Смекни!
smekni.com

Неотомизм (стр. 1 из 2)

Основные направления современной западной философии:неото-

мизм.Компромис науки и религии, тенденции его развития после 2-го Ва-

тиканского собора. Основные ориентации современной религиозной филосо-

фии.

Течение современной католической философии, базирующееся на

учении Фомы Аквинского. Получил статус офицальной философской

доктрины Ватикана после после опубликования в 1878 г. энциклики

папы Льва 13-го. После 2-го Ватиканского собора (1962-1965) от-

четливо обозначилась переоринтация неотомизма. Неотомизм ориенти-

руется на рассмотрение и обоснование положений "вечной философии"

через призму человеческого существования. Центральным для неото-

мизма является принцип гармонии разума и веры. Защищаемая ими

доктрина обладает универсальными возможностями, подниматься над

полярностью материализма и идеализма, сциентизма и антисциентизма.

Сторонники неотомизма утверждают предустановленное свыше

непротиворечия единства данных веры и разума, взаимосвязь теоло-

гии откровения, рационального богословия и метафизики. философс-

кое умозрение, в интерпритации неотомизма, призвано ориентиро-

ваться на собственные критерии рациональности и направляться в

конечном итоге "светом веры".

Онтология неотомизма имеет выход в сферу теории ценностей.

Теоретики неотомизма утверждают, что в основе всего сущест-

вующего лежит тотальность чистого божественного бытия. Божествен-

ное бытие трактуется как невыразимое при помощи категорий и фик-

сируемое лишь специфическими надкатегориальными определениями -

трансценденталиями, к числу которых относятся основной его "ли-

ки"- единство, истина, благо и красота. Метафизика неотомизма со-

держит подробное рассмотрение соотношение Бога и сотворенного бы-

тия. В сфере сотворенного бытия существованию предшествует сущ-

ность, и даруемая свыше. Фома Аквинский пологал, что в разуме

творца присутствуют сущностные образцы - формы вещей. Неотомисты

говорят о том, что Бог, созидающий мир из ничего, строит его со-

образно с определенными сущностными образцами.

Многообразие сотворенного бытия интерпритируется в неотомиз-

ме при помощи идеи _гилеморфизма . : каждое конкретное образование -

субстанция - рассматривается как состоящие из материи и духовной

формы. Материя предстает в теории неотамизма пассивным началом,

возможностью, требующей для своей актуализации наличия формы.

Неотомизм провозглашает наличие Бога и его творения: творец

противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степе-

ни судить о нем самом. Принцип анология бытия служит опорой тра-

диционных доказательств бытия Бога.

В неотомизме различаются онтологическая и логическая истины.

Если первая - продукт соответствия вещи интелектуальному замыслу

Бога, то вторая связана с позновательной деятельностью человека,

наделенным свойством объективности. Согласно гносеологии неото-

мизма каждый материальный объект можно представлять как формаль-

ный объект, интересующий познающего субъекта.

Познание характеризуется как процесс дематериального содер-

жанеия, полученного субъектом при отображения реальности.

Представители неотомиэма ведут дискуссию о механизме опос-

редования в процессе познания. Приверженцы умеренного-опосредо-

ванного реализма активно ассимилировали методологический инстру-

ментарий и категориальный аппарат кантианства, феноменологии, эк-

зистенциональной герменевтики. Эта версия гносеологии неотомизма

доминирует сегодня. Целостность человеческого знания представля-

ется в гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строе-

нием и не противоречащая откровению веры.

Теология видится сторонникам неотомизма примером единства

позновательного и практического отношения к миру. К практическому

познанию они относят также мораль, искуство, гуманитарные дисцип-

лины. Над ними возвышается религиозная этика, эстетика, философия

истории и иные отрасли философскрго знания.

Человек понимается в антропологии неотомизма как сложная

субстанция, состоящая из двух простых - души и тела. Душа - фор-

мообразующий оп отношению к телу принцип - предстаёт основой лич-

ности. Личность в неотомизме имеет универсальной целью и смыслом

всего существования созерцания божественого блага. Стремясь к

благу, личность, согласно доктрине неотомизма, обретает совокуп-

ность интелектуальных, моральных и теологических добродетелей.

Источник культуросозидающей деятельности человека, его неп-

рестанного самопревосхсждения - трасценденции - выводится из уст-

релленности к божественному Абсолюту.

Диалог церкви ("града божьего") и общества понимается как

средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей в

культуру современности. Философия неотомизма придаёт фундамен-

тальную ценность "мирской" истории, наличия в ней имманентной це-

ли, связанной с совершенствованием человека, культуры.

