Смекни!
smekni.com

Что такое философия? (стр. 106 из 108)

[20] Планк М. Физические очерки. М., 1925. С. 12, 16.

[21] Под противоположностью в том и другом случае мы имеем в виду противоположность обладания и необладания (лишенности). Еще Аристотель говорил об этой противоположности как основной противоположности бытия.

[22] Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 291.

[23] "Единство" берется здесь лишь в одном из значений — как цельность многоразличного, сплоченность, сложная гармоническая связь противоположного (например, единомыслие, единство действий, любовь, единство семьи, единство народа, нации).

[24] Могут сказать, а как же гомосексуальные отношения? Ответ прост. Во-первых, гомосексуальные отношения не так уж часты; они — исключение из правила, которое лишь подтверждает правило. Во-вторых, и в гомосексуальных отношениях образуются так или иначе своеобразные противоположности, именуемые "активом" и "пассивом".

[25] Подробнее о свободе см. ниже, п. 4.3 «Свобода», стр. 368.

[26] См. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова (М., 1991).

[27] Перминов В.Я. Проблема причинности в философии и естествознании. М., 1979. С. 161-162.

[28] При органическом соединении (взаимоопосредствовании) внутренней и внешней действительности возникает новая «комбинация» причинности и законосообразности: целесообразность. См. об этом подробнее ниже, п. 16.2 «Целесообразность, целеполагание, целенаправленность».

[29] См.: Уемов А.И. Вещи, свойства, отношения. М., 1963. С. 8.

[30] Гегель. Энциклопедия филос. наук. Т. 1, М., 1974. С. 290 (§ 125).

[31] Мне представляется, феномен человеческой духовности стал формироваться сравнительно недавно, лишь с возникновением письменности. Это где-то 6-9 тысяч лет назад.

[32] См.: В.П.Чертков. О любви. М., 1964. С. 146.

[33] “Смысл” очень близок по своему значению понятию мысли; “смысл” и “мысль” буквально сливаются в словах “осмысление”, “осмыслить”.

[34] Оба значения выражения “смысл жизни” вытекают из значения слова “смысл”. В Словаре русского языка С.И. Ожегова (1991 г.) это слово толкуется так: “Смысл, 1. Содержание, значение чего-н., постигаемое разумом”

[35] О любви как одной из форм «делания» бессмертия см. выше, п. 13.4, стр. 315.

[36] От лат. liberalis — свободный.

[37] Здесь стратификация (лат. stratum слой + facere делать) — разделение общества на страты, слои.

[38] Т. Гоббс. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М., 1991. С. 99.

[39] Из фильма Жака Ив Кусто 1984 г. о золотых приисках в бассейне Амазонки.

[40] П. Гольбах. Избр. произведения в 2-х т.т. Т. 1, 1963. С. 237.

[41] П. Гольбах. Система природы. М., 1940. С. 105.

[42] Г. Дж. Мюллер. О свободе. — Журн. «Америка», № 89. С. 24

[43] См.: Философский словарь (Г. Шмидт. Штутгарт, 1957). Пер. с нем., М., 1961. С. 523.

[44]Свобода — возможность поступать так, как хочется”. — Это скорее определение не свободы, а своеволия. Тацит по этому поводу хлестко сказал: “Лишь глупцы называют своеволие свободой”. Ср. Хейз: “Возможность делать все, что нам угодно — не вольность и не свобода, скорее это оскорбительное злоупотребление истинной свободой” (См.: Афоризмы. (По иностр. источникам. М., 1966. С. 61).

[45] Гегель. Соч. Т. 1. С. 44. См. также ниже, п. “О так называемом парадоксе свободы”.

[46] См.: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 70.

[47] К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 1, М., 1992. С. 328. Примечание К. Поппера: “См. “Государство”, 562 b-565 с. См. также “Государство”, 565 c-d: ...)”

[48] К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1992. С. 56. См. также: С. 145.

[49] Гегель. Энцикл. филос. наук. Т. 3, М., 1977. С. 353-354 [§ 539].

[50] Именно такое понимание свободы присутствует в известной французской легенде. В ней рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

[51] Выражение “случайность хотения” встречается у Гегеля (см. его “Энциклопедию философских наук”, т. 1, § 145). Так он определял содержание понятия “произвол”.

