Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь философии и науки (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

1. Понятие философии

2. Философия и наука

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Жизнь с ее сложными конфликтами, культура и наука с их огромными завоеваниями требуют от нас, и в первую очередь от молодых людей, гражданской ответственности, активной любознательности, широкого кругозора, утонченной интуиции, творческого воображения и постоянного совершенствования. Можно сказать, что философия - это все единосущее, "схваченное в мыслях"; это альфа и омега духовной жизни думающего человечества, это теоретическое ядро всей культуры народов мира. Человек как существо разумное с самого начала был любознательным. Само желание осмыслить сущность таинственного, неизвестного представляло собой потребность, в зачаточной форме, в философском мышлении. Само слово "философия" идет от древнегреческого философа Пифагора. В прямом переводе оно означает любовь к мудрости, то есть любомудрие. Человеку присуща духовная потребность в полном представлении о мире. Согласно С.Н. Булгакову, человек не в состоянии примириться с ожиданием удовлетворения этой потребности, пока будущая наука предоставит ему необходимые и полные знания; ему нужно получить ответы и на вопросы, выходящие за пределы позитивной науки.[1] В то же самое время человек не в состоянии отказаться от того, чтобы задавать себе данные вопросы, сделать вид, что их нет, по сути, не замечать их. Для человека как мыслящего существа намного важнее любой специальной научной теории решение вопросов о том, какова природа добра и зла, имеют ли какую-нибудь цену наша жизнь и наши деяния, что такое есть наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он какой-нибудь смысл и ясную цель, и т.п. Философия — это всегда стремление открыть что-то новое. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости, ибо всегда под философией понималось стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейской мудрости, естественных научных знаний и религиозно-мифологического понимания мира. Вместе с тем философия — это открытая, развивающаяся система. Способом ее существования является творческий поиск, для которого нет ничего окончательного решенного, навсегда установленного и который связан со стремлением человека дойти ”до оснований, до корней, до сердцевины” в изысканиях ответа на конечные вопросы бытия как такового, собственного ”Я”, смысла жизни и возможностей человека в мире. Тема данной работы весьма актуальна и неоднозначна в трактовке самого вопроса философии. Система научного знания для философии имеет достаточно спорную сущность, поэтому привлекает интерес.

Цель данной работы: Обосновать взаимосвязь философии и науки. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой задачи:

1) Определить понятие философии;

2) Рассмотреть взаимосвязь между наукой и философией;

3) Охарактеризовать науку внутри предмета философии;

4) Рассмотреть место философии в системе научного познания.


1. Понятие философии

Однажды Пифагор, будучи уже известным мудрецом, нанес визит царю Пелопоннеса Леонтию. Во время беседы последний спросил Пифагора: "Какое твое занятие?" Мудрец ответил, что у него нет занятия, он - философ. Леонтий не знал значения этого слова и попросил объяснить. Пифагор ответил, что как на Олимпийские игры одни идут, чтобы обрести славу, другие - для получения барышей, и только немногие - для удовольствия, так и в мир люди являются с разными интересами и целями. Одни - для накопления богатства, другие - для получения наслаждений и только некоторые, избранные - для поиска истины и изучения природы. Вот эти последние и именуются философами, т.е. любителями (phileo - любить) мудрости (sophia - мудрость).[2]

Философ - это мудрец, располагающий знанием о мире во всех его проявлениях и на всех уровнях (макрокосмосе), в том числе о человеке (микрокосмосе) как частице, элементе космоса. Независимо от рода занятий и сферы применения в античной Греции все знания были едиными, нерасчлененными, синкретичными. Поэтому не случайно философами назывались (и фактически ими являлись) и медик Гиппократ, и математик Пифагор, и физик Архимед. По мере развития знаний, с одной стороны, происходит уточнение содержания понятия "мудрость". Все были едины в том, что мудрость - это знание. Но знание о чем? Пифагор под мудростью подразумевал поиск истины; софисты - умение доказывать то, что нужно в данный момент, безотносительно к истине; Платон - открытие "вечных истин"; Аристотель - постижение всеобщего, знание первоначал, причин и целей.

Чем значительнее происходящие в мире перемены, тем острее человек ощущает необходимость мировоззренческого самоопределения, причем каждый должен совершить этот путь сам, опираясь на собственные знания, опыт и духовные силы. Философия, являясь способом самопознания человека и критического осмысления окружающей действительности, помогает осознать единство бытия и в то же время — его неповторимость в каждое мгновение и для каждого индивида.

Способность к разумному рефлексивному мышлению не является для человека врожденной, ей необходимо обучаться, а лучшая школа такого мышления — это приобщение к философии, вхождение в круг ее проблем и размышлений. Не случайно Цицерон назвал философию культурой ума.

Философия — теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Если сравнить это определение с определением мировоззрения, то станет ясно, что они схожи. И это не случайно: философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему, определяя философию, употребляются такие понятия, как теоретические мировоззрение, система взглядов.[3]

На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, и не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

Возникновение философии означало появление особой духовной субстанции — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим поколениям ценное прозрение того, что познание само по себе неполноценно, что оно — лишь одна из функций культуры, приобретающая смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было и понимание того, что мудрость — это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и духовных сил человека, это путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, все же должен пройти сам.

Философия есть не только учение об общих принципах бытия и познания, но и орудие последовательного изменения действительности в целях освобождения человека от всех видов эксплуатации и угнетения, в интересах развития личности, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, созидания общества социальной справедливости. Философия - доктрина об общих принципах жизни вселенной, о сути и развитии человеческого общества, о человеке и его жизни в мире, это теория культуры, эстетика, этика, проблемы творчества, теория познания и, в конце концов, ее собственная история, то есть история философии.

Последняя является существенным компонентом предмета философии: история философии - это часть содержания самой философии.

Таким образом, исторически сформировался предмет философии, круг ее разделов и задач. Конечно же, такое разделение имеет до некоторой степени условный характер: все эти разделы формируют единство, в котором все компоненты тесно взаимосвязаны между собой. Предметом философии является не одна любая сторона сущего, а сущее во всей полноте своего смысла и содержания.

Философия направлена не на то, чтобы определить четкие границы и внешние взаимодействия между частицами и частями мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, осмыслить их внутреннюю связь и единство. Главные задачи познающей себя философской мысли, начиная от Сократа, – поиски высшего начала и смысла жизни. Исключительность и смысл жизни человека в мире, философия истории и социальная философия, проблемы эстетики и нравственности, идеи познания, смерть и бессмертие, идея души, проблемы сознания, отношение человека к Богу, а также история самой философии, - таковы, коротко говоря, основные проблемы философской науки, таково ее предметное самоопределение.[4]

2. Философия и наука

Философия есть теоретическая основа мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого возникает своего рода духовное облако суммированных взглядов будничной мудрости, что является необходимым, но не достаточным уровнем мировоззрения. Однако мировоззрение обладает и высшим уровнем, на котором целенаправленно исследуются искусства, науки, главные принципы религиозных взглядов и опыта, тончайшая область нравственной жизни общества. В зависимости от того, каким образом решается вопрос о соотношении материи и духа, мировоззрение называют материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным.

Существует много определений столь уникального явления, как наука, но в силу её сложности и многогранности какое-то одно, универсальное определение вряд ли вообще возможно. На протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое её положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких было немало, может выразить более или менее точно лишь одну из её сторон. И всё-таки во всех случаях довольно чётко прослеживается выделение двух подходов к пониманию науки, когда её трактуют в широком или узком смысле.