Смекни!
smekni.com

Мировоззрение (стр. 1 из 2)

Мировоззрение - это определенная система идей, теорий, взглядов, в которых оцениваются и осознаются отношения человека к природе, к обществу и к самому себе.

Мировоззрение представлено тремя уровнями:

1. мировоззрение отдельного человека;

2. мировоззрение социальной группы.

3. мировоззрение общества.

Мировоззрение не дано человеку с рождения. В процессе жизни у него формируется, развивается и изменяется мировоззрение.

Основу мировоззрения составляют знания и жизненный опыт.

В мировоззрении можно выделить два элемента: мироощущение и миропонимание.

Мироощущение – эмоциональный элемент структуры мировоззрения.

Миропонимание – интеллектуальный элемент.

Соотношение этих элементов у разных людей различно. У людей, занятых в сфере искусства преобладает элемент мироощущения; в сфере науки - доминирует элемент миропонимания.

Мировоззрение можно классифицировать на обыденное (повседневное) и теоретическое. Обыденное мировоззрение формируется в процессе жизнедеятельности человека. Данный тип мышления называется жизненной философией. Жизненная философия формируется на основе здравого смысла. Теоретическое мировоззрение формируется на основе обобщенного систематизированного знания, выраженного законами и проверенного практикой. К теоретическому уровню мировоззрения относится философия. Философия – первая форма теоретического миропонимания. (Философия – есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.)

Типология:

а) Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. Оно формируется в первобытном обществе.

Первобытное общество Рабовладельческий строй (античное) Мифология Религия Философия (много богов) (1 Бог)

Понятие миф имеет 2 значения: 1). Миф, как нечто несбыточное, смысловое значение. 2). Миф – древние сказания и предания (сказки).

Мифологическое знание было основано на сверхъестественном. Первобытный человек не знал законов природы и естественным законам он приписывал сверхъестественную основу. Поклонялся животному, растительному миру, т.е. обожествлял. В мифологическом мировоззрении причудливым образом соединяется естественное и сверхъестественное, истинное и ложное. Первобытный человек не выделял себя из природы, он отождествлял себя с природой.

- ложные знания

+ истинные знания.

б) Религиозное мировоззрение. На смену мифологическому мировоззрению приходит религиозное мировоззрение. Оно формируется на основе веры и поклонения всевышнему. Вера и поклонение являются основными факторами религиозного мировоззрения.

В античности формируется философия как первая форма теоретического миропонимания.

История стран Востока Античность Рима и Греции (антигус –древний)

(Индия, Китай) (Греко – Римская история)

Философия Индии и Китая была основана на мифологии; а Греции и Рима – на науке. Философия Индии и Китая были направлены к внутреннему миру человека; а Рима и Греции изучали природу и космос, человека, общество и познание.

Современные ученые были когда-то философами. Процесс познания от общего к частному.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления (человека) к бытию (окружающему миру). Был сформирован уже в Античности формулируется: любовь – это глина, из которой лепят благородные чувства. (демокрит)

1. стоит ли жить.

2. быта.

3. любви.

Основной вопрос философии имеет две стороны:

а) Онтология (учение о бытие); Что первично – материя или сознание?

б) Гносеология (теория познания). Познаваем ли мир?

1-я сторона. В зависимости от решения первой стороны ОВФ все философы подразделились на 2 лагеря: материалистов и идеалистов.

Материалисты утверждали первичность материи и вторичность сознания. Они считали, что вначале был создан мир, природа, был сформирован растительный, животный мир и только на следующем этапе развития появился человек.

Идеалисты утверждали обратное. Они считали сознание первичным. Вначале формируется сознание, а затем с сознанием этим рождается мир.

Материализм неоднороден, он представлен 3 основными разновидностями.

1. Исторически первой формой материализма был стихийный материализм античности или наивный. Основоположник древнегреческие философы Демокрит и его друг Эпикур.

2. Второй разновидностью материализма был метафизический материализм (после физики). Он формировался в Новое время. Основоположники: Ламетри, Дидро, Гольбах.

3. Диалектический материализм. Основоположники Маркс, Энгельс, Ленин.

Метафизический материализм: рассматривали мир в статике как раз и навсегда данный и неизменный. Они отрицали качественное развитие мира. (Мир в статике) К. Линней.

Новое время характеризуется бурным развитием науки (17 век) и формируется диалектический материализм.

