносятся: "Отроице" ("Detrinitate", 400-410), где систематизированытеологическиевоззрения, и"О граде Божьем"("De civitate Dei", 412- 426). Последний трактат считаетсяглавным произведениемАвгустина, ибосодержит егоисторико-фило-софскиевзгляды. В первыхпяти книгахэтого объемистоготруда Августинуказывает нато, что Рим палпо вине собственногоэгоизма ибезнравственности,но не по винехристианства,как об этомговорят. Впоследующихпяти книгахговорится опрезренномязычестве изаблужденияхпрежней философии.В остальныхдвадцати книгахпишет о противоположностимежду светской(дьявольской)державой ицарством божьим,воплощениемкоторого являетсяцерковь; борьбамежду нимипредставленакак борьбадобра и зла.

ТворчествоАврелия неимеет монолитногохарактера, ононе образуетединой системы,но являетсяисточником,из которогодолго черпалахристианскаяфилософия.Учение Августинастало определяющимдуховным факторомсредневекового мышления, оказаловлияние на всюхристианскуюЗападную Европу.Никто из авторовпериода патристикине достиг тойглубины мысли,которая характеризовалаАвгустина. Они его последователив религиознойфилософиисчитали познаниеБога и божественнойлюбви единственнойцелью, единственнойполной смыслаценностьючеловеческогодуха. Весьмамало места онотводил искусству,культуре иестественнымнаукам.

Христианскойоснове своейфилософииАвгустин придавалбольшое значение.Он осуществилто, что толькообозначеноу его предшественников:сделал Богацентром философскогомышления, егомировоззрениебыло теоцентрическим.Из принципа,что Бог первичен,вытекает и егоположение опревосходстведуши над телом,воли и чувствнад разумом.Это первенствоимеет как метафизический,так и гносеологическийи этическийхарактер.

Богявляется высшейсущностью,только егосуществованиевытекает изсобственногоестества, всеостальное снеобходимостьюне существует.Он единственный,существованиекоторого независимо,все остальноесуществует лишь благодарябожественнойволе. Бог являетсяпричинойсуществованиявсякого сущего,всех его перемен;он не толькосотворил мир,но и постоянноего сохраняет,продолжаетего творить.Августин отвергаетпредставление,согласно которомумир, будучисотвореннымоднажды, развивается дальше сам.

Богявляется такженаиважнейшимпредметомпознания, познаниеже преходящих,релятивныхвещей бессмысленнодля абсолютногопознания. Богвыступает вто же время ипричиной познания,он вносит светв человеческийдух, в человеческуюмысль, помогаетнаходить людямправду. Богявляется наивысшимблагом и причинойвсякого блага.Так как всесуществуетблагодаря Богу,так и всякоеблаго происходитот Бога.

Направленностьк Богу для человекаестественна,и единственночерез соединениес ним человекможет достичьсчастья. ФилософияАвгустина такимобразом открываетпростор длятеологии.

ВсяфилософияАвгустинасосредоточиласьна Боге какедином, совершенном, абсолютномбытии, мир жеимеет значениекак божье творениеи отблеск. БезБога ничегонельзя ни совершить,ни познать. Вовсей природеничего не можетпроизойти безучастия сверхъестественныхсил. МировоззрениеАвгустина оченьчетко противостоялонатурализму.Бог как единоесущее и истинаявляется содержаниемметафизики,Бог как источникпознания являетсяпредметомтеории познания;бог как единственноеблаго и прекрасноеявляется предметомэтики, Бог какособа всемогущаяи полная милостиявляется главнымвопросом религии.

Августин,в согласии сэллинистическойфилософией,полагал, чтоцелью и смысломчеловеческойжизни являетсясчастье, котороедолжна определитьфилософия.Счастья можнодостигнутьв едином – вБоге. Достижениечеловеческогосчастья предполагаетпрежде всегопознание Богаи испытаниедуши.

