Смекни!
smekni.com

Роль ницшеанства в становлении европейской цивилизации (стр. 1 из 4)

Введение

Фридрих Ницше – немецкий философ и литератор. Он – явление исключительное во всех отношениях. Его идеи при жизни не были восприняты современниками, а после смерти подверглись фальсификации. Его философия сразу же стала вызывать яростные споры, неутихающие по сей день. Его считали идеологом нацизма, но это совершенно не так.

Среди философов Ницше - нарушитель спокойствия и благородный пират. Он вспугивает спящих, таранит крепости обывателей, сметает моральные постулаты, убивает Бога, рушит церковные устои. Как говорит С. Цвейг, Ницше "стремится на своем паруснике ко всему неизведанному, весело и дерзко, с мечом в руке и бочкой пороха под ногами".

Философские труды Ницше, по большей части не предъявляют больших требований к интеллекту или образованности читателя. Их суть представляется ясной и однозначной, цели - обширными и очевидными, а язык - понятным. В силу доступности его текстов читатель обнаруживает, что либо философия проще, чем он полагал, либо он сам умнее, чем думал раньше. Ницше считал себя прирожденным психологом - "призванным быть психологом и разведывателем душ". Некоторые вещи, которые он высказывает, поражают воображение своей точностью и целенаправленностью диагностики. С точки зрения Ницше, психология лежит в основе всего, и тесно переплетается с другими частями его учения.

Очень многие считают, что идеи Ницше – это следствие болезни, но они оказались предвестниками того массового безумия, которое творилось в Европе первой половины XX века и которое угрожает нам и сегодня. Подлинная философия Ницше настолько непревзойденна, убедительна и проницательна, как никакая другая существовавшая до нее или возникшая после. Читая его, вы понимаете, что философия действительно воздействует на умы. Насколько мы можем судить после прочтения его произведений «Так говорил Заратустра», а также посмертно изданной «Воли к власти» позиция Ницше является достаточно устойчивой, но его мысль постоянно развивалась в разных направлениях. Это значит, что он часто противоречит сам себе или оставляет вопрос открытым для противоречивых толкований.

Почти вся философия XX в. - чуть ли не комментарий к Ницше: все крупные мыслители так или иначе мыслили в конфронтации или тандеме с ним. В частности, анализу сочинений философа посвятили свои работы: К.А. Свасьян («Фридрих Ницше: мученик познания»), Мишель Фуко («Ницше, Фрейд, Маркс»), М. Хайдеггер (« Европейский нигилизм» ), Карл Ясперс («Ницше и христианство»), Ф.Г. Юнгер («Ницше»), Жиль Делез («Ницше»), Артур Данто («Ницше как философ»), Л. Онерва («Рецепция Фр. Ницше в финской литературе начала ХХ века»), а также Г. Рессель, И.И. Евлампиев, Ю.Б. Мелих и многие другие.

Ему обязаны своим появлением главные течения современной мысли: философия жизни, экзистенциализм, герменевтика, структурализм, феноменология... Он дает начало целому спектру философских методов: генеалогии, коллажа, перспективизма. Его мысль становится катализатором прорыва мирового искусства к авангардным формам: сюрреализму, дадаизму, футуризму, абстракционизму. Он предвосхищает новые формы искусства, и прежде всего кинематограф с его спрессованным временем и техникой монтажа. А его книги, представляющие собой конгломераты фрагментов и смысловых кусков, стали прообразом компьютерного хранения и передачи информации, рассеченной на самодостаточные единицы.

Философия Ницше уникальна: она позволяет не только обнажить проблемы, ставшие существенными для культуры ХХ века, но и выявить вопросы, мимо которых эта культура прошла и которые остались на счету грядущего. Жизнь с её преодолением становится горизонтом культуры - тем, что развивает её. "Добрый и злой, богатый и бедный, высокий и низкий, и все имена ценностей: всё должно быть оружием и кричащим символом и указывать, что жизнь должна всегда сызнова преодолевать самое себя! "


Основные понятия философских учений Ф. Ницше

Стремление понять личность, представление о личности можно обнаружить и в ранних и в зрелых работах Ницше. Каждая новая личность, входящая в жизнь и в культуру, ищет истинной жизни и борется за полноту своей уникальности, за полноту воплощения идеала. Ницше подразумевает, что жизнь ( и воля к власти как её сущность ) реализуется в человеке прежде всего через его творческие усилия по созиданию культуры. В идее сверхчеловека заключено убеждение в бесконечном творческом становлении самого Бытия, концентрирующемся в каждой отдельной личности.

Гуманизм, человек и человечность - это не только общечеловеческие идеалы и ценности, направляющие наше движение вперед, но и конкретно - историческая реальность, которая имеет существенные отличия в различные пространственно- временные отрезки. Ницше раскрыл общественный характер человеческой души, в которой имеется то, что вложено в человека обществом, развил язык описания нашего бытия в мире, в котором насилие над природой и другими людьми оборачивается насилием над собой. В этой части его позицию можно охарактеризовать как сверхгуманизм, в которой, несмотря на несовершенство отдельной личности, обращаясь к потенциальной творческой силе, человек раскрывает свое подлинное значение, переводя его из формы потенциальности в форму актуальности.

