Смекни!
smekni.com

Философия экологиии (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение

Историческо-философские формы отношения человека к природе

Природа и ответственность человека

Сущность экологической проблемы в философии

Роль философии в решении экологической проблемы

Перспективы разрешения экологической проблемы в современной философии

Заключение

Список используемой литературы


I. Введение

В своем реферате я хочу рассмотреть одну из самых актуальных философских проблем нашего времени, от решения которой зависит, будут ли люди через 200-300 лет жить на нашей планете или же уничтожит себя и все живое, что их окружает – это экологический кризис.

Сегодня человечество оказалось перед выбором — стать более цивилизованным, нравственным, просто более разумным, либо погубить и себя и жизнь на планете. Еще вчера человечество по праву гордилось своими научно-техническими достижениями. Они казались несомненными — мы освоили атомную энергию, шагнули в космос, приблизились к разгадке тайн жизни. Но сегодня гордость сменилась тревогой за состояние биосферы, разрушающейся из-за неразумного использования людьми мощных сил, полученных благодаря развитию науки и техники. Мы с беспокойством видим, как покрывают планету зоны экологического бедствия, запустению подвергаются цветущие прежде земли. Осознав остроту ситуации, человечество начинает понимать, что кризис, последствия которого будут гибельными для жизни на Земле становится все более реальным. Однако не следует думать, что такое мироощущение сформировалось только в наше время. Подобные мысли посещали людей всегда. Люди издавна чувствовали зависимость своего существования от внешних природных и надприродных сил, ощущали близость и неизбежность конца — прежде всего в личностном смысле: смерти, и в смысле общечеловеческом: Конца Света. Но, оно не оставалась постоянной, а изменялась, и довольно противоречивым образом.

С одной стороны по мере развития производительных сил общества, по мере того как взаимоотношения человека с естественной средой обитания все более опосредовались создаваемой им «второй природой», человек повышал свою защищенность от стихийного буйства природы. Совершенствование одежды, создание обогреваемых и искусст­венно охлаждаемых жилищ, строительство дамб, защищающих от наводнений, и сейс­мостойких сооружений — все это и многое другое позволяет не только обеспечить лю­дям более стабильные и более комфортные условия существования, но и осваивать для обитания и для продуктивного труда все но­вые территории Земли, а теперь и ближнего космоса.

Наряду с этими процессами, ослабляющи­ми зависимость человека от природы, с раз­витием производительных сил связана и дру­гая тенденция. В орбиту человеческой дея­тельности вовлекается неуклонно расширяю­щийся спектр процессов, явлений и веществ природы, которые к тому же используются с нарастающей интенсивностью, так что чело­веческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром окру­жающей природы. Например: Изобретая, скажем, способы получения и использования железа и его сплавов, человек резко увеличивает свое могущество во взаи­моотношениях с природой. Вместе с тем с течением времени само развитие цивилиза­ции оказывается зависимым от имеющихся на планете запасов железных руд, от их развед­ки и хозяйственного использования. Или возьмем другой пример. Уголь и нефть долгое время использовались почти исклю­чительно в качестве топливно-энергетическо­го ресурса, попросту говоря — сжигались. Однако затем человечество научилось полу­чать из угля и нефти обширную гамму про­дуктов самого разнообразного применения. Так, современная нефтехимия производит порядка 8 тыс. видов продуктов различного назначения.

Подобного рода примеры можно множить до бесконечности, и каждый из них будет рас­крывать все ту же тенденцию возрастающей зависимости человека от природы. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживает­ся крайне драматическим образом, посколь­ку масштабы применения многих видов ре­сурсов, необходимых для хозяйственной де­ятельности, да и просто для существования человечества, приводят к исчерпанию их имеющихся на планете запасов. В большей или меньшей мере это относится к рудам черных и многих цветных металлов, к имеющимся на Земле запасам нефти и угля, воды и древеси­ны и т. п. Подсчеты специалистов говорят о том, что при сохранении сложившихся тен­денций экономического развития, связанных с быстро растущим потреблением этих видов ресурсов, их запасы окажутся исчерпанными через несколько десятков лет.

Мы видим, таким образом, что не только человек зависит от природы, но и сама окру­жающая человека природа зависит от масш­табов, форм и направлений его деятельнос­ти. И эта зависимость природы от человека проявляется не только в интенсивном, дости­гающем предельных значений вовлечении в его деятельность природных ресурсов, но и в глубоких и нередко негативных воздействи­ях самой этой деятельности на окружающую среду.

