Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 1 из 20)

Материализм и идеализм в Древнегреч. Ф и Древнем Риме

Философия (любовь к мудрости) возникла в 1-м тыс. до н.э. в странах др. Востока (Индия, Китай, Египет), а затем уже в Др. Греции и Риме. В этих странах Ф является идеологией класса рабовладельцев, а противоречия между М и И отражают противоречия между демократическими и аристократическими группами рабовладельцев. 1-й этап – ранняя классика (7-5 вв. до н.э). Первые М учения возникли в Милете, крупнейшем городе Др.Гр. Представителями милетской школы были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они признавали все природные явления материальными и видели их основу в естественном "начале": Ф – вода; А – беспредельную, неопределенную материю апейрон (частица); А – воздух. Все изменения в природе объясняются вечным движением материальных "начал", их бесконечным превращением. Боги не принимают участия в возникновении, развитии и уничтожении мира. Дальнейшее развитие М Ф получила в учение Гераклита Эфесского. Мир не создан Богом, но всегда существовал и будет существовать. В его основе лежит единое "начало" - огонь. Все в мира развивается благодаря возгоранию и угасанию огня.. Возникает стихийно-диалектич. подход к действительности – все изменяется, движется. Против М взглядов в рамках Мил. школы выступали пифагорейцы, Пифагор, проповедующие И идеи. В основе мира лежит число. Мир – это гармоническая система чисел и их отношения. Сторонниками религиозного учения о бессмертии души и о переселении души в тела людей и животных. Позже в 6-5 вв. до н.э. центром Ф стала Элея. Представители Элейской школы – Парменид, Зенон. Появляется категория бытия и ставится вопрос о соотношении бытия и мышления. Бытие можно познать только разумом, чувствам же бытие недоступно. Утверждается тождество бытия и мышления. Результат мышления – знания. Бытие неизменно, неподвижно. Возникает первая школа метафизики. В 5 в. до н.э. возникает новая форма М – атомистический М. Представители Левкипп, Демокрит. Мира состоит из атомов - простая, неделимая, находящаяся в постоянном движении частица и пустоты. Душа тоже состоит из атомов, но более мелких и тонких. 2-й этап – высокая классика (5-2вв.до н.э.). Появление софистов – платные учителя мудрости, обучали красноречию и умению вести спор. Создали науку о слове, заложили основу логики. Их внимание перенесено с проблем Космоса и природы на проблемы человека, общества, знания. Истина у каждого своя, как кажется так оно и есть. Софисты подвергались критике "Софистика – мнимая мудрость, а не действительная". Наиболее страстным критиком стал Сократ, который со своим учеником Платоном были наиболее крупными идеалистами Др.Гр., создавшие систему объективного идеализма. Природа – внешний мир – непознаваем, а познать можно только душу человека. Источником истинных знаний является сам человек, т.к. душа человека переходя из одного тела в другое, накапливает опыт, который может быть использован в дальнейшей жизни. Дал классификацию формам правления, на первое место ставил аристократию. Основной принцип "познай себя сам". Его ученик Платон создал учение об идеях: мир идей первичен, мир вещей вторичен. Выступал как диалектик – идеи находятся в постоянном движении и развитии. Создал учение об идеальном государстве, которым должны управлять мудрецы – философы. Утопия. Аристотель отказался от объективного идеализма и приближался к материализму. Мир материален и постоянно находится в движении, но материя неподвижна. Форма придает материи смысл и содержание. Форма всех форм – Бог. Впервые создал логику как науку о законах мышления. 3-й этап – поздняя классика (5-1вв. до н.э.). Возникает эллинистическая Ф материализма: течения:1) Родоначальником скептицизма стал Пиррон. Создал истинную философскую систему невозможно, т.к. знания относительны (скептис- сомнения); 2) Эпикуреизм (Эпикур). Сторонник атомизма. Мир материален, развивается по определенным законам и все в нем предсказуемо. Главная задача Ф – создание этики – учения о поведении человека, приводящем к счастью, цель жизни – наслаждения. Стоицизм (Марк Аврелий, Антоний, Сенека). Человек в существующем мире полностью зависит от судьбы. Его задача – выработать систему поведения и нравственности, которая будет определять достойную жизнь человека. На развитие древнерим. Ф оказали большое влияние взгляды философов Др.Гр. Лукреций Кар поддерживал атомистический материализм Эпикура (эпикуреизм). Цель Ф защита человека от страха, который возникает т.к. человек не знает своего положения в мире. Страх может быть побежден просвещение, знанием, Ф, которая покажет, что боги не могут вмешиваться в жизнь человека и загробной жизни не существует. Философом–идеалистом был Плотин – основатель школы неоплатонизма. Придал стройность Ф системе Платона. Окружающий мир – это движение от первоначального божест. бытия через ряд звеньев (ум, мировая душа, души отдельных людей) до небытия или материи, а также обратное движение человеческой души к Богу. Разум побуждает человека к самоорганизации и достижению совершенства.