Представители диалектического материализма изучали мир в динамик, развитии, движении и взаимной обусловленности.

Идеализм неоднороден, он представлен двумя направлениями:

а) объективный идеализм, основоположник Платон. Мир устроен разумно? Да. Следовательно, есть разум, который устроил мир. Объективный идеализм является теоретической основой религии.

Основной тезис объективного идеализма: материя первична по отношению к человеческому сознанию, но вторична по отношению к божественному разуму.

б) субъективный идеализм. Основоположники епископ Беркли, мир создан человеком.

Основной тезис субъективных идеалистов: мир существует лишь в ощущениях и восприятиях человека. В отрыве от ощущений и восприятий мира нет и не может быть.

2 – я сторона. В зависимости от решения второй стороны ОВФ философы разделились на два лагеря: на тех, кто признавал познаваемость мира и утверждал, что мир познаваем и второй - отрицали познаваемость мира.

Первые создали лагерь гностицизм; вторые агностицизм.

Агностицизм представлен двумя разновидностями:

1. юмизм – основоположник английский философ Девид Юм.

2. кантианство - немецкий Иммануил Кант.

Субъект познания – это человек, осуществляющий познавательный процесс.

Объект – это то, на что направлена познавательная деятельность человека (субъекта).

Между С и О формируются субъектно–объектные отношения.

С (субъектно-субъектные отношения)

С Античности формируется малая наука.

В позднем средневековье (феодальное) формируется большая наука.

СТОТ – технические средства усиливают рецепторы и анализаторы человека. Именно в большой науке субъектно-субъектные отношения устойчивые (в малой – временные).

Решение Юмом субъектно-объектных отношений. Юм был субъективным идеалистом. Согласно Юмму объект познания реально не существует, а существует лишь в ощущениях и познаниях субъекта.

Весь процесс познания, утверждает Юм, ограничен чувственным восприятием. Человек познает мир с помощью ощущений, восприятий и представлений. В чем агностицизм Юма?: что наши ощущения дают нам неверные изображения об изучаемых объектах.

Кант утверждал, что объект познания существует реально. Сколько бы не познавали объект, в объекте всегда остается нечто непознанное; следовательно, можем ли мы до конца познать объект? Если бы объект не изменялся, то можно. Кант утверждал, что процесс познания представляет собой единство чувственного и рационального. Человек познает мир с помощью ощущений, восприятий, представлений, а также с помощью понятий, суждений и умозаключений. Кант утверждал, что процесс познания начинается с опыта. Но для опыта у человека существует врожденное знание о объекте. Это звание априорное (доопытное).

Диалектика - философское учение о развитии и всеобщей связи (принципы, законы, категории.)

Формируется в античности. Философы античности утверждали, что в мире находится в развитии движение и изменение.

Существует 3 основных элемента диалектики: принципы, законы, категории

3 принципа диалектики: объективности, целостности, всеобщего развития.

Принцип объективности направлен против субъективного толкования диалектики. Мир, который нас окружает, развивается независимо от воли и желания людей.

Принцип целостности – указывает на то, что мир представляет собой определенную систему взаимосвязанных элементов, среди которых есть основные системообразующие элементы. Единство мира заключено в его материальности. Живая материя: животные, растения, люди. Физические: камни.

Принцип всеобщего развития является принципом диалектики. Указывает на то, что мир находится в постоянном развитии, движении, изменении; взаимосвязи и взаимной обусловленности.

Законы диалектики:

1.Закон единства и борьбы противоположностей (основной); Раскрывает источник развития.

2. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений; Раскрывает механизм развития, т.е. указывает на то, что постепенное накапливание количественных изменений в итоге приводит к новому качеству. Границы меры. До нее – количественные изменения, после – качественные изменения.

3. Закон отрицание отрицания. Характеризует поступательный спиралевидный характер развития, указывает на направленность развития.

Теория развития по замкнутому кругу.

Античность

Теория восходящего развития – в новое время.

В связи с бурным развитием производства.

Но спады в производстве и другая концепция – спада развития

Нисходящая.

И далее концепция спиралевидного развития. Наиболее предпочтительная.

Категории диалектики

Любое понятие имеет свой объем.

Всеобщее: Дерево Общее: Хвойное (лиственное) Частное: ель, сосна (береза)

Всеобщие, общие, частные понятия отличаются объемом.

Категории диалектики – философия оперирует толькоединичными и парными категориями.