Смекни!
smekni.com

Философское и психологическое обоснование понимания оценки как формы отражения отношений (стр. 1 из 7)

Философское и психологическое обоснование понимания оценки как формы отражения отношений

План работы

1. Представление о сущности оценки в философии

2. Категория отношения в философии и анализ некоторых видов объективных отношений

3. Проблема отражения отношений в философии и общенаучные подходы к познанию отношений

Библиография

1. Представление о сущности оценки в философии

Итак, ценность как самостоятельное понятие появилось среди традиционных философских категорий только около века назад, но в последующие годы из аксиологии проникла в различные философские дисциплины. Причем, дело дошло даже до того, что предпринимаются попытки разработать представления о «другом аспекте мира». «В настоящее время, – заявляет известный американский аксиолог В. Урбан, – широко признано, что в ответе на проблемы ценности должен находиться ключ к философской интерпретации реальности» [381, с.22, p. 964].

Несмотря на большой интерес к проблеме ценности и многочисленные работы по ее исследованию (особенно за рубежом), по признанию самих философов, многое в проблеме ценностей «остается еще неизученным, еще больше – спорным», и это наряду с существованием множества концепций, предлагающих самые различные трактовки природы ценностных феноменов [ 117, с.291-292 ].

Пожалуй, центральным вопросом проблемы является вопрос об онтологическом статусе ценностей, о том, в каком смысле можно говорить о существовании ценности. Как раз при ответе на него выявляются основные противоречия, что, естественно, находит свое отражение в разноречиях понимания сущности оценок. Не вдаваясь в их подробный анализ, кратко отметим лишь диаметральные точки зрения.

Первая из них, истоки которой лежат еще в представлениях древнегреческих и средневековых философов (Демокрит, Аристотель, Эпикур, Лукреций, Спиноза и др.), имеет общее название «натуралистической» или «природной». Сущность ее состоит в признании объективного существования ценности, которая заложена в собственной природе предмета и не зависит от отношения к человеку и от его оценок. Хлеб, например, объявляется ценностью благодаря своему химическому составу. «Категория ценности, – пишет В.А. Василенко, – раскрывает один из существенных моментов универсальной взаимозависимости явлений, а именно момент значимости одного явления для бытия другого» [ 75, с.41 ]. Особенно много сторонников объективной сущности ценности в эстетике, в том числе и у нас в стране. В ходе дискуссии 60-70-х годов с противниками данной точки зрения («общественниками») они получили характерное название «природников» [ 130, 303 ].

В рамках этого философского течения существуют различия в том, как познаются объективные ценности. В одном случае (еще со времен Демокрита)* предполагается, что ценность познается через чувства (эмоции) удовольствия и страдания или же через оценку, основанную на данных чувствах. В другом случае утверждается, что ценность познается с помощью оценки, понимаемой как «способ когнитивного познания». В любом случае либо эмоция, либо оценка оказываются в роли как бы особого анализатора, отражающего объективные свойства предметов и явлений. Можно привести немало прямых высказываний, подтверждающих эти представления. «Оценивая предметы, – пишет Кетхудов, – человек познает, в чем ценность объективного мира» [ 135, с.72 ]. «Только с помощью оценки можно познать объективные ценностные качества и свойства действительности» [ 137 с.74 ]. Однако с психологических позиций не понятно, за счет каких рецепторов и какого психического процесса отражаются специфические ценностные свойства, которые не удается зафиксировать ни одним естественно-научным способом, ни одним из известных приборов. «Неверифицируемость» обычными научными способами ценностных свойств в наибольшей степени подрывает веру в их объективное существование, по крайней мере в обычно понимаемом смысле объективности, как существовании в полной независимости от человека. Кроме того, существует критический вопрос, на который трудно дать ответ, оставаясь полностью на «объективистских» позициях. Это вопрос о том, почему различаются оценки одного и того же предмета разными людьми, одним и тем же человеком в разных состояниях и в различные возрастные периоды и, наконец, людьми различных исторических эпох. «Изменчивость актуальных оценок неустранима», справедливо подчеркивает В. Брожик, выделяя этот момент как один из основных постулатов проблемы ценности и оценки [ 68, с.12]. В первую очередь это означает зависимость характера оценки, а вслед за этим и ценности от человека. Отмеченное побуждает философов обратить более пристальное внимание на субъекта оценки и его свойства.

