Понимание материи и сознания (стр. 1 из 19)

2О Г Л А В Л Е Н И Е

П Р Е Д И С Л О В И Е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Г Л А В А I. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА:

БЫТИЕ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ

1. Практически-деятельное отношение человека к миру.

Категории "бытие", "материя", "субстанция", их место

и значение в философском осмыслении действительности . . . . . 5

2. Материя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

2.1. Определение материи (необходимые пояснения) . . . . . . .11

2.2. Мир и научная картина мира. Революция в науке

и смена научных картин мира . . . . . . . . . . . . . . .14

2.3. Диалектико-материалистическое учение о материи

и современные естественнонаучные представления

о ее строении и свойствах. . . . . . . . . . . . . . . .23

2.4. Мировоззренческое и методологическое значение

понятия материи 2 0для развития

философии и частных наук . . . . . . . . . . . . . . . .27

3. Движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

3.1. Движение - способ существования материи . . . . . . . . .28

3.2. Основные формы движения материи и

принципы их классификации . . . . . . . . . . . . . . . 4 0.32

3.3. Диалектика основных форм движения материи . . . . . . . .33

3.4. Специфика социальной формы движения материи . . . . . . .35

4. Пространство и время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

4.1. Пространство и время -

формы существование движущейся материи. . . . . . . . . .41

4.2. Субстанциальная и реляционная концепции

пространства и времени. . . . . . . . . . . . . . . . . .43

4.3. Основные свойства пространства и времени. . . . . . . . .46

4.4. Критика идеалистических и метафизических

концепций пространства и времени. . . . . . . . . . . . .52

4.5. Концепция множественности

нефизических форм пространства и времени. . . . . . . . .59

5. Проблема единства мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63

Г Л А В А II. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА:

СУЩНОСТЬ И ТИПЫ СОЗНАНИЯ

1. Сознание, самосознание, мировоззрение. . . . . . . . . . . . .67

2. Общественное сознание, его структура и функции . . . . . . . .83

3. Структурные компоненты общественного сознания и

их взаимосвязи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87

4. Взаимосвязи сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92

5. Структура общественного сознания. Компоненты сознания. . . . .93

.

Рассматриваемые в данном пособии проблемы, связанные с понимани-

ем материи и сознания, исключительно важны для философии. Их значи-

мость станет достаточно очевидной, если учесть следующее.

Человек отличается от животного 1прежде всего 0 использованием ору-

дий труда, 1 вследствие 0 чего его деятельность становится 1 целе 0направ-

ленной. Бобр, например, обнаружив потребное ему дерево, начинает

его грызть; человек же в этой ситуации воспользуется пилой или то-

пором. Животное, иначе говоря, 1 непосредственно 0 действует на потреб-

ный ему объект; человек же непосредственно действует на орудие тру-

да (каковое 1 само по себе 0 его не интересует),- в силу чего потребный

объект становится целью. 1 Цель 0, по Аристотелю, есть то, чего в при-

роде нет, но против чего она не возражает и что 1 0потребно человеку,

представляя для него определенную 1 0ценность...

Поэтому познавательное отношение к действительности - существен-

ная предпосылка 1 целе 0направленной деятельности человека по 1 изменению

природной и социальной действительности (животное потребляет 1 налич-

1ные 0 ресурсы природы; человек же 1 0 1производит 0 потребные ему условия

существования). Ведь постановка разумной, достижимой цели возможна

лишь при знании того, что в объективной действительности есть, а

чего в ней нет, что ее законам противоречит, а что - нет (и, следо-

вательно, является возможным), и, наконец, при знании того, что

действительно нужно человеку. Выбор цели, следовательно, опирается

на 1определенное 0 понимание мира и человека. Таким образом, орудийный

характер деятельности порождает необходимость 1 со знанием 0 относиться

1к делу 0, делает человека существом, обладающим 1 сознанием.

Соответственно 1 человек - это продукт своей деятельности 0: изменяя

действительность посредством орудий труда, он в ходе этого процесса

(всякая палка - о двух концах!) формирует свои собственно 1челове-

1ческие 0 качества,- вырабатывает необходимые умения и навыки, приоб-

ретает знания. Поэтому и 1 мир 0 человека - это мир 1 человека 0 (Гегель).

Деятельность человека - это преобразование вещей, явлений, про-

цессов с целью придания им формы и/или содержания, удовлетворяющих

его потребности. Поскольку эта деятельность является орудийной и в

силу этого - целенаправленной, постольку она, очевидно, содержит

.

4

как 1объективную 0 (предмет, орудие, условия), так и 1субъективную

(цель как 1мысленную модель 0 желаемого будущего) стороны. Это означа-

ет, что 1 определенное 0 понимание сущности и возможностей человека ба-

зируется на 1 определенном 0 понимании объективного, материального и

субъективного, идеального. (С учетом этого понятно значение основ-

ного вопроса философии как вопроса об отношении мышления и бытия).

