Смекни!
smekni.com

Классический психоанализ и неофрейдизм (стр. 1 из 2)

Классический психоанализ и неофрейдизм


Введение

Психоанализ сложился в конце Х1Х - начале ХХ вв. как общая теория и метод лечения нервных и психических болезней, предложенные австрийским невропатологом и психиатром З. Фрейдом (1856-1939).

Отправляясь от принципа психоанализа, З. Фрейд создал учение о строении психики и структурную теорию личности, а затем и социальную философию. Значение работ Фрейда вышло далеко за пределы психотерапии и приобрело философское содержание.

Возникло широкое философское течение психоанализа, интерес к которому не ослабевает по настоящее время.

В психоанализе принято различать классический психоанализ, или учение Фрейда, и неофрейдизм.

Классический психоанализ

Учение Фрейда проделало необычный путь от одной из специфических теорий психотерапии до общей концепции личности и социальных явлений. Это превращение стало возможным лишь потому, что в нем с самого начала заключалась особая концепция психического.

Психология до Фрейда занималась в основном изучением сознания здорового человека. Фрейд, исследуя причины и характер неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии.

Он пришел к заключению, что человеческая психика представляет собой сложный конгломерат не только сознательного, но и бессознательного и подсознательного.

Поскольку сознание составляет суть человеческой личности, то новая концепция сознания привела к созданию новой концепции личности. Первый наиболее архаический слой человеческой психики, по Фрейду, составляет совокупность инстинктов, биологических побуждений, влечений и импульсов, образующих царство бессознательного, естество человека, «Оно», по терминологии Фрейда.

В его основе лежат, прежде всего, сексуальные инстинкты, или либидо (энергия сексуальных влечений), обуславливающие большинство психических действий человека.

Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид постоянно сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит «Оно», то в его психике вырабатывается новая инстанция «Я», т.е. самосознание. Главное назначение «Я» состоит в том, чтобы обуздать «Оно» и направлять бессознательные влечения в русло социально одобренного поведения.

Благодаря «Я» энергия сексуальных влечений (либидо) сублимируется (преобразуется) и направляется в другие виды деятельности: политику, научное и художественное творчество, религию и др. Однако бессознательное исподволь, но властно диктует свои условия «Я». Ему не всегда удается сохранить свое доброе согласие с «Оно» и внешним миром.

Поэтому в самом «Я» образуется новая инстанция – «Сверх - Я», которая царит над «Я» как совесть и чувство вины.

В процессе индивидуального развития бессознательное, особенно либидо, образует более или менее своеобразные комплексы. В особых конфликтных случаях бессознательное «обманывает» цензуру «Я» и «сверх - Я». Энергия бессознательного предстает под видом сновидений, оговорок, описок, ошибок, провалов карьеры, неврологических симптомов, душевных болезней и т.п.

Поэтому при постановке диагноза и определении способов лечения нужно за явным смыслом или видимой бессмысленностью проявлений бессознательного установить их истинную, т.е. сексуальную подоплеку.

Для этого, по Фрейду, должны использоваться метод ассоциаций, метод толкования сновидений, описок и т.д. Они в совокупности с предложенной Фрейдом концепцией личности и составляют суть психоанализа.

Нужно сказать, что психоанализ творил чудеса в психиатрии, а сам Фрейд был, как говорится, психиатром всех времен и народов. Более того, психоанализ давал каждому человеку достаточно эффективные средства самопсихотерапии.

Все это способствовало широкому распространению и росту популярности психоанализа. Превращение психоанализа в особую социальную философию началось с обращения Фрейда к анализу массового сознания. Все явления культуры и социальной жизни он стал сводить к формам проявления первичных жизненных влечений и прежде всего к формам проявления стадий инстинкта.

Такой подход к проблемам социальной жизни давал большой простор для философско-мифологических построений. Фрейд уже не стремится опереться на клинические и иные данные. В древнегреческом мифе о царе Эдипе, по его мнению, содержатся не только доказательства того, что сексуальные влечения являются основой деятельности человека, но и обнаруживаются те сексуальные комплексы, которые заложены в человеке.

«Первым актом истории» Фрейд объявляет преступление, получившего форму убийства отца (по мифу царевич Эдип убил своего отца - соперника и женился на своей матери) или группового лидера первобытной орды его сыновьями – соперниками. Но в силу закона амбивалентности влечений за этим последовало раскаяние, усиленное наступившими раздорами и хаосом.

Итогом явилось подавление инстинктов, их сублимация и рождение религий (убитый отец воскресает в образе зверя-тотема, на который переносятся чувства к реальному отцу). Так, учение о сексуальных влечениях преобразуется в концепцию двух сил Эроса (инстинкт жизни) и Тантоса (инстинкт смерти).

