Смекни!
smekni.com

Понимание материи и сознания (стр. 11 из 19)

574 0 1Там же. 0 С. 3.

.

ш1.47

38

щественного разделения труда. К.Маркс отмечал: "В производстве люди

вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить,

не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для

взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди всту-

пают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих об-

щественных связей и отношений существует их отношение к природе,

имеет место производство" 575 0. Труд, таким образом, есть деятельное

отношение субъект-общество-объект, т.е. деятельность, протекающая в

обществе и обусловленная обществом, 1общественная 0деятельность. Ина-

че говоря, общественный характер труда - это не его внешняя форма,

вызванная внешней необходимостью бороться, например, с хищниками,

но 1внутреннее 0содержание, 1сущностный способ бытия человека 0.

Общественный характер труда не всегда нагляден. Важной является

следующая мысль Маркса: даже "когда я занимаюсь 1научной 0и т.п. дея-

тельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять в

непосредственном общении с другими,- даже и тогда я занят 1общест-

1венной 0деятельностью, потому что я действую как 1человек 0. Мне не

только дан в качестве общественного продукта материал для моей дея-

тельности - даже и сам язык, на котором работает мыслитель,- но и

мое 1собственное 0бытие 1есть 0 1 0общественная деятельность; а потому и

то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, созна-

вая себя как общественное существо" 576 0. Обратим внимание: 1язык - это

1общественное явление 0, связанное с сознанием 1общественного 0человека.

Язык для беседы 1только 0с самим собой невозможен 577 0.

Итак, сознание, поскольку оно есть порождение орудийной деятель-

ности, 1общественно-исторической 0практики, имеет 1общественную приро-

1ду. 0В этой связи напомним, что тезис "бытие определяет сознание"

можно обосновать 1лишь 0для 1общественного 0человека, т.е. 1только 0в

форме тезиса "общественное бытие определяет общественное сознание".

Действительно, еще Платон доказал существование в сознании инди-

вида некоего 1надличностного 0 слоя, т.е. знания, не вытекающего из

его 1собственного 0опыта и 1обуславливающего 0познавательные возможнос-

ти индивида (что и мистифицируется объективным идеализмом). Здесь

ш1.0

важно вспомнить: замена отношения " 1индивид-общество 0- 1природа 0" 1 0 при

-------------

575 1Там же 0. Т. 6. С. 441.

576 1Там 0 1же. 0Т. 42. С. 118.

577 0Чтобы оказаться действительно вне общества, человеку мало по-

пасть на необитаемый остров,- ему "требуется" еще лишиться тру-

довых навыков, сознания, членораздельной речи, прямохождения...

Этого весьма трудно "достигнуть" без помощи специфического соци-

ального института - винного магазина или его аналогов.

.

ш1.49

39

анализе процесса познания "более простым" отношением " 1индивид-при 0-

1рода 0" 1 0привела И.Канта к субъективно-идеалистическому априоризму.

Априоризм Канта, "объясняющий" возможность существования 1всеоб-

1щего 0 и 1необходимого 0 знания, возник, как показали Шеллинг и Гегель,

в результате того, что Кант в вопросах гносеологии стоял на позици-

ях "робинзонады", рассматривая в качестве субъекта познавательной

деятельности отдельного абстрактного индивида (человека как таково-

го), от рождения обладающего всем необходимым для познания, которо-

му противостоит абстрактная природа. Несостоятельность теории поз-

нания Канта (хотя она и содержит весьма богатый и ценный материал)

свидетельствует о необходимости замены "Робинзона" в гносеологии

1общественным 0человеком, ибо человек не есть человек от природы: он

1становится 0таковым лишь в обществе - априорное для 1отдельного 0 субъ-

екта является апостериорным для субъекта 1 общественного 0, носителя

1общественного 0сознания, порождаемого общественно-исторической прак-

тикой. Надличностное знание как содержание индивидуального сознания

приобретается человеком посредством 1 общения 0, посредством включения

в материальную и духовную культуру 1человечества 0. И лишь в той мере,

в какой это удалось осуществить индивиду, он и становится собствен-

но человеком. 1Развитие 0человечества и происходит благодаря тому,

что отдельный индивид может (ибо общественно-исторический опыт зак-

репляется в изменениях 1общественного 0бытия и 1общественного 0созна-

ния) не воспроизводить все этапы общественно-исторической практики,

овладевая ее опытом посредством 1приобщения к культуре.

