Смекни!
smekni.com

Классическая арабо-мусульманская философия (стр. 1 из 2)

Министерство сельского хозяйства РФ

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

Мичуринский государственный аграрный университет

Реферат на тему:

Классическая арабо-мусульманская философия

Выполнила: студентка 31 б группы

Проверил:

Мичуринск 2008 г.

1.Общие понятия арабо-мусульманской философии

Особым феноменом философской мысли на Востоке стала средневековая «арабо-мусульманская» философия. Этим термином обозначается философия разных народов, входивших в состав Арабского халифата, писавших на арабском и персидском языках. Арабо-мусульманская философия развивалась в контексте культуры, где доминировал ислам. Принцип единобожия (таухид), идея единства бытия и единственности мироздания стала центральной темой мусульманской теологии и философии. Религиозно-философская мысль в культуре ислама была представлена тремя основными направлениями: каламом — схоластической теологией ислама; суфизмом — религиозно-мистическим и пантеистическим течением мысли; фалсафой — философией, испытавшей влияние идей античных мыслителей.

1.1 Калам

Для представителей калама — мутакаллимов — характерно обращение к логической аргументации; теологическая проблематика (соотношение сущности и атрибутов Бога, извечность или сотворенность во времени Корана, божественное предопределение и свобода воли). Большое внимание мутакаллимы отводили проблемам натурфилософии.

Предтечами арабской философии стали мутазилиты (от араб. мутазил — отделившийся), которые выступили против антропоморфизма в понимании Бога. Мутазилиты считали, что мусульманское единобожие несовместимо с признанием реальности и извечности божественных атрибутов как неких сущностей, отличных от собственно божественной сущности. Тождественными божественной сущности мутазилиты признавали три атрибута (знание, могущество, жизнь), а остальные характеристики (воля, зрение, слух, речь) они считали отличными от божественной сущности.

Мусульманская традиция богословия наиболее ярко проявилась в творчестве Ал-Газали (1058—1111), который в своем трактате «Воскрешение наук о вере» утверждал, что знание делится на «Науку поведения» и «Науку откровения». Вера от рождения заложена в душах людей, которые делятся на тех, кто «отстранился и забыл», и тех, «кто долго размышлял и вспомнил».

1.2 Суфизм

На исключительной важности мистическойинтуиции настаивали суфии, представители мистического течения арабо-мусульманской религиозной и философской традиции.

Учение ас-Сухраварди - ишракизм (озарение), исходило из представления о свете как о первоначале всего сущего. Мир предстает как иерархия света, высшую ступень которой занимает Свет светов (Бог). Большее распространение получила теософия Ибн Араби. Характерным для его школы считалось учение о «единстве бытия», благодаря которому она получила название — вуджудизм. Бытие — единое и единственное первоначало, присутствующее во всех вещах и тождественное с Богом. Важная тема вуджудизма — концепция «совершенного человека». Жизнь человека должна соответствовать шариату, регламентирующий личную жизнь верующего и общественную жизнь.

Суфизм развивает мистико-индивидуалистическую модель, формирующуюся под воздействием неблагоприятных условий существования, порождающих утрату надежд на возможность освобождения от страданий, зла. Человек ищет спасения вне окружающего его мира. Его усилия направлены на самосовершенствование, которое приблизит его к Божественному Абсолюту.

1.3 Фалсафа

Представители фалсафа создают учение о разуме как высшей способности человека и мериле истины. Фалсафа - детище «переводческого движения», в результате которого мусульманский мир приобщился к кругу философских идей греко-элинистической традиции.

Крупнейшие перипатетики ислама — алъ-Фараби, соединивший аристотелевскую космологию с доктриной неоплатоников, Ибн Сына, систематизировавший перипатетизм на основе натурфилософских идей, Ибн Рушд, известный как крупнейший комментатор аристотелизма. Устремленность к знанию через разум позволила средневековой арабо-мусульманской культуре достичь расцвета мысли, которая составила эпоху в развитии общечеловеческой культуры.

2. Прогрессивная арабская философия

В первой половине VII в. Аравии появилось и быстро распространилось новое религиозное учение — ислам. Бог самого влиятельного племени куреймитов — Аллах — стал единственным богом. Новая религия была использована верхушкой кочевых и оседлых арабских племен для создания государства.

Новая религия — мусульманство («муслимы» — «покорные» Аллаху) — возникла в условиях столкновений кочевников-бедуинов с горожанами, пробуждения арабского национального самосознания в борьбе с персами и абиссинцами.