Неотомизм большое значение придаёт евангелизации и экумени-

ческому сближению религий как средству смягчения трагических про-

тиворечий современности.

Религиозная вера и рациональное познание, утверждают неото-

мисты, не противоречат друг другу, не исключают одно другое, а

при правильном употреблении друг друга дополняют. Это не антипо-

ды, а два источника одного потока, два пути, ведущие к одной и

той же цели. Источник веры в конечном счете - божественное откро-

вение.

Офицальная догматическая формула, выражающая томистскую кон-

цепцию взаимоотношения философии и религи гласит: "философия -

служанка веры". В статье "Католического словаря" записанно: Фило-

софия, какою её признает неотомизм, есть и должна быть служанкой

веры. Она является ею потому, что она прокладывает дорогу для ве-

ры, устанавливает, например, духовную природу души, бытие Бога и

т.д.

Жильсон (французский религиозный философ, ведущий представи-

тель неотомизма, 1884-1978 г., академик, профессор Колеж де Фран-

си) говорит: "Церковь оказывает неукоснительное сопротивление лю-

бой философской реформе, которая потребовала бы видоизменения

догматической формулы, и она права ...". Папа Лев Х||| утвержда-

ет, что "все вещи возникли из ничего в силу божественного всемо-

гущества, они существуют благодаря его разуму и движимы и направ-

ляемы им каждая к преднозначенной ей цели." Отсюда неизбежная

непримиримость неотомизма к материализму, отождествляемому с ате-

измом.

Тактика неотомистов по отношению к новейшим научным достиже-

ниям отличается от их позиции в отношении развития филисофской

мысли. По отношению к естесственнонаучным открытиям проявляется

ныне терпимость и даже готовность к их ассимиляции натурфилософс-

кой системой неотомизма. Гонение на научное познание, в соответс-

твии с формулой Экклезианства "многознание приносит скорбь" и

прямое придание ученых анофеме осталось в прошлом. Неотомисты за-

являют, что они пекутся о "правильном истолковании науки" ; в то-

же время они стараются частично обновить, приспособить к науке

свои догмы; направить поток новейших достижений наук о природе в

русло богословских интерпритаций.

В наше время нельзя обращаться к ученым, упорствуя в своём

непризнании выводов науки. Томисты теперь признают, что если бы

философия закрыла глаза на необратимые успехи науки, она, по ут-

верждению Жильсона, была бы не в состоянии вступить в диалог с

ними, лишила бы себя средств самозащиты в случаи нападения на неё

извне. Приходится теологам искакть примирение с наукой, в услови-

ях подъёма научного миропонимания. Отсюда стремление неотомистов

"ассимилировать общие выводы наук применительно к преподаванию

теологии."

2-ой Ватиканский собор состоялся в период с 1962-1965 г.

проведя 168 заседаний. Непосредственно философские вопросы не бы-

ли предметом обсуждения на Соборе.

Папа Иоанн ХХ|||, созвав церковный собор, ставил целью осу-

ществление "аджорнаменто", т.е. перестройку католической церкви

применительно к новым историческим условиям. Важным документом,

преднозначенным для церковного обнавления, является "Пастырсакя

конституция об отношении церкви к современному миру". В результа-

те компромиса, смягчения и устранения первоночальных более ради-

кальных формулировок "Конституция" была принята.

Суть обновленного подхода к вопросу о науке и разуме, их ро-

ли в современном мире можно кратко сформулировать следующим обра-

зом. С одной стороны, признается, что благодоря науке и технике в

современном мире осуществляются коренные преобразования. Религи-

озные философы занимаются проблемами естествознания, ушли от тра-

диционного цензорского тона по отношению к науке.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН

1881-1955 г. - франц. ученый-палнонтолог, священик с 1911

года, профессор геологии и палеонтологии Католического ин-та в

Париже. Учение Тейяра противостоит ортодоксальным томистским

представлениям о мире и человеке. За религиозное инакомыслие Те-

йяр при жизни был лишен церковными властями права преподавания и

публикации. Начиная с 60-х годов его взгляды широко используются

в модернистских концепциях самой различной ориентации. Тейяр пре-

тендовал на создание "научной феноменологии", синтезирующей

данные науки и религиозного опыта для раскрытия содержания эволю-

ции Вселенной.

Человек с присущей ему духовностью, сложным миром сознания

он рассматривал как заранее запланированный свыше итог эволюции

космического целого. Поиски диалектики "всеединства" сопряжены у