[52] Аристотель. Соч. Т. 1, М., 1976. С. 69 (Метаф. 982b 25).

[53] Гегель. Энцик. филос. наук. Т. 1, М., 1974. С. 153 (§ 138).

[54] См.: Воробьев. Земля, до востребования.

[55] Лейбниц. Соч. в 4-х т.т. Т. 2, М., 1983. С. 175.

[56] Степени свободы объекта — независимые характеристики, необходимые для однозначного определения положения объекта. В ньютоновской механике для описания состояния материальной точки имеем три степени свободы: пространственные координаты Х, Y, Z.

[57] А. И.Герцен. Соч. в 30-и т.т. Т. XIX. С. 184.

[58] Коррупция — взяточничество, мздоимство и т. п.

[59] Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 290.

[60] См.: В.С. Соловьев. Русская идея. — В: Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. С. 246.

[61] Сенека. Нравственные письма к Луцилию, ХСV.

[62] См.: Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982. С. 330.

[63] К.Ламонт. Иллюзия бессмертия. М., 1984. С. 267.

[64] Там же. С. 278.

[65] Бетховен как-то воскликнул: “О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз!” Я вполне его понимаю. Для творческого человека стеснительны рамки смертной жизни.

[66] Парандовский Ян. Алхимия слова, М., 1972. С. 55-56.

[67] Там же. С. 56.

[68] Под человеком здесь имеется в виду и отдельный человек, и разные общности людей, и человечество в целом.

[69] Не следует путать этот термин с термином «контркультура». Контркультура — это протестная культура; в ней могут быть как положительные моменты для культуры, так и отрицательные.

[70] Маргинальный — находящийся на краю, на периферии, на обочине, в стороне; маргинал — человек с маргинальным сознанием и поведением. К маргиналам относятся преступники, политические и религиозные экстремисты, люди с девиантным (отклоняющимся) поведением.

[71] Примерно так назвал первую главу своей книги “Здравый смысл войны и мира” Г. Уэллс: “Взрослым людям не требуются вожди”.

[72] Логическая диверсия — разновидность подмены тезиса. Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, выступающий пытается переключить внимание слушателя на обсуждение другого, возможно и важного для слушателей утверждения, но не имеющего прямой связи с первоначальным тезисом.

[73] Презумпция невиновности — положение, согласно которому человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке, т. е. в суде.

[74] Шердаков В.Н. Иллюзия добра. М., 1982. С. 210-211.

[75] О становлении-прогрессе см. выше, п. 11.11 “Эволюция и революция”, стр. 279.

[76] “Великая Октябрьская революция” —идеологический миф.

[77] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 86.

[78] Внутреннее и внешнее здесь понимаются обобщенно — как внутреннее противоречие, необходимость, закон, порядок и т. п., с одной стороны, и как внешнее противоречие, случайность, явление, хаос и т. п., с другой.

[79] См., например: Философский энциклопедический словарь. М., 198З. С. 151.

[80] Близким по смыслу к этому понятию является понятие «целеустремленность».

[81] Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. С. 94.

2 Там же. С. 96.

[82] Например, жизнь и судьба (в том числе психика, душа, дух) пианиста неизмеримо больше зависят от состояния, особенностей формы его рук, чем жизнь, психика высшего животного от состояния и формы его конечностей.

[83] Дистинкция — различие, разделение.

[84] Дж. Бруно. Диалоги. М., 1949. С. 448.

[85] Основными правилами логического мышления являются так называемые законы логики: тождества, запрета противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.

[86] Разновидностью такого мышления является мистическое мышление (умонастроение).

[87] См.: “Интуиция — “способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства” — Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.216.

[88] Здесь и далее слово “противоречие” употребляется не в формальнологическом смысле, а в значении “диалектическое противоречие”.

[89] М. Бунге. Интуиция и наука. М., 1967. С. 109.

[90]Указанному критерию близок по смыслу принцип соответствия, выдвинутый Н. Бором в 1913 году. Согласно этому принципу новая теория не может быть истинной, если она не согласуется со старой теорией, где та была справедлива, где содержание старой теории было подтверждено опытом.