Оценкадобра и зла вмире, их различениебыли наиболеепроблематичными в философииАвгустина. Содной стороны,мир как творениеБога не можетбыть недобрым.С другой стороны,существованиезла несомненно.При определениипонятия теодицеи,или защитысовершенстватворения, Августинисходил изтого, что злоне принадлежитприроде, ноявляется продуктомсвободного творчества.Бог создалприроду доброй,но отравилаее злая воля.С этим связандругой тезис:зло не являетсячем-то, что абсолютнопротивоположнодобру, оно естьлишь недостатокдобра, его релятивнаяступень. Нетабсолютногозла, лишь доброабсолютно. Зловозникает там,где ничто неделается хорошо,зло – это отвращениеот высших целей,это либо гордыня,либо вожделенность.Гордыня проистекаетиз стремленияобойтись безБога, вожделенность– из страстей,направленныхна преходящиевещи. Следующийаргумент теодицеиАвгустинасостоит в том,что зло не нарушаетгармонии мира,но необходимодля нее. Наказаниегрешников также не противоречитэтой гармонии,как и вознаграждениесвятых. Августин,таким образом,не отрицаетналичия злав мире, однакопонимает егочисто негативно,как отсутствиедобра.

ЭтикеАвгустинаприсуще то, чтоон приписывалзлу другоепроисхождение,чем добру. Злопроисходитот человека,имеет земнойхарактер, доброже проистекаетот Бога, продуктбожьей милости.Человек отвечаетза зло, но неза добро.

Поповоду понятиялюбви Августиностро полемизировалс бриттскиммонахом Пелагием.Это был спормежду представителямииррационалистическойи рационалистическойточек зренияв вопросаххристианскойэтики. Пелагийисходил изантичногорационализмаи учил, чтопервородногогреха не существует.Человек рождаетсясвободным отгрехов, он сам,без помощицеркви должензаботитьсяо своем блаженстве.Пелагиевскийотказ от пониманиячеловека какслепого орудияБога представлялпрямую атакуна идеологическиепринципы христианскойцеркви.

Августин,выступая противконцепцииПелагия онеобремененностичеловека первороднымгрехом, развиваетучение опредопределенности.Согласно этомуучению, Адамкак первыйчеловек родилсясвободным ибезгрешным.У него былавозможностьследовать забожьей волейи достичь бессмертия.Однако людив лице Адама,искушенногодьяволом, совершилигрех. Поэтомувсе поколения людей не свободны,обремененыгрехом и смертью,которая, поапостолу Павлу,есть возмездиеза грехи.

Августинзаложил основыновой христианскойфилософии. Онотбросил классическийподход греков,основанныйна объективизмеи интеллектуализме,его подход былинтроспективным,воле он приписывалпервенствонад разумом.Греки склонялиськ финализмуи натурализму,Августин представлялБога как бесконечность,а мир – как продуктсверхъестественнойсилы и творениемилости. Интроспективнаяпозиция переходитв персонализм,Бог – это, преждевсего, персона,сущностьюкоторой являетсяволя; этим самымфилософияАвгустинаотворачиваетсяот универсализмадревних. Онаоснована надоверии к силамволи, веры, любвии милости, нони в коем случаене к силам разумаи доказательств.

Августинпринадлежитк мыслителям,которые имелибольшое влияниена духовнуюжизнь средневековья.Он был гораздоболее известенкак философ,чем как "отеццеркви". Еготворчествобыло посредующимзвеном междуфилософиейПлатона и мыслителямисредневековья.Августиновскаятрадиция долгосчиталасьединственнымтипом ортодоксальнойфилософии.Только в XIII столетииФома Аквинскийсоздает новуюмодель ортодоксии,однако влияниеАвгустинапродолжалосьи дальше.


Модернизацияхристианскойэтики в неоаристотелизмеФомы Аквинского.

Однимиз наиболеевыдающихсяпредставителейзрелой схоластики,был монахдоминиканскогоордена ФомаАквинский(1225/26-1274), ученикзнаменитоготеолога, философаи естествоиспытателяАльберта Великого(1193-1280). Как и егоучитель, ФомаАквинскийпытался обосноватьосновные принципыхристианскойтеологии, опираясьна учения Аристотеля.При этом последнеебыло преобразованотаким образом,чтобы оно невступало впротиворечиес догматамитворения мираиз ничего и сучением обогочеловечествеИисуса Христа.