Оппозиционной к натуралистической является точки зрения, согласно которой мир вообще свободен от ценности и только человек наделяет его значением и ценностным смыслом. В рамках такого подхода: «субъективистского» или «общественного» по своему содержанию — также существуют различные течения и теории.

Сторонники самой крайней позиции считают, что человек совершенно произвольно обозначает тот или иной предмет ценностью, опираясь при этом на свои ощущения или предпочтения, задаваемые в конечном итоге нормами и санкциями общества. Для зарубежных аксиологов характерно сочетание представлений о субъективной природе ценности с тем, что в основе оценок может лежать только эмоциональный процесс. Среди материалистически ориентированных философов (например, работающих в области эстетики) существует группа сторонников общественной природы эстетической ценности – прекрасного. «Эстетические качества, – пишет В. Вансалов, – это тоже чувственно-конкретные качества, в которых запечатлены те или иные стороны человеческой сущности» [ 74, с.72 ]. Как уже отмечалось, в ходе дискуссии с «природниками» сторонники представлений о полной зависимости эстетических ценностей от человека и общества получили название «общественников». По мнению А.Я. Хапсирокова, «последовательное развитие защищаемых ими («общественниками» — Н.Б.) взглядов ведет к субъективистскому истолкованию проблемы красоты» [ 302, с.143 ]*.

Критическим вопросом, на который трудно ответить, оставаясь на «чисто» субъективистских позициях, является вопрос о том, почему все-таки достигается согласие между людьми в обозначении предмета ценностью или неценностью, в положительной или отрицательной их оценке? То, что это действительно имеет место, свидетельствует история человечества. Следовательно, в самом предмете есть нечто такое, что заставляет людей признавать их ценностью иногда несмотря даже на запреты общества и негативные санкции.

Для преодоления отмеченной альтернативы предлагаются различные варианты решений. «Ценности, – пишет, например, И.С. Нарский, – не существуют как некие объективные предметы; их существование не сводится, однако, к психическому их переживанию. Ценности существуют диспозиционно» [ 208, с.225 ]. Поддерживая такое понимание ценности, А.Я. Хапсироков, уточняет, что ценности существуют диспозиционно лишь при отсутствии связей с человеком, а «всякая ценность объективна по природе и субъективна (зависит от субъекта) по способу актуального существования» [ 302, с.140 ]. По его мнению, «ценность не бывает без оценок», характер же оценок «определяется не характером оцениваемых свойств, а нашими потребностями и установками по отношению к ним» [302, с.152-153 ]. Получается так, что, с одной стороны, «ценность объективна по своей природе», а с другой – ее значение определяется «нашими потребностями». Почти о том же пишет В. Брожик, хотя его позиция, как это было видно из приведенных ранее цитат из его работы, значительно отличается от позиции А.Я. Хапсирокова по многим другим аспектам. Но по данному поводу он также отмечает, что «объективная сущность ценности только в процессе оценки приобретает свой облик, делается явной субъекту как ценность». Тезис о том, что «только для человека и только через человека действительность приобретает ценностный характер» В. Брожик считает основным постулатом теории ценности [ 68, с.27, 12 ]. Опять же здесь выделяются объективная сущность ценности и процесс оценки, зависящий от субъекта, т.е. та же «главная контроверза аксиологии» – субъективное, объясняется через объективное, а второе – через первое. «Получается, – как пишет О.Г. Дробницкий, – какая-то дурная «диалектика», не позволяющая установить первичность одного или другого» [117, с.295, 303 ].

До какой-то степени освободиться от такой «двусторонности» и объяснить «двойственную» природу ценности можно, на наш взгляд, через введение категории «отношение». Действительно, если обобщить различные попытки решить аксиологическую альтернативу не за счет признания одной из сторон аксиологической альтернативы как основной, а за счет «соединения» явной зависимости ценности от объективных свойств предметов и явлений и не менее явной ее зависимости от свойств субъекта, то можно заметить во многих работах тяготение к представлениям об «отношении», «соотношении», «ценностном отношении». Так, М.С. Каган, характеризуя красоту как вид эстетической ценности, отмечает, что она «...выражает отношение между природой и человеком, между субъектом и объектом» [ 134, с.35 ].