Смекни!
smekni.com

Философия Кьеркегора (стр. 1 из 4)

Страх - это возможность свободы,

только такой страх абсолютно

воспитывает силой веры, посколь-

ку он пожирает все конечное и

обнаруживает его обманчивость.

Серен Кьеркегор

Датский философ Серен Кьеркегор опубликовал основные

свои работы в 40-х годах 19-го столетия. Это было время,

когда рацоналистическая философия окончательно утвердила

свои позиции в западно-европейской мысли. Именно к этому

времени выходят основные работы Гегеля, философия которого

была наиболее популярна в эти годы. Рационализм "пустил

свои корни" в науку, культуру, этику, быт и даже в религию,

перекроив по своему догматы христианства. Поэтому, ирраци-

онализм Кьеркегора, хотя и произвел резонанс в философии

того времени, но, все же, остался "невостребованным".

Философия Кьеркегора по новому началась осмысливаться

только в 20-м веке. Идеи датского философа повлияли на

творчество Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Льва Шестова,

Жан Поль Сартра, Альбера Камю и многих других философов

экзистенциалистской направленности. Кьеркегора по праву

можно назвать "предтечей экзистенциализма". Именно Кьер-

кегором были заложены основные категории экзистенциализма:

страх, отчаяние, вина, абсурд и др.

В своих работах Кьеркегор ведет полемику с Декартом,

Кантом, Лейбницем и, конечно, Гегелем. При чтении его

произведений чувствуется восхищение античной философией и,

прежде всего, Сократом. Но главным источником вдохновения

Кьеркегора остаются Слово Божье и протестантская догматика.

В отличие от философов-рационалистов, датский философ

и не пытается строить метафизические "картины мира", не

создает никаких философских систем. В предисловии к своему

первому крупному произведению "Страх и трепет" Кьеркегор

иронично (а ирония - одна из характерных особенностей его

произведений) пишет: "Создатель данного произведения никоим

образом не является философом, он не понял настоящей фило-

софской системы, он не знает, есть ли тут какая-нибудь сис-

тема и завершена ли она; для его слабой головы уже дос-

таточно одной самой этой мысли, а такую несчастную голову

должен в наше время иметь всякий, поскольку у всякого есть

эти несчастные мысли". Именно таким "несчастным мыслям"

посвящено творчество Серена Кьеркегора.

В своих работах Кьеркегор по-своему развивает "старую

и достойную внимания философскую терминологию : тезис,

антитезис, синтез". Человек есть синтез бесконечного и ко-

нечного, временного и вечного, свободы и необходимости.

Синтез - это отношение двух членов. Это отношение полагает

дух. А отношение, которое относится к самому себе это есть

Я. Вследствие синтеза этих противоположностей Я любого че-

ловека всегда пребывает в страхе и отчаянии. И чем выше са-

мосознание индивида, тем глубже эти страх и отчаяние. То-

лько через качественный прыжок к Богу (впоследствии экзис-

тенциалисты, в частности Камю (см. "Миф о Сизифе"), назвали

это "экзистенциалистским прыжком") страх и отчаяние могут

быть опосредованы (хотя, в строгом смысле слова, гегельян-

ский термин "опосредование" здесь не совсем применим).

Только через веру в Бога, а именно, в Христа, человек может

быть спасен. "Если бы у человека не было вечного сознания,

если бы в основе всего лежала лишь некая дикая сила - сила,

что, сплетаясь в темных страстях, порождает все, от велико-

го до незначительного, если бы за всем была сокрыта без-

донная пустота, которую ничем нельзя насытить чем была бы

тогда жизнь, если не отчаянием?" Именно, этой мыслью прони-

заны все сочинения Кьеркегора.

Все идеи Кьеркегора не идут в разрез с протестантской

догматикой, однако, человек есть свобода и, поэтому, он сам

должен найти путь к Богу и только "в качестве единичного

индивида стоит в абсолютном отношении к абсолюту" ,т.е. к

Богу.

Суть метода Кьеркегора можно выразить формулой, данной

Теренцием - "Если познано одно, познано все". Это является

единственной возможностью не упустить из виду индивида, в

котором, как во всяком существующем субъекте, воплощен дух.

Конечно, это относится не к мелким конкретным отличиям

одного индивида от другого, но к познанию сущности челове-

ческой личности, и через это - к познанию всего мира и мес-

та человека в этом мире.

Кьеркегор стремился снять "шоры категорического импе-

ратива", так как выработанные нравственные кодексы претен-

довали на всеобщность. Субъективный мыслитель Кьеркегор

считал, что человек - это свобода, поэтому он в себе самом

несет свой суд и определяет свою судьбу.