Как и у АврелияАвгустина, уФомы высшееначало естьбытие. Под бытиемФома понимаетхристианскогоБога, сотворившегомир, как об этомповествуетсяв Ветхом Завете.Различая бытиеи сущность,Фома не противопоставляетих, а наоборот,(вслед за Аристотелем)подчеркиваетих общий корень.Сущности, илисубстанции,согласно Фоме,обладаютсамостоятельнымбытием, в отличиеот акциденций(свойств, качеств),которые существуюттолько благодарясубстанциям.Отсюда выводитсяразличиесубстанциональныхи акцидентальныхформ. Субстанциальнаяформа сообщаетвсякой вещипростое бытие,а потому приее появлениимы говорим, чтонечто возникло,а при ее исчезновении– что нечторазрушилось.Акцидентальнаяформа – источникопределенныхкачеств, а небытия вещей.Различая вследза Аристотелемактуальноеи потенциальноесостояния, Фомарассматриваетбытие как первоеиз актуальныхсостояний. Вовсякой вещи,считает Фома,столько бытия,сколько в нейактуальности.На этом основании,он выделяетчетыре уровнябытийностивещей в зависимостиот их степениактуальности.

1. Нанизшей ступенибытия форма,согласно Фоме,составляетлишь внешнююопределенностьвещи (causa formalis); сюдаотносятсянеорганическиестихии и минералы.

2. Наследующейступени формапредстает какконечная причина(causa finalis) вещи, которойпоэтому присущавнутренняяцелесообразность,названнаяАристотелем"растительнойдушой", как быформирующейтело изнутри.Таковы, по мнениюАристотеля(и соответственноФомы), растения.

3. Третий уровень– животные,здесь формаесть действующаяпричина (causa efficient),поэтому сущееимеет в себене только цель,но и началодеятельности,движения. Навсех трех уровняхформа по-разномупреобразуетсяв материю, организуяи одушевляяее.

4. Напоследней,четвертой,ступени формапредстает ужене как организующийпринцип материи,а сама по себе,независимоот материи(forma per se, forma separata). Это дух,или ум, разумнаядуша, высшееиз сотворенныхсущих. Не связаннаяс материей,человеческаядуша не погибаетсо смертьютела.

СледуяАристотелю,Фома рассматриваетразум как высшуюсреди человеческихспособностей,видя и в самойволе преждевсего ее разумноеопределение,каковым онсчитает способностьразличать доброи зло. Как иАристотель,Фома видит вволе практическийразум, то естьразум, направленныйна действие,а не на познание,руководящийнашими поступками,нашим жизненнымповедением,а не теоретическойустановкойи созерцанием.

Вконечном счете,мире, представляемымФомой Аквинским,подлинно сущимиоказываютсяв индивидуумы.Этот своеобразныйперсонализмсоставляетспецификусредневековогоестествознания, предмет которого– действиеиндивидуальных"скрытых сущностей"– "деятелей",душ, духов, сил.Начиная с Бога,который естьчистый актбытия, и кончаямалейшей изсотворенныхсущностей,каждое сущееобладаетотносительнойсамостоятельностью,которая уменьшаетсяпо мере движениявниз, то естьпо мере убыванияактуальностибытия существ,располагающихсяна иерархическойлестнице.

Учение Фомыпользовалосьбольшим влияниемв средние века,римская церковьофициальнопризнала его.Это учениевозрождаетсяи в XX веке подназваниемнеотомизма– одного изнаиболее значительныхтечений католическойфилософии наЗападе.


Гуманистически-утопическиеучения в этике.

Истиннойи глубочайшейидеей христианствавсегда былаидея свободыи равноправиялюдей. Но построитьтакое общество,где бы эти принципыуважались исоблюдались,было и естьчуть ли не«сверхзадачей»для человечества.Во временаБлаженногоАвгустина иФомы Аквинскогопостроить такоеобщество былоневозможно:в то время «отцамицеркви» лишьзакладывалсяи укреплялсяфундаментнового миропонимания,основанногона новой вере.В те временаможно было лишьсилой мыслиприблизитьчеловеческийразум к возможности«заглянуть»в то время, когдак высказываниямфилософов ивеличайшихумов своеговремени прислушаетсяне только церковьи власть, но инарод.

Попыткасформулироватьосновные принципынового мироустройства,коренным образомотличавшегосяот существовавшегов то время иприближавшегосяк эталонамхристианскойверы, былапредпринятав XVI в. ТомасомМором.

ТомасМор (1478 - 1535) происходилиз зажиточнойсемьи лондонскихбюргеров. Отличалсяредкой начитанностьюв греческихи латинскихавторов, каки в библейскихтекстах ипроизведенияхотцов христианскойцеркви. Разностороннийписатель, Морне чурался иполитическойдеятельности– он был некотороевремя и членоманглийскогопарламента,и шефом Лондона,выполняядипломатическиепоручения.