Аналогично в духе сведения к формам проявления первичных жизненных влечений Фрейд истолковывает явления культуры и социальной жизни. Только, по Фрейду, они предстают как сублимация бессознательного в массовой психологии, а негативные явления в них - как проявление коллективных неврозов. Он высказывает надежду на то, что «в один прекрасный день кто-то отважится на анализ такой патологии культурных явлений». Этим надежды осуществили последователи Фрейда. Так сформировался неофрейдизм.

Неофрейдизм

Распространения психоанализа в Европе началось с 1908 г., когда возникла Международная психоаналитическая ассоциация. Фашисты, придя к власти, подвергли врачей-психоаналитиков жестоким гонениям. Большинство из них эмигрировало в США, часть в Англию и другие страны.

Началось быстрое развитие фрейдизма. И в США сформировался неофрейдизм. Он во многом пересмотрел взгляды Фрейда. Этому способствовало то обстоятельство, что в 40-е годы экспериментальная психология разработала эффективные методы проверки концепции психоанализа, и в нем были выявлены ряд неточностей и недоработок.

Основателями неофрейдизма были К. Хорни (1885-1952), Г.С. Салливан (1892-1949), А. Адлер (1870-1937), В. Рейх (1897-1937), Э. Фромм (1900-…).

Сохранив главную мысль Фрейда о бессознательном как важнейшем элементе психики, они отказались видеть во всех явлениях человеческой жизни только сексуальную подоплеку.

Социологизированный психоанализ начинается с работ Адлера. Он выдвинул концепцию личности, согласно которой личность является продуктом собственного творчества. В основе поведения человека, по Адлеру, лежит не биологическое бессознательное, как считал Фрейд, а бессознательное стремление к власти, стремление к превосходству.

Конечной целью развития человека объявляется «стремление к совершенству».

«Биопсихическая структура характера» личности, по Рейху, состоит из трех автономно функционирующих слоев: «поверхностного», «промежуточного» и глубинного или «биологического ядра».

Поверхностный слой – это слой «социальной кооперации», фальшивый, приторно-социальный слой, где подлинное лицо человека скрыто под маской любезности, вежливости и учтивости.

«Промежуточный слой» - это антисоциальный слой, фрейдовское бессознательное. Он состоит из грубых, садистских, сладострастных порывов. «Биологическое ядро» складывается из импульсов, излучая которые человек предстает честным, трудолюбивым существом, способным на искреннюю любовь. Чтобы промежуточный слой, т.е. бессознательное, не порождал агрессию личности и социальных конфликтов, надо предоставить людям сексуальную свободу.

Именно этот вывод послужил поводом провозгласить Рейха отцом сексуальной революции ХХ в. К чести Рейха нужно сказать, что он под сексуальной революцией понимал сексуальное воспитание молодежи.

Но бунтующая молодежь восприняла его призывы к сексуальной революции в буквальном смысле этого слова. И это со всей очевидностью обнаружилось во время студенческих выступлений 1968г.

Клиническую базу под необходимостью социологизации психоанализа подвела Карен Хорни. Переехав в 1932 г. из Германии в Америку, она в клинической практике столкнулась с новым характером неврозов, отличных от тех, которые она наблюдала у пациентов в Европе. Из этого она пришла к заключению, что разгадку этого феномена следует искать в различии культур и что «неврозы вызываются культурными факторами». Причину неврозов она видит в патогенной внешней ситуации или нарушении человеческих взаимоотношений. Движущей силой неврозов выступает «основной страх», порожденный враждебной средой.

Как реакция на страх появляются различного рода защитные механизмы: преобразование невротического страха в рациональный страх перед внешней опасностью, подавление страха и его замена симптомами, наркотизация страха прямая (с помощью, например, алкоголя, наркотиков) или переносная в виде бурной внешней деятельности, наконец, бегство от ситуаций, вызывающих страх.

Эти средства порождают, по Хорни, четыре великих невроза нашего времени: невроз привязанности – поиска любви и одобрения любой ценой; невроз власти – погоня за властью, престижем и обладанием; невроз покорности (конформизм автомата) и, наконец, нервоизоляцию или бегство от общества.

По Салливену, «основной страх» это продукт межличностных отношений, а не культуры вообще. Задача психоанализа, тем самым, сводится не только к выявлению симптомов, но и к указанию механизма защиты, которые способствуют нейтрализации чувства беспокойства. Этот механизм заключается в формировании в личности «Системы Самости», напоминающей фрейдовское «Сверх -Я».

Фромм продолжает поиски связующих звеньев между социальными и психическими структурами. Бессознательное, по Фромму, складывается из того, что раньше было сознательным, но было вытеснено под влиянием страха перед социальными санкциями в бессознательное из-за несовместимости с данными общественными нормами. Бессознательное составляет характер человека. Тем самым, бессознательное, по Фромму, совпадает с формами отчуждения личности.