Одним из аспектов философского учения Ницше является критика христианской морали. Здесь Ницше занимал весьма оригинальную позицию. Он считал, что религия формирует зависимое, несамостоятельное сознание, смирение, несвободу человека. Для Ницше религия стала символов зависимого "несчастного" сознания. Конечно же, содержание и практику христианского учения нельзя свести к подобному его толкованию. Но, тем не менее, эта точка зрения немецкого мыслителя очень актуальна и сегодня.

Философские поиски Ницше - это поиски морали для свободного человека на пути разрушения традиционных ценностей, ориентация на которые разрушает человечность, личность, а в конечном итоге, и самого человека. Все существовавшие и существующие морали, по мнению Ницше, не просто несут на себе печать общества и условий его существования и выживания, но направлены, и это главное, на обоснование и оправдание обладания. Иными словами, они корыстны, а потому и антигуманны. Все, даже так называемые общечеловеческие моральные ценности при внимательном их рассмотрении оказываются ширмой, маскирующей корысть. Так не лучше ли сказать об этом прямо, назвать вещи своими именами и либо отказаться от этих "моральных" ценностей, либо жить в соответствии с ними? Но последнее вряд ли возможно для человека, потребляющего и стремящегося к потреблению и живущего в обществе - стаде. А потому все демократические движения, по мнению Ницше, следуют этой морали стадных животных, имеющей свои корни в христианстве.

Главная идея ницшеанской морали - волюнтаризм - учение о воле как о первооснове всего сущего. Эту идею Ницше заимствовал у А. Шопенгауэра, кого он считал своим учителем в начале своего пути. Но он отверг многие идеи Шопенгауэра, заменив его монистический волюнтаризм плюрализмом конкурирующих между собой центров "духовных сил", а также противопоставив его учению об отказе от воли, аскетизме, "добровольной жизни покаяния и самобичевания ради непрестанного умерщвления воли" своё учение об утверждении в жизни "воли к власти". Жизнь, по его словам, "стремится к максимуму чувства власти". Таким образом "воля к власти" становится критерием любого типа поведения, любого явления. "Что хорошо? - Всё, что повышает волю к власти и саму власть в человеке. Что дурно? - То, что идёт от слабости" - так выражает он эту мысль в «Антихристе». Рациональная деятельность не укрепляет "волю к власти", так как заменяет активную деятельность резонированием. Общепринятая мораль также подрывает "волю к власти", проповедуя любовь к ближнему. То же - демократия как институт, при котором масса составляет оппозицию праву одного. "Воля к власти" - лишь "право сильного", это распространяется даже на взаимоотношения между мужчиной и женщиной: "Идёшь к женщине - бери плётку" («Так говорил Заратустра»). Из "права сильного" следует и мораль Ницше. Эта мораль возникает из чувства превосходства одних людей, "аристократов", "господ", над другими - "рабами", "низшими". Натолкнувшись на действительное проявление своей морали - противоположность классов - Ницше открыто встал на позицию защиты господствующего класса.

Определяющие понятия "морали господ" - это:

1) Ценность жизни есть безусловная ценность и она совпадает с уровнем "воли к власти".

2) Существует природное неравенство людей, обусловленное различием их "жизненных сил" и "воли к власти".

3) Сильный человек, прирождённый аристократ, абсолютно свободен и не связывает себя никакими морально-правовыми нормами.

Субъектом этой морали, удовлетворяющим этим требованиям, является сверхчеловек - центральное понятие философии Ницше. Он определяет его следующим образом: это люди, "которые ... проявляют себя по отношению друг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, - по отношению к внешнему миру ... они немногим лучше необузданных хищных зверей. ... Они возвращаются к невинной совести дикого зверя, как торжествующие чудовища, которые идут с ужасной смены убийств, поджога, разгрома, насилия с гордостью и душевным равновесием... уверенные, что поэты теперь надолго будут иметь тему для творчества и прославления". Примечательная особенность этих "белокурых бестий" - это их врождённые благородство, аристократичность, которых так не хватает нынешним "господам", "фабрикантам" и "торговым деятелям", чтобы автоматически обеспечить себе господство. Ведь только внешность даёт ему право господства над массами. Сверхчеловек - это высший биологический тип, который относится к человеку так, как тот относится к обезьяне. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: он выступает лишь как пророк, предвещающий приход нового "вождя", "фюрера", полубога, а то даже и Бога. Заратустра - это не сверхчеловек, это "мост" к сверхчеловеку. Обычные люди - это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек - это новый "культ личности", далеко выходящий за рамки "культа личности" обычных людей и легший в основу мифологии Ницше, изложенной более полно в «Заратустре».