Смекни!
smekni.com

Специфика философских наук (стр. 1 из 8)

Предмет филос.: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество. Методами философии: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика.

Диалектика –вещи, явления с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития,

Метафизика – метод, при котором объекты рассматриваются: обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм, носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:объективный идеализм; субъективный идеализм;

материализм; вульгарный материализм; дуализм; деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

гностицизм; агностицизм; эмпиризм (сенсуализм); рационализм.

2. Онтологическая сторона основного вопроса философии.

материализм; идеализм; дуализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») –первичной является материя. материя реально существует;

- материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

- материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

- материя существует и различается по своим внутренним законам;

- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

- сознание определяется материей (бытием).

Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов

Идеализм («линия Платона») первичным считали сознание (идею, дух).

Согласно концепции объективного идеализма:

реально существует только идея; идея первична; вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»; «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.); «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

Дуализм как философское направление был основан Декартом.

-существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

-все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций 9материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

-в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

-материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; -основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

Иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

мир познаваем; возможности познания неограниченны.

Агностики (как правило, идеалисты):

мир непознаваем; возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума (Кант)

Характер. чертами: ярко выраженный космоцентризм; повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; поиск первоначала, породившего все сущее; гилозоизм (одушевление неживой природы); доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, первоначально всего сущего считал воду («архэ»); представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее); допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю; точно определил продолжительность года – 365 дней; сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).Гераклит Эфесский: первоначалом всего огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей, был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира, Логос – Мировой Разум; материальность человеческой и мировой души; чувственное познание действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему». Пифагорейцы. первопричиной всего считали число, выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); Элеаты. изучали проблемы познания; жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое; были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала; считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). Атомисты. Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: весь материальный мир состоит из атомов; атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего; атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.); между атомами существует пространство, заполненное пустотой;атомы находятся в вечном движении;

4. атомист. учение Демокрита Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяс. свойств вещей -их множества, изменения и движения. Атомисты предполагали существ. бесконечного множества телесных частиц, они допускали существ. пустоты, в которой происх. движ. частиц и отрицали за частицами возможность делиться. Каждая вещь, будучи суммой весьма большого кол-ва частиц, уже не может рассматр. как бесконечно большая и в то же время не имеющая величины, как это было у Зенона. Одной из главных предпосылок учения Демокрита явл. взгляд, по которому ощущения есть необход. источник познания. атомы и пустота между ними невидимы, но их существование удостоверяется основанным на чувств. наблюдениях размышлением. «Лишь в общем мнении сущ. сладкое, в мнении- горькое, в действ. же сущ. только атомы и пустота». Демокрит не отрицает реальность чувственности воспринимаемого. Для объяснения реального многообр. действительности Демокрит допуск., что атомы различ. по форме, порядку, положению. Согласно ему душа человека состоит из мельчайш. круглых, огненных атомов, пост. мятущихся. Он 1м высказал идею проэктивной объектизации субъект. образа: от вещи как бы отделяется тончайшая пленка, втекающая в глаза, уши.. Жизнь и смерть сводится к соединеию и разложению атомов.