Так как же соотносится объективное и субъективное в человеке и

его деятельности? (Ведь именно 1 действие 0, по Гегелю, 1 есть истинное

1бытие человека 0). Являются ли природная и социальная действитель-

ность 1 лишь 0 неким материалом, который человек может изменять, руко-

водствуясь 1 только 0 своими желаниями? Или же они обладают 1 собственны-

1ми 0 законами существования и развития, не зависящими от сознания че-

ловека? Сознание, мышление человека 1 вполне 0 самостоятельны или же их

существование и развитие в той или иной мере определяются объектив-

ным бытием? Для ответа на эти и связанные с ними вопросы и требует-

ся изучение материи и сознания.

Сегодня достаточно очевидно, что окружающий человека мир (и при-

родный, и социальный) обладает объективными, то есть собственными,

1внутренне 0 присущими ему закономерностями существования и развития и

поэтому не может изменяться произвольно. (Важнейший элемент 1целе-

направленной деятельности, обратим внимание,- это 1пред 0видение, ос-

нову которого составляет знание 1закона 0). Определенная недооценка

этого при характере и масштабах современного производства - одна из

причин, породивших глобальные проблемы современности, некоторые из

которых уже угрожают самому существованию человека. (Вспомним Ф.Бэ-

кона: победить природу можно лишь подчиняясь ей). Не менее ясно се-

годня и то, что сознание не является некоей 1 само 0достаточной сущ-

ностью. Поэтому лишь 1диалектико-материалистический 0 подход (опираю-

щийся, естественно, на то ценное, что было выработано в других фи-

лософских направлениях), может служить основой современного понима-

ния материи и сознания. (Диалектика, напомним, ориентирует на 1 исто-

1ризм 0 в познании, рассматривая 1 0 1преемственность 0 как 1 условие 0 разви-

тия). Именно с этих позиций и написано данное пособие.

.

2Г Л А В А I. 3 ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА:

3БЫТИЕ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ.

21. Практически-деятельное отношение человека к миру.

2Категории "бытие", 0 2"материя", 0 2"субстанция" 0, 2 их место

2и 0 2значение в философском 0 2осмыслении действительности.

Чтобы показать специфику указанных категорий и ту роль, которую

они играют в системе мировоззрения, в решении основного вопроса фи-

лософии и последовательном раскрытии его содержания, выделим (наря-

ду с тем, что уже отмечено в предисловии) следующее.

Прежде всего обратим внимание на то, что основной вопрос филосо-

фии - это, по сути, вопрос о сущности человеческой деятельности: в

силу чего возможно совпадение ее цели и результата? В качестве 1за-

1кономерного 0 оно возможно лишь при совпадении законов мышления и за-

конов внешнего мира: чтобы ставить достижимые цели, человек должен

1знать 0, что в объективной действительности есть, а чего в ней нет,

что соответствует ее законам, а что и не соответствует...

Познаваемость мира, следовательно,- это предпосылка человеческой

деятельности. Вслед за Аристотелем отметим, что познаваемым может

быть лишь мир, обладающий 1универсальными законами 0 существования и

развития 51 0. (Если бы мир был 1только 0 изменяющимся, то существование в

нем каких бы то ни было устойчивых структур было бы невозможным;

если бы он был 1только 0 неизменным, то для существования в нем живому

существу было бы достаточно рефлекса). Таким образом, проблема поз-

наваемости бытия положительно решается лишь в рамках философского

1монизма 0, так или иначе признающего 1единство мира 0,- либо идеалисти-

чески (мышление определяет бытие, материальное есть инобытие иде-

ального), либо материалистически (бытие определяет мышление, иде-

альное есть инобытие материального). Поэтому категории мышления и

бытия, реальности объективной и реальности субъективной, материи и

субстанции ( 1перво 0основы) исключительно значимы для философии.

То или иное понимание смысла указанных категорий имеет основопо-

лагающее значение и для формирования мировоззрения человека, играю-

ш1.0

щего огромную роль в его жизни. (Ведь выбор цели, как уже отмеча-

-------------

51 0 Аристотелем, напомним, было выработано понятие 1 категории 0: наибо-

лее общие, универсальные свойства действительности - это катего-

рии бытия, 1онтологические категории 0; фиксирующие их понятия - это

категории 1 0познания, 1категории логические и гносеологические 0.

.

ш1.49

6

лось, опирается на 1определенное 0 понимание мира и человека). Миро-

воззрение (это не только содержание, но и способ осознания наиболее

общих и существенных сторон природной и социальной действительнос-

ти) обуславливает жизненную позицию и убеждения, идеалы и цели че-

ловека. Определенный взгляд на эти вопросы имеет всякий человек,-

ведь он имеет не только текущие, но и связанные с относительно от-


Copyright © MirZnanii.com 2015-2018. All rigths reserved.