Хорошо знаясоциальнуюи моральнуюжизнь своейродины, английскийгуманист прониксясочувствиемк бедствиямее народныхмасс. Эти егонастроенияи получили своеотражение взнаменитомпроизведениис длинным заголовкомв духе тоговремени – "Весьмаполезная, каки занимательная,поистине золотаякнижка о наилучшемустройствегосударстваи о новом островеУтопия...". Книгабыла изданав 1616 г. и сразуприобрелабольшую популярностьв гуманистическихкругах. Именнотакой страной,где соблюдаютсяи проповедуютсяпринципы новогомироустройства,и была объявленаздесь Утопия– греческоеслово, образованноеМором и обозначавшеебуквально"место, которогонет" (сам онпереводилназвание этойстраны как"Нигдея", Nusguama).

Книгасостоит из двухчастей. Вторая,большая изних и написаннаясначала, излагаетутопийскийобраз жизни,в то время какпервая часть,написаннаяпосле второй,дает, прежде всего, весьмакритическоеописание современнойАнглии.

В дальнейшемМор стал ближайшимсотрудникомкороля ГенрихаVIII, которыйв своих политическихрасчетах оказывализвестноепокровительствогуманистам,используя ихлитературныеи политическиеталанты.

Мордержался заидею духовногоединствахристианско-католическогомира и былпротивникомтакой церковнойреформы, котораяодин вероисповедныйдогматизмзаменяла другимстоль же нетерпимым.Гуманистическоемировоззрениеавтора "Утопии"привело егок выводам большойсоциальнойостроты и значимости,особенно впервой частиэтого произведения.Проницательностьавтора отнюдьне ограничиваласьконстатациейужасной картинысоциальныхбедствий, подчеркнувв самом концесвоего произведения,что при внимательномнаблюдениижизни не толькоАнглии, но и"всех государств",они не представляют собой "ничего,кроме некоегозаговора богатых,под предлогоми под именемгосударствадумающих освоих выгодах".

Ужеэти глубокиеконстатацииподсказалиМору основноенаправлениепроектов имечтаний вовторой части"Утопии".Многочисленныеисследователиэтого произведенияконстатировалине только прямые,но и косвенныессылки на текстыи идеи Библии(прежде всегоевангельские),в особенностиже античныхи раннехристианскихавторов. Извсех произведений,оказавших наМора наибольшеевоздействие,выделяетсяплатоновское"Государство".

Едвали не самуюхарактерную,определяющуючерту социально-философскойдоктрины, лежащуюв основе "Утопии",составляетантииндивидуалистическаятрактовкаобщественнойжизни, мыслимойв идеальномгосударстве.Последовательныйже антииндивидуализмс необходимостьютребует отменычастной собственности.Максимальноеравенство вразмерахсобственностии сопутствующегоим уравненияв потреблении– нередкоетребованиенародно-оппозиционныхдвижений вэпоху средневековья,получавшихобычно религиозноеобоснование.Элементы егоимеются и уМора как активногосторонника"христианскогогуманизма",взывавшегок первоначальномухристианствус его идеаламивсечеловеческогоравенства.

"Утопия"оказала весьмазначительноевоздействиена различныхфилософов илитераторовэпохи Возрождения.Слово "утопия"стало, в последствии,нарицательными означаеттеперь все то,о чем можнопомечтать идаже порассуждать,но что при болееглубоком размышленииоказываетсятеоретическинесостоятельными практическинесбыточным.

Шловремя. В концеXVIII– начале IXXстолетия новымвеянием философскоймысли в Европебыли идеи опринципиальноновом обществе.Обществе, вкотором эгоизми своекорыстиевладельческихклассов будутпреодоленына началах,исключающихнеравенствов распределениисобственностии доходов, –порядка, в котороминтересы обществаи личностичудесным образомсовпадут. В чемпричины появленияэтих идей и ихпопулярности?Историки объясняютфакт рождениясоциалистическогоидеала историческимиусловиями 19века: в экономикеразвитых государствЕвропы утверждалсякапитализм.Его первые шагисопровождалисьразрушениемтрадиционныхоснов жизнимногих слоевнаселения(крестьянства,мелких торговцев,дворянства).Рождался рабочийкласс, положениекоторого в тегоды было чрезвычайнотяжелым. Погоняза прибыльюисключала самумысль о необходимостисоциальнойподдержкиобездоленныхслоев населения.Социалистическийидеал возникалкак реакцияна трудностии лишениязначительныхмасс европейскогонаселения, изжелания создатьобщество, вкотором гарантииблагополучиябыли представленывсем.

