Смекни!
smekni.com

Философия эпохи Возрождения (стр. 1 из 2)

(14-16 в.)

1. Общая характеристика философии эпохи Возрождения

2. Основные представители философии эпохи Возрождения

Общая характеристика философии эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. материального производства, а, следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Появляются зачатки капиталистического способа производства.

Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего – та же обращенность к человеку. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развитием естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени. К основным принципам философии Возрождения относятся:

1. Антропоцентризм – внимание философов в основном направлено на человека. Спецификой человека является жизнь.

2. Человеческая личность перенимает творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек есть творческое начало мира. Творения человека реализуются в телесном. Они должны быть максимально совершенными, красивыми.

3. Гуманизм – признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье.

4. Пантеизм – олицетворение Бога и природы.

Никколо Макиавелли (1469-1527).

Основные сочинения: "Государь" (1513, впервые опубликован в 1532), "Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия" (1516—1517), "О военном искусстве" (1519—1521), "История Флоренции" (1520—1525) и др.

Развивал социологические взгляды. Побудительными мотивами деятельности людей являются эгоизм и материальный интерес. Он обосновывает необходимость светского государства, противопоставляя теологическому пониманию государственной власти юридическое мировоззрение. Благополучие и благосостояние государства есть высший политический закон. Для его достижения пригодны различные методы, включая подкуп, убийства, вероломство и т.д. Государь, ставший на путь создания сильного централизованного государства должен сочетать в себе черты льва и лисицы. Он должен использовать политику кнута и пряника.

Николай Кузанский (1401-1464).

Основные сочинения: "О католическом согласии" (1433), "Об исправлении календаря" (1436), "Об ученом незнании" (1440), "О предположениях" (1444), "О сокрытом Боге", "Об искании Бога", "О даре отца светов", "О становлении" (1442—1445), "Апология ученого незнания" (1449), "Простец", включающий два диалога "О мудрости" и диалоги "Об уме" и "Об опытах с весами" (1450), "О согласии веры" (1453), "О видении Бога" (1453), "О берилле" (1458), "О бытии как возможности" (1460), "Об игре в шар" (1463), "Компендий" (1464), "Опровержение Корана" (1464), "О вершине созерцания" (1464) и семь математических трактатов, посвященных проблеме квадратуры круга, уточнению числа "пи" и др.

Бог есть высшее, абсолютное бытие.

Центральным пунктом философии Кузанского является учение о совпадении двух противоположностей – абсолютного максимума и абсолютного минимума. Абсолютный максимум единствен, потому что он есть все, в нем все есть, он – высший предел. Так как ему ничего не противостоит, то с ним в тоже время совпадает минимум, а максимум тем самым находится во всем. А так как он абсолютен, то воздействует на действительности на все возможное, не испытывая сам никакого ограничения, но сам себя ограничивая. Этот абсолютный максимум есть бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что сам есть во всем. Если рассматривать Бога без вещей, то получается, что Бог существует, а вещи нет.

Стоит на позициях пантеизма. Он приписывает природе божественные атрибуты, и, прежде всего бесконечность в пространстве.

Процесс познания означает бесконечное совершенствование человеческих знаний. Познание начинается с ощущения – дает лишь смутные образы вещей. Рассудок оперирует числами и дает вещам названия. Рассудок мыслит противоположности в соответствии с законом противоречия, противопоставляя их друг другу. Важнейшим свойством разума является способность мыслить бесконечное. А бесконечность заставляет нас полостью преодолевать всякую противоположность.

Николай Коперник (1473-1543).

Главные труды: "Очерк нового механизма мира" (1505—1507, где он впервые начал опровергать систему Птолемея), перевод с греческого языка на латынь беллетристического сборника "Нравственные, сельские и любовные письма" византийского писателя Феофилакта Симокатты (1509), "О монете" (1526, первая редакция — 1517), "Об обращениях небесных сфер" (1543).

Обосновывает гелиоцентрическую систему мира: 1) земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, но вращается вокруг своей собственной оси.

2) земля вращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной.

Джордано Бруно (1548-1600).

Основные работы: "О причине, начале и едином" (1584), "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584), "Изгнание торжествующего зверя" (1584), "О героическом энтузиазме" (1585), "Светильник тридцати статуй" (1587), "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени" (1588), "Свод метафизических терминов" (1591), "О безмерном и неисчислимых" (1591), "О монаде, числе и фигуре" (1591), "О составлении образов" (1591) и др.

