Смекни!
smekni.com

Философское миропонимание: исходные принципы и категориальные основания (стр. 1 из 3)

РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Контрольная работа

по философии

Тема: “ФИЛОСОФСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ”

Вариант 2

Студентки 3 курса ТФТП

Специальность 260704

Черепановой Елены Васильевны

Шифр 504009

Тверь 2006


СОДЕРЖАНИЕ

Проблема происхождения и сущности сознания

Уровни и формы сознания

Сознание и бессознательное

Сознание и язык. Проблема идеального. Самосознание

Список литературы


ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ СОЗНАНИЯ

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

В принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг сущности сознания, его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из материи. Для идеализма, отстаивавшего субстанциональный характер духа, сознания, и для дуализма, допускавшего параллельное существование параллельное существование материальной и духовной субстанции, этого вопроса, естественно, не возникало. Напротив, всякий материализм, претендующий на принципиальную последовательность, с неизбежностью должен был взять на себя задачу объяснить существование материи, обладающей свойствами ощущения и сознания, не нарушая принципы подхода к материи как к причине "самой себя", со всеми своими свойствами.

Основоположники диалектического материализма (Спиноза, Ф. Энгельс) всегда подчеркивали мировоззренческое значение вопроса о сущности сознания, его роли и месте в системе мироздания для последовательного проведения принципа материалистического монизма, т.е. учения о материальном единства мира.

Диалектико-материалистическая философия формирует исходные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики, человеческого сознания. Энгельс подходит к вопросу об атрибутивности сознания с позиции диалектики развития материи, рассматривает дух, сознание как необходимое следствие развертывания содержащихся в самом основании материи возможностей.

Эта концепция развития сознания является предпосылкой решения вопроса о природе сознания.


УРОВНИ И ФОРМЫ СОЗНАНИЯ

Все миры и формы в высшем разуме существуют всегда на разных его уровнях (это видно по окружающему нас миру - все, что мы пока познали). Человек рождается не в пустом мире, все существует до него, он познает то, что есть и открывает новое. Человечество планеты зарождается не в пустой вселенной, все миры существуют до него, оно познает свою планету и открывает новое. И именно на этом уровне, сейчас, в форме человека, сознание начинает осознавать себя разумом, именно сейчас, на этом уровне в форме человека, его сознанию открываются тайны мироздания. Именно с этого уровня, с формы человека движение сознания по пути к совершенству становится осознанным. Путь к совершенству бесконечен, совершенствуется не только сознание, но и формы и миры.

Дэвид Хаукинс (David R. Hawkins) в своей книге “Сила против Насилия” (Power vs. Force) описал иерархию уровней человеческого сознания. Это очень интересный подход. Вот эти уровни, снизу вверх: позор, вина, апатия, горе, страх, желание, гнев, гордость, храбрость, нейтралитет, готовность, принятие, интеллект, любовь, радость, мир, просветление.

Позор (shame) - один шаг до смерти. Вероятно здесь человек обдумывает самоубийство. Или человек - серийный убийца. Другими словами - это ненависть, направленная на себя.

Вина (guilt) - на уровень выше позора, но могут быть мысли о самоубийстве. Человек думает о себе как о грешнике, и не может простить себе прошлые поступки.

Апатия (apathy) - ощущение безнадёжности или мучение себя. Полная убеждённость в своей беспомощности. Многие бездомные застряли на этом уровне.

Горе (grief) - уровень бесконечной грусти и потерь. Сюда можно попасть после потери любимого человека.

Страх (fear) - мир кажется опасным и ненадёжным. Паранойя. Обычно нужна помощь, чтобы подняться над этим уровнем.

Желание (desire) - ещё не обременённый постановкой и достижением целей, это уровень стремления, вредных привычек и страсти - к деньгам, одобрению, силе, славе и т.д.

Гнев (anger) - уровень разочарований, часто из-за не возможности исполнить желания, рождённых на предыдущем уровне.

Гордость (pride) - первый уровень, когда человек начинает чувствовать себя хорошо, но это ложное чувство. Оно зависит от внешней среды (деньги, престиж) и поэтому уязвимо. Гордость может привести к национализму, расизму и религиозным войнам.

Храбрость (courage) - первый уровень настоящий силы. Здесь человек начинает видеть, что жизнь полна испытаний и совсем не подавляет. Намёк на интерес к личному развитию.

Нейтралитет (neutrality) - его можно описать фразой “живи сам и дай жить другому”. Гибкая, расслабленная и необременённая жизнь. Человек чувствует себя безопасно и хорошо уживается с людьми. Это уровень удовлетворённости и лени. Человек заботится о своих нуждах, но не напрягается.

Готовность (willingness) - человек чувствует себя безопасно и комфортно, начинает использовать свою энергию более эффективно. Это - уровень развития воли и дисциплины.

Принятие (acceptance) - уровень постановки и достижения целей. Человек начинает принимать (брать на себя) ответственность за свою роль в этом мире, более чётко видит полную картину своей жизни.

Интеллект (reason) - на этом уровне человек переступает эмоциональные аспекты низших уровней и начинает мыслить ясно и рационально, уровень медицины и науки. Человек смотрит вокруг и начинает заниматься значительными для мира делами. В своём пределе это уровень Эйнштейна и Фрейда. Очевидно, что большинство людей никогда не достигают его за свою жизнь.

Любовь (love) - это безусловная любовь, постоянное понимания своей связи со всем что существует. Это уровень пробуждения для своего истинного предназначения, пожизненного служения человечеству.

Радость (joy) - чувство проникающего и непоколебимого счастья. На этом уровне человек чувствует себя потрясающе, просто находясь среди людей. Здесь жизнь полностью управляется интуицией и совпадениями. События, близкие к смерти, могут временно поднять на этот уровень.

Мир (peace) - полная трансцендентность. Этого уровня достигает один из 10 миллионов.

Просветление (enlightenment) - высший уровень человеческого сознания, где человечество сочетается с божественностью. Это уровень Кришны, Будды и Иисуса. Даже мысли о людях с этого уровня могут повысить твоё сознание.

Эта модель кажется стоящей того, чтобы о ней задуматься. Не только людей, но и объекты, события и даже целые сообщества можно оценить по этим уровням. Переход на каждый следующий уровень может быть чрезвычайно сложным; с большинством людей это не происходит за всю их жизнь. Перемена всего лишь на один уровень может в корне поменять всё в жизни.

Сознание существует в 2 формах - общественное и индивидуальное. Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Оно порождается общественным бытием, но может обратно влиять на него. Формируется оно с учетом вида материального производства, которое придаёт цельность, связь и непрерывность мировой истории.

Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности:

1)Политическое - совокупность политических доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на другие формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику.

2)Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством.

3)Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством (традиции, общественное мнение, авторитет всего общества)

4)Художественное - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.)

5)Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества.

6)Наука - научные представления.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека. Характеризуется тем, что в качестве промежуточного фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник практики — это совместно осуществляемый труд.

Бессознательное — психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Еще И.Ф. Гербарт (1776–1841), немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии, выделял в сознании три области: ясного сознания, „просто“ сознания и бессознательного, между которыми существуют переходы („пороги“). С его точки зрения, возможен переход представлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представления и количества связей данного представления с прошлым опытом, а также — обратный переход представления в область бессознательного, получивший название „вытеснения“.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом (1856–1939), австрийским психологом, психиатром и невропатологом, создателем психоанализа, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. На основе материала, полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного, создал трехчленную энергетическую структуру личности (сознание, предсознательное и бессознательное).