Наиболееширокое распространениев то время получилитруды А. Cен-Симона,Роберта Оуэна,Шарля Фурье.История философииобъединяетих идеи об устройствеобщества иклассифицируеткак идеи утопическогосоциализма.

А.Сен-Симон (1760 -1825) принадлежалк высшей французскойаристократии.Целью своейжизни он считалсоздание учения,научно объясняющегообщественноеразвитие ипредлагающегосправедливыеформы общественногоустройства.А.Сен-Симонпервым употребилпонятие "индустриальногообщества",подметив тообстоятельство,что промышленноемашинное производствостановитсяосновой экономическойсистемы капитализма.Все обществоон делил на 3класса – "бесплодных"(дворянство,духовенство),бесполезныхдля общественногопрогресса, и"индустриалов"(предпринимателей,рабочих крестьян,ремесленников),производителейматериальныхблаг. Коренныминедостаткамииндустриальнойсистемы онсчитал конкуренцию,обнищаниешироких масснаселения,бедственноеположениерабочих. Этойсистеме былпротивопоставленпроект такназываемый"новой промышленнойсистемы", вкоторой людибудут трудитьсясообща, в тесномвзаимодействии,на основе плановойорганизациипроизводстваи распределенияматериальныхблаг по потребностям.

А.Сен-Симон полагал,что путь к "новойпромышленнойсистеме" лежитчерез осознаниепредпринимателяминеобходимостиопекать, поддерживатьрабочих, выделятьна их социальноеобустройствочасть прибыли.Частную собственностьА. Сен-Симонсчитал необходимымсохранить.

РобертОуэн (1771-1858) былсовладельцемтекстильнойфабрики в Шотландии.Первые его шагисостояли всокращениипродолжительностирабочего дня(до 10,5 часов), повышениезаработнойплаты, введениепенсий по болезнии старости,запрещениедетского труда,организациишколы, яслей,детского сададля детей рабочих.Постепенноон пришел копределеннымвыводам о причинахтяжелого положениярабочих. Онсчитал, чтоосновным изних являютсячастная собственностьи деньги. Онполагал, чтонеобходимоупразднитьденьги, заменитьих трудовымиквитанциямии создать особыесамоуправляющиесятрудовые общины,в которых средствапроизводятсявсем, а материальныеблага распределяютсяпо потребностям.

В середине20-х гг. 19 в. он попыталсяпостроить такуюобщину в США.В штате Индианабыла созданаколония "Новаягармония".Экспериментпровалился,Р. Оуэн был вынужденвернуться вАнглию, где онделал все, чтобыпривлечь вниманиек своей деятельностиевропейскихмонархов игосударственныхдеятелей.

Извсех социалистическихучений первойполовины 19 в.наиболее популярнымв России былоучение французаШарля Фурье(1772-1837).Участникизнаменитогокружка Петрашевскогопыталисьпропагандироватьего идеи в России.Главный пороккапитализмаон видел в том,что капитализмизвратил человеческиеспособностии влечения. Онсчитал необходимымпостроить такоеобщество, вкотором трудбудет организованна началахсоревновательности,привлекательности,перемене занятийпо потребностямлюдей.

Онвыдвинул проектсозданияпроизводственно-трудовогообъединения– "фаланги".Люди в ней будутсовместнозаниматьсясельскохозяйственными промышленнымтрудом, свободновыбирать себезанятия, меняявремя от времени.Так исчезнутразличия междуумственными физическимтрудом, городоми деревней.Материальныеблага он предлагалраспределятьпо труду, талантами вложенномукапиталу.


Таковыв основныхчертах учениясоциалистов-утопистовпервой половины19 века. Легкозаметить тообщее, что былов них: критикасовременногостроя основанногона погоне заприбылью, сочувствиетрудящимся,стремлениеоблегчить ихжизнь, распределениепо потребностямили по труду,планированиепроизводства.Многие идеиутопистов-социалистоввошли в идейныйфонд сторонникови продолжателейсоциалистическихучений.


11



Национальныйавиационныйуниверситет


Контрольнаяработа


по предмету

«Этикаи эстетика»


Тема: Этика средневековья

и новоговремени


студентаIIIкурса ИЗДО

специальности 7.091.401

МарьенкоГеннадия Дмитриевича


2001 г.