Цель данной работы заключается в попытке понять, осознать одну из наиболее острых глобальных философских проблем стоящих перед всем человечеством – проблему взаимодействия, взаимоотношения природы и человека – экологический кризис и выяснить есть ли какие-либо пути выхода из него.

Что является основной причиной возникновения экологической проблемы? Чем может поплатиться человечество за свою деятельность и те материальные блага, которых оно достигло благодаря научно-техническому прогрессу (НТП)? Что необходимо сделать человеку, чтобы преодолеть кризис и избежать катастрофы, о которой последнее время все чаще и чаще предупреждают нас экологи?

Ответить на эти вопросы я постараюсь, проанализировав используемою мной литературу по данной теме. В результате проделанной работы я надеюсь ответить на поставленные мною вопросы.

Помимо этого я ставлю в данной работе еще две задачи:

1. Проследить исторические формы взаимоотношения природы и человека.

2. Понять какую роль философия играет в решении экологической проблемы.

Этим вопросам я посвящу две главы своего реферата.


II. Историческо-философские формы отношения человека к природе

Раскрывая историю взаимоотношений между обществом и природой, подчеркнем, что эти отношения в рамках той или иной цивилизации имеют собственную специфику, то есть особенности. Покажем это на следующих исторических примерах.

Собирательская цивилизация была ранним периодом в истории человека, когда он не столько изменял природу, сколько приспосабливался к ней. Следы его деятельности были тогда практически незаметны и носили локальный (ограниченный) характер. Тем не менее, уже в эту эпоху человек обрел первую власть над силами природы. Он создал простейшие орудия труда (каменный топор, лук), научился пользоваться огнем. Однако природа все еще воспринималась им как огромная таинственная сила, часто враждебная человеку, и поэтому она стала предметом обожествления в мифологии и религии.

В рамках аграрной (земледельческой) цивилизации природа по-прежнему представлялась человеку как внешняя и слепая сила. Космоцентризм как мировоззрение требовал от человека жить «по Логосу», то есть в согласии и в гармонии с природой. Считалось, что в этом и состоит подлинная мудрость человека. Однако в это время масштаб деятельности человека значительно возросли. Появились земледелие и скотоводство, торговля и ремесло как специальные виды занятий. Возникавшие научные знания увеличивали силу и самоуверенность человека, противопоставляли его природы как якобы чему-то низшему, объекту практической деятельности. В средние века христианство провозгласило человека «царем» и «владыкой» на планете. Ему поручалось господствовать над всеми рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, населяющими планету.

Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходит до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек средневековья не меньше, чем человек античности, подчинен природным закономерностям и ритмам.

Промышленная (индустриальная) цивилизация в основном завершила процесс выхода человека из-под диктата природы, противопоставила себя природе и обострила противоречия с нею. Этому активно способствовал антропоцентризм эпохи Возрождения с его идеей титанизма как величия и всесилия человека. В это время все больше утверждалась претензия человека как «венца» природы на особость в мире и на его власть над природой средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициозных устремлений и проектов. Природа постепенно стала рассматривать, прежде всего как гигантская мастерская, а человек в ней исключительно как работник. Полагалось, что от природы якобы нельзя ждать милостей, и поэтому ее следует подвергнуть безжалостному штурму. Формировалась своеобразная психология покорения природы, а на последнюю стали смотреть лишь как на источник прибыли и пользы. В этой психологии проявил себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека и общественный строй.

К середине ХХ столетия человек фактически противопоставил себя природе. Он оказался как бы вне и над природой, превратив ее в объект циничного и безграничного произвола. К такой ситуации естественным образом привело развитие науки и техники, резкое расширение масштабов хозяйственной деятельности, а также сама психология пользования природой. Человек уверовал в то, что ему «все дозволено». Между Природой и Человеком возникло отчуждение, образовалась пропасть недоверия и вражды. Природа «отомстила» человеку, преступившему рамки разумного. На планете разразился глобальный экологический кризис. С началом постиндустриальной цивилизации этот кризис стал, наряду с гонкой ядерных вооружений, самой большой опасностью и для Природы, и для самого Человечества.