Во второй половине VII в. под знаменем ислама развертываются грандиозные завоевательные войны. Образуется огромный Арабский халифат, охватывавший к концу первой трети VIII в. Аравию, Иран, Армению, Северо-Западную Индию, Сирию, Египет, Палестину, все северное побережье Африки и Пиренейский полуостров.

В VIII—IX вв. на Востоке процветала мощная и своеобразная арабская культура. Экономика стран Ближнего Востока в ряде отношений была развита выше европейской уже до арабских завоеваний и прогрессировала после них.

В начале IX в. при халифе Аль-Мамуне Багдад становится крупным научным центром, со школами и библиотеками, научными обществами. Многие халифы покровительствовали росту и распространению научных знаний.

В X в. создается второй центр арабской культуры — на Пиренейском полуострове, в частности в Кордове. Происходит разветвление арабской культуры на две ветви — восточную и западную. В XII в. начинает преобладать западная. Развитие культуры на Востоке было приостановлено монгольским нашествием.

3. Ибн-Сина

Абу-Али аль-Хусейн ибн-Абдаллах Ибн-Сина (980-1037; в Европе его называли Авиценной)родился в Средней Азии близ селений Бухары в 980 г, его отец был финансовым чиновником. Маленький Абу-Али первоначальное образование изучил, освоив Коран и словесные дисциплины, к десяти годам. Далее на Ибн-Сину значительное влияние оказал учёный Абу-Абдаллах ан-Натили, под руководством которого будущий философ разбирал трактат Порфирия Тирского. После этого Абу-Али стал усердно штудировать физику и метафизику, что впоследствии повлияло на его склонность к медицине. После этого последовали годы странствий в силу смерти его отца. Он стал скитаться по разным местам, сталкиваясь с различными трудностями, будучи на грани жизни и смерти. Последние годы жизни (1024-1037), проведённые в Исфахане, стали самыми плодотворными, так как именно в этот период были написаны самые значительные произведения: «Книга спасения», «Книга знания», «Книга указаний и примечаний», «Восточная философия», «Книга справедливости» и наконец, самая главная «Книга исцеления».

Наиболее достоверные источники дают нам достопримечательные черты философа, образ которого отличается одержимостью исследовательского духа, стремлением к энциклопедическому охвату всех современных ему знаний. Ибн-Сина выделяется тонкой наблюдательностью, феноменальной памятью и остротой мысли. Между тем он был склонен к чувственным наслаждениям.Ему приписывается свыше 400 сочинений на арабском языке и около 20 на фарси по всем известным тогда разделам научного и философского знания.

Из нефилософских трудов главный — «Канон врачебной науки». В его 5 книгах обобщены и систематизированы накопленные к тому времени медицинские знания и собственный опыт практикующего врача. Этот труд был одним из основных руководств по медицине в арабском мире и Европе вплоть до XVII в. Из сохранившихся до наших времён трудов Абу-Али следует упомянуть трактат «Об определениях», в котором автор продолжает традицию составления специальных философских лексиконов.

Главный философский труд Ибн-Сины — «Книга исцеления», сочинение в 18 томах, включавшее «Логику», «Риторику», «Поэтику», «Физику» (в 8 частях, шестая — «О душе»), «Метафизику» (последняя не была закончена, ее завершил в 1180 г. в Толедо Доменик Гундисальви).

В «Книге исцеления» видно стремление установить связь между умозрительным знанием и практикой. Эта позиция Ибн-Сины проявляется прежде всего в разработанной им классификации наук.

3.1 Классификация наук

Все науки Ибн-Сина делит на две группы: теоретические и практические. Теоретические науки исследуют существующее независимо от человеческой деятельности, практические исследуют саму деятельность. Цель первых — постижение истины, вторых — достижение блага. Логика не входит в эту классификацию, она, как «инструментальная» наука, предваряет все другие науки.

В теоретические науки включены физика, математика и метафизика. «Чистая» физика включает вопросы о материи, форме, движении, о минералах, животных, растительной, животной и человеческой душе; в прикладную физику входят медицина, астрология, физиогномика, толкование снов, наука о талисманах, о волшебстве и алхимия. Ибн-Сина принимал основной принцип астрологии о том, что земные явления обусловлены движением небесных тел.

«Чистая» математика включает в себя арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки. Прикладные дисциплины — индийское десятеричное счисление и алгебра, определение площадей, механика, вопросы, связанные с изготовлением гарь и весов, градуированных инструментов, оптических приборов и зеркал.

«Чистая» метафизика рассматривает первые начала наук, доказательство существования бытийно-необходимого, его единства и его атрибутов, первичные и вторичные «духовные субстанции. Прикладная метафизика говорит о потусторонних воздаяниях.