Заканчивая рассмотрение социальной формы движения материи, оста-

новимся на диалектико-материалистическом понимании развития общест-

ва как 1естественно-исторического 0процесса. Это понимание содержит

две стороны. Во-первых, развитие общества рассматривается, на базе

материалистического понимания истории, как развертывающееся 1законо-

1мерно 0и в этом смысле - как подобное природным процессам. Во-вто-

рых, оно рассматривается как порождаемое деятельностью людей, обла-

дающих сознанием, целями, волей.

На первый взгляд может показаться, что эти стороны не могут быть

сторонами одного процесса, что они исключают друг друга. В действи-

тельности это не так, ибо люди (а тем более - массы людей), пресле-

дующие свои цели, руководствующиеся 1определенными 0идеями и стремле-

ниями, всегда живут в рамках определенных 1объективных 0 условий (при-

рода, производительные силы, ...), которые в конечном счете и опре-

деляют направление и характер их деятельности, их цели и стремле-

.

40

ния. Чтобы этот подход стал понятным, напомним следующее.

Основной вопрос философии - это, по существу, проблема выявления

оснований совпадения цели и результата практической деятельности.

Поскольку практика - это деятельность и материальная (протекаю-

щая по законам природы, т.е. в формах объективного мира), и духов-

ная (протекающая в формах мышления и по его законам), постольку 1за-

1кономерное 0совпадение цели и результата деятельности возможно лишь

при совпадении законов объективного мира и законов мышления,- пос-

редством практики, достигающей этого совпадения, всеобщие и необхо-

димые формы бытия 1становятся 0всеобщими и необходимыми формами мыш-

ления (объективная сторона практики рассматривается материализмом

как определяющая духовную),- при этом объект берется не в созерца-

нии, а в человеческой деятельности. С учетом этого характеристика

общественного развития как естественно-исторического процесса не

должна казаться очень уж парадоксальной.

Таким образом, материалистическое понимание истории рассматрива-

ет развитие общества как протекающее по 1объективным 0, т.е. не зави-

сящим от сознания людей, законам. Убедимся на двух простых приме-

рах, что таковые действительно существуют. Так, когда орудия труда

были примитивными и средства для жизни люди добывали охотой и соби-

рательством (на основе 1естественного 0разделения труда), невозмож-

ность систематического производства прибавочного продукта и коллек-

тивный характер труда обуславливали родо-племенную организацию пер-

вобытного социума. При этом, в частности, было 1невозможным 0имущест-

венное неравенство между людьми. В условиях же, когда сформирова-

лось 1общественное 0разделение труда, имущественное неравенство 1с не-

1обходимостью 0возникло, ибо обмен товаров осуществляется по 1стоимос 0-

1ти 0, но 1себестоимость 0у различных товаропроизводителей различна.

Наличие в общественном развитии объективных закономерностей от-

нюдь не является, подчеркнем, основанием для отождествления природ-

ного и социального. Дело в том, что между законами природы и зако-

нами развития общества есть существенное различие. Законы природы,

будучи объективными, т.е. не зависящими от 1сознания 0людей, не зави-

сят также и от деятельности последних - людям не нужно ничего пред-

принимать, например, для своевременного наступления весны. Законы

же развития общества, хотя и не зависят от 1сознания 0людей, являются

законами их 1деятельности 0. Иначе говоря, если в обществе 1объективно

возникла необходимость в тех или иных преобразованиях, то это от-

нюдь не означает, что они осуществятся сами собой, "объективно"...

.

ш1.49

41

"...История делается таким образом, что конечный результат всег-

да получается,- разъяснял Ф.Энгельс,- от столкновения множества от-

дельных воль, причем каждая из этих воль становится тем, что она

есть... благодаря массе особых жизненных обстоятельств. Таким обра-

зом, имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил... и из

этого перекрещивания выходит одна равнодействующая - историческое

событие. Этот результат... можно рассматривать как продукт одной

силы, действующей как целое, 1бессознательно 0и безвольно. Ведь то,

чего хочет один, встречает противодействие со стороны... другого, и

в конечном результате появляется нечто такое, чего никто не хотел.

Таким образом, история... протекает подобно природному процессу и

подчинена, в сущности, тем же самым законам движения. Но из того...

что воли отдельных людей, каждый из которых хочет того, к чему его

влечет физическая конституция и внешние, в конечном счете экономи-

ческие, обстоятельства (или его собственные, личные, или общесоци-

альные), что эти воли достигают не того, чего они хотят, но слива-

ются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую,- из этого все

же не следует заключать, что эти воли равны нулю. Наоборот, каждая

воля участвует в равнодействующей и постольку включена в нее" 578 0.

Заканчивая рассмотрение форм движения материи, отметим, что ана-