Поэтому, в своих работах Кьеркегор критикует объек-

тивный идеализм Гегеля и всю рационалистическую традицию

запада. Он подвергает критике гегелевский принцип примире-

ния противоположностей. Основной принцип кьеркегоровской

субъективности это - Entweder - Oder ("или - или"), пос-

кольку человек сам должен сделать свой "выбор". "Мое "или -

или" обозначает главным образом не выбор между добром и

злом, но акт выбора, благодаря которому выбираются или

отвергаются добро и зло вместе. Суть дела ведь не в самом

выборе между добром и злом, а в доброй воле, в желании выб-

рать, чем само собой закладывается основание добру и злу".

В гегелевской же философии уничтожается сама возможность

выбора и у человека "отбирается" его главное достояние -

его свобода.

Чем выше самосознанние человека, тем он чаще обраща-

ется к своему Я, тем он чаще ищет закон своих действий в

себе самом, и, наоборот, чем менее развит человек, тем ме-

нее он осознает свое Я и тем более он должен искать закон

своих действий в других. В зависимости от осознания челове-

ком своего Я Кьеркегор пытается определить типы людей.

Прежде всего Кьеркегор выделяет эстетический тип лю-

дей, отличительной чертой которых является "не сознательное

умственное или душевное развитие человеческой личности, а

непосредственность". Самый высший идеал такого человека

это - красота физическая. В принципе, это относится ко всей

древнегреческой культуре, культуре в высшей степени эсте-

тичной. Однако, в христианстве это грех, и чем выше раз-

витие человека, тем выше он ставит красоту духовную.

Обреченность эстетического типа личности Кьеркегор

рассматривает на примере судьбы римского императора Нерона.

(Подобное рассмотрение находим в пьесе Камю "Калигула").

Нерон, погрязший в наслаждениях и пресытившийся ими

остался незрел. Ему недоступно ничего выше непос-

редственного и физических наслаждений. Его сознанию неведо-

ма вечность, он пребывает только в конечном. Поэтому, он

требует все больше и больше развлечений, но, понимая свою

конечность, он все глубже и глубже погружается в отчаяние.

Прорвись он к вечности, он бы понял всю эфемерность конеч-

ного и непосредственного и "исцелился" бы от отчаяния.

Кьеркегора возмущала попытка Гегеля примирить знание и

веру. Ибо вера - это парадокс, и этот парадокс не может

быть опосредован, как обычная непосредственность, ведь вера

не является непосредственностью, как считал Кьеркегор, в

отличие от Гегеля. И это находится в полном соответствии с

формулой веры, изложенной Тертуллианом:"Верую, ибо абсур-

дно". В этом парадоксе "единичный индивид в качестве еди-

ничного стоит в абсолютном отношении к абсолюту". В вере

человек стоит выше всеобщего, именно из-за того, что вера

не может быть опосредована через всеобщее. Именно, здесь Я

индивида выступает в своей наибольшей мощи.

Этим проблемам проблемам посвящена одна из самыз, я бы

сказал, поэтичных книг Кьеркегора "Страх и трепет".

В предисловии к этому произведению Кьеркегор обруши-

вается с критикой на спекулятивную философию, на тех, "спе-

кулятивных регистраторов", которые, начиная со школьной

скамьи, подвергают сомнению все, до чего человеческая мысль

шла мерной поступью тысячелетиями. Они начинают свое "поз-

нание" с веры, и "в мгновение ока" оставляют ее позади и

идут дальше (современные же sсientists и вовсе не сом-

неваются в вере - они просто "не нуждаются в этой гипоте-

зе"). Конечно же, в своем сомнении они ссылаютсся на

известные авторитеты, например, на Декарта, хотя сам Декарт

признавал, что "его метод значим лишь для его самого и

отчасти берет свое начало в его собственных предшествующих

затруднениях с теорией познания". И, кроие того, сам Кар-

тезий никогда не сомневался в том, что касается веры: "Но

мы должны помнить то, что было сказано прежде: нам над-

лежить верить этому естественному свету лишь постольку,

поскольку ничего противоположного этому не было открыто са-

мим Богом"( Декарт.Принципы философии.). То, чего достигали

в древности достойнейшие люди - с этого в наши дни запросто

начинает каждый. "И когда почтенный старей, убеленный седи-

нами, приближался к концу своей жизни, оказывалось, что он

выинрал прекрасную битву и обрел веру, так как сердце его

достаточно молодо, чтобы не забыть тот страх и содрогание,

приличествующие юноше, которые мужчина умеет побеждать, но

которые ни один человек не может полностью, - ну разве что

ему удалось кавк можно раньше пойти дальше".

Сюжетная линия этого произведения посвящена вет-

хозаветной повести об Аврааме. "Бог искушал Авраама ... Бог

сказал: возьми сына твоего единственного твоего, которого

ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси

его во всесожжение на одной из гор, о которой Я тебе ска-

жу." (см. Бытие 22.1-2).

В этой истории сокрыт глубокий парадокс веры и Кьер-