Смекни!
smekni.com

Истинное сознание и сознание неистинное (стр. 2 из 2)

« 1. абстрактную или рассудочную

2. диалектическую или отрицательно-разумную

3. спекулятивную или положительно-разумную » [1, c.201].

« Эти три стороны не составляют трёх частей логики, а суть моменты всякого логически реального, то есть всякого понятия или всего истинного вообще»[1, c.202]. Реальная действительность у него всегда разумна, а разум всегда действителен. Значит деятельность человека с плюсами всеми и минусами и всё хорошо. И прав Фейербах, адресуя слова Гегелю: « Где меня нет или не было с моими чувствами, там меня нет и с моими мыслями» [5, c.379]. Далее Фейербах пишет: « Гегелевский метод в целом страдает тем недостатком, что рассматривает историю лишь как поток, не исследуя дна, над которым данный поток протекает. Этот метод превращает историю в непрерывный интеллектуальный акт, каким она ведь не является» [5, c.382].

Фейербах в основном прав, не прав лишь в том, что по отношению к человеку занял натуралистическую позицию (природно-естественную). И поэтому не раскрыл высший, божественный смысл любви. Любовь у него принижена.

У Жан – Поль Сартра «любовь» противоречит человеческой свободе. Она не способна определять отношение «Я» к «не-Я», к «другому» [4, c.207].

3.Формы неистинного сознания: эгоизм и альтруизм.

Зная логическую форму истинного (сущностного) сознания, неистинные легко определяются. Неистинное сознание там, где разумная мысль не носит завершённого характера. Незавершённая разумность – это неразумность (животные не могут быть неразумными). Здесь два варианта назавершённости или неполноты, если от акта самосознания не деться.

Во-первых, вступая в сферу неистинного сознания при деятельности разумной мысли нет первого акта её деятельности – нет жертвенной воли отказа от себя ради иного, ради «не-Я». (см. формулу)

Формула: Я ∙ ← не-Я ( Я ∙ не-Я → Я).

Сознание формой отрицательного разума называется эгоистическим. Невозможность поставить себя на место иного, «не-Я» убило разумность, исключив понимание иного. Значит, любовь к нему превратило «не-Я» в предмет потребления. Значит «не-Я» выступает в форме объекта (вещи), которую можно потребить или обладать ею. Если в обществе преобладает такое отношение (потребительское), то общество является обществом потребления (общество рабов). А если непосредственного и разумного присвоения «не-Я» не происходит, где «не-Я» не поддаётся, тогда имеет место борьба, которая насильственно присваивает или уничтожает. Такое общество разрушительно. И один выход – сильное демократическо-правовое государство со структурой власти – закон.

Во-вторых, неистинное сознание находится, когда в деятельности разумной мысли отсутствует третий, завершающий её акт. Его называют волевым актом прихода к себе, к любви к себе, проявляющийся в собственном достоинстве. Эта форма называется альтруистической:

Я → ∙ не-Я (иначе Я → не-Я ∙ Я).

Альтруист – человек, который отдаётся полностью другому человеку, то есть как бы любя его, но не любит себя, понимая другого, но не понимая себя. В сознании людей считается истиной то, что альтруизм противоположен эгоизму. На самом деле это не так. Альтруист не приходит к пониманию и назначению собственной жизни, чувства собственного достоинства у него не возникает. Значит, он ещё больший эгоист. «Как бы любовь и как бы понимание другого» - это любовь слепого, то есть потребительски любит. Такая любовь не ведёт к пониманию этого другого. Именно так любя, он производит из него эгоиста и иждивенца. Часто поступают так родители по отношению к детям, одинаково, как и к самим себе. Аналогичный пример: муж по отношению к жене и наоборот, вообще близкий по отношению к близкому человеку. И на это – расплата унижением со стороны «любимого». Он пренебрегает и является иждивенцем. Ведь нельзя уважать человека, который сам себя не уважает, не ценит, не имеет достоинства. Эта мысль – мысль перевёрнутого вверх «ногами» эгоиста. Данный эгоист не имеет понятия для чего живёт, не понимает божественного таинства своего рождения на этот свет. Альтруист, пожалуй, хуже, чем эгоист, так как он рождает массовый эгоизм, при собственном воображении любящего существа.

III. Истинно-нравственная сфера сознания.

Весь смысл логически завершённой разумности мысли приводит к вопросу: в чём отличие истинно (положительного) разумного человека от альтруиста? Человек, как истинно разумное существо, на зло не должен отвечать злом или насилием, он также не должен, получив пощёчину по одной щеке – подставлять другую, а просто уйти от зла или насилия и уж тем более не давать ударять себя по другой щеке. Возможно и то, что истинно разумный человек создаст ситуацию отхода зла или насилия.

Всякая понимающая любовь желает такой же любви в ответ, то есть со стороны любимого. Но если при всех переживаниях она этого ответа не получает, то нужно освободить себя от этих переживаний (возможно страданий), так как они уже излишние.

«Тут – в истинно нравственной сфере сознания – нет и грани потребительского эгоизма, которым страдает как бы «из подворотни» альтруист. Тут надо только понимать, что в первую очередь человек ответственен сам перед собой, я через это и в этом перед Господом Богом – высшим и непостижимым рассудком таинством своего собственного бытия, перед своей личной Судьбой, для поиска которой Бог дал человеку свободу, определённую Совестью как явлением Бога в нас – в сознании «вот этого» человека» [3, c.46-47].

Литература:

1. Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3-х томах. Т.1.М.1974.

2. Голосовкер Я.Э. Интересное // вопросы философии.1989.№2.

3. Роднов Л.Н. Философия. Краткий курс. Кострома, 2001.

4. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм.// Проблема человека в западной философии. М.1988.

5. Фейербах Л. История философии: В 3-х томах. Т.№3. М.1974.

6. Фролов И.Т. и др. Введение в философию: В 2-х томах. Т.2. М.1990.

7. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М.,1993.