Мировоззрение Бруно в целом материалистично, но по форме это пантеизм. Бог окончательно переселяется в природу и становится «богом в вещах». Бесконечная вселенная в целом — это Бог — он находится во всем и повсюду, не "вне" и не "над", но в качестве "наиприсутствующего". Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией.Природа бесконечна.

Солнце не является центом Вселенной. Такого центра во Вселенной вообще нет. Солнце есть центр нашей солнечной системы. И таких Солнц множество. Предполагал, что существует множество миров, которые также обитаемы. Душой вселенной является движение.

Мишель Монтень (1533 —1592) — автор знаменитых «Опытов». Монтень доказывает в «Опытах», что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым в определенной степени подчинены жизнь и деятельность людей в контексте социального бытия. Его скептицизм являет собой символ неуспокоенности ума, постоянных творческих исканий.

Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации. Эти идеи нашли свое яркое выражение в воззрениях Ж-Ж. Руссо.

Пико делла Мирандола (1463—1494).

Основные сочинения: "900 тезисов, навеянных философией, каббалой и теологией", "Речь о достоинстве человека" и др.

Основной была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения. Пико делла Мирандола исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о «срединном» положении человека между миром земным, материальным, и-божественным. Человек, созданный Богом, обладая свободой воли, может стать своим собственным скульптором: человек сам творит свою судьбу. Религиозные его воззрения являли собой пантеизм, который позже получил свое развитие у Б. Спинозы. Он утверждал, что человек есть соединительная связь всей природы и как бы эссенция, составленная из всех ее соков. Поэтому тот, кто познает себя, познает в себе все.

Пантеистические воззрения этого мыслителя сближали его с Николаем Кузанским.

Якоб Бёме (1575—1624).

Главные его сочинения: "О трех принципах божественной сущности" (1619), "О троякой жизни человека", "Пансофское таинство" (1620), "Теоскопия, или Драгоценные врата к божественному созерцанию" (1622), "О воплощении Слова", "Christosophia, или Путь ко Христу", "Mysterium magnum или Комментарий на первую книгу Бытия" и др.

Система Бёме сложилась под влиянием современных ему течений философско-религиозной мысли. Главным стимулом его философского творчества, как и у Августина, была проблема зла. Он находит разгадку зла в том, что все для своего проявления нуждается в контрасте, каждое «да» нуждается в своем «нет»: без противоположности ничто не обнаруживается; ни одно изображение не проявляется в зеркале, если одна сторона зеркала не бывает темной. Таким образом, противоречие есть обнаружение равенства. Ничто есть жажда к нечто. Но откуда возникают борьба и раздвоенность в человеке? Из влечения, страсти. По Бёме, влечение есть потеря свободы и единства. Это — влечение к чему-то, чего нет вблизи, что есть разве лишь предмет представления. Но влечение именно хочет, чтобы оно было, оно хочет иметь, владеть, наслаждаться. По словам Бёме, «пока я ничего не желаю, я нахожусь в состоянии мира, свободы и равенства, но я не имею также качеств, я — ничто! Только во влечении я получаю свойства, становлюсь определенной сущностью — алчущей, жаждущей, женолюбивой, честолюбивой и корыстолюбивой самостью, т.е. чем-то». Всякое откровение есть противоположение. Оно реализуется в трояком акте: стихийная воля «по ту сторону добра и зла»; просветление воли разумом, сообщающим ей стремление к определенному добру, — божественное начало; действенный синтез воли и разума — в силе Святого Духа. Во временном процессе истории идет борьба добра со злом, что подготавливает пришествие Искупителя Христа. Но не должно быть понято так, будто Божество отделено от природы; нет, но они — как тело и душа: природа есть тело, сердце Божье есть душа. Как при зажигании огня мы разумеем две сущности — одну в огне, а другую в свете — и таким образом, два принципа, так же мы должны понимать Бога. Человек свободен, и собственной пламенной верой и молитвой он создает для себя возможность спасения. А с ее обретением начинается действенная победа над злом. Конец истории в эсхатологии Бёме рисуется как картина полного счастья народов и оправдания добра.