Философия средневекового общества: ее особенности и основные направления

Средневековая Ф – это Ф феодального общества, которое возникло в результате кризиса рабовладельческого способа производства и возникновения нового, основанного на с/х. Соц-эконом причиной возникновения феодализма было появления городов, промышленности в них, становления Христианства. Формируется новое мировоззрение – теоцентризм (монотеизм): Бог является духовным началом, а не природным; человек опирается на веру в Бога, основная его цель – спасение души. Два этапа Ср.Ф: 1) патристика 7-9 вв. – отстаивала догмы христианской религии против язычества, утверждала несовместимость религиозной веры с античной философией (Тертуллиан, Августин Блаж., Боэций); 2) схоластика 10-15 вв. – обосновывала и систематизировала Христианство, используя идеи Ант.Ф (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Дунс Скот). Особенности Ср.Ф.: 1) теоцентризм – поклонение одному Богу; 2) креационизм – сотворение мира Богом из ничего; 3) проблема веры и знаний – истины В и З противоположны и несопоставимы (истина – откровение Бога – прямое обращение его к человеку) Фома А выдвинул решение этой проблемы: любая истина дается от Бога, поэтому между В и З нет пропасти – гармония религии и науки; 4) противоречия номинализма (материализм), и реализма (идеализм) о том, что представляют собой общие понятия ("универсалии"). Номиналисты (Оккам, Дунс Скот) утверждали, что универсалии это имена вещей и они существуют "после вещей". Некоторые из них полагали, что универсалии это "концепты", понятия людей о вещий крупнейший представитель – Уильям Оккам. Бытие Бога – это предмет религиозной веры, а не философии, которая основывается на доказательствах.только чувственное, наглядное знание может говорить о существовании чего-либо. Задача знания – постижение реально существующего частного, единичного. Общее существует только в уме познающего субъекта. Познание объективного мира основывается на опыте по средствам ощущений. Реалисты (Иоанн Скот, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) считали, что "универсалии" существуют реально, независимо от человеческой мысли и речи. Некоторые признавали универсалии существующие "прежде вещей", другие – "в вещах". Крупнейший представитель – Ф А решил следующий проблемы: *двойственность истины; *проблемы материи – материя не пассивна, она получает импульсы от Бога, поэтому существует как реальность. Материя и форма (движение) едины; *проблема добра и зла – З допускается Богом, чтобы в мире была полная система совершенствования; *мораль – высшая цель человека достижение блаженства, получение истины. Цель жизни человека – познание. Лучшая форма государства для человека – это монархия, т.к. человеку необходима помощь и забота.


Философия Н.А.Бердяева и ее особенности

Бердяев был религиозным философом персоналистом. Бердяев не принимал марксизм, идею диктатуры пролетариата. Считал материализм и атеизм привнесенными в Россию из Зап.Европы, чуждыми миросозерцаниюрусского народа. Считал, что существует 2 мира: 1) низший (физический); 2) высший (божественный), человек нуждается в Боге, а Бог - в человеке. Личность имеет большую ценность, чем общество и государство, она должна защищать свою духовную свободу. Нет ничего страшнее для человека, чем история. Главные вопросы: 1) Судьба человека в истории- совокупность действий мировых сил, эта совокупность порождает историческую действительность; 2) смысл человеческого существования: Смысл человеческого и исторического бытия в том, чтобы человек бал верен себе и имел духовную силу поступать в соответствии с собственными представлениями о добре и зле. Считал, что с развитием научно-технических достижений мир вступает в катастрофический период своего развития, когда научные, технические изменения сопровождаются нравственным отставанием, дегуманизацией человека. Весь процесс бытия - вопрос отношения духа человека к природе. Что касается политического устройства, Бердяев тяготел к радикальным изменениям. Считал, что на смену буржуазному обществу придет новая нечеловеческая культура и мораль (в какой-то мере - предупредительный пророк). Спасение человека видел в его духовности и самосовершенствовании.

Религиозная философия 20 в. и ее особенности

Задача РФ (средство духовного воздействия на широкие массы людей) – укрепление положения религии в мире, при этом некоторые положения включаются в само содержание Ф. Направления: Неотомизм (Веттер) – наиболее влиятельная разновидность католической Ф. Это приспособленное к современным условиям средневекового ученого схоластика Фомы Аквинского. Принцип гармония Веры и Разума. Существует две истины: истина Веры и истины Разума. Они гармоничны и дополняют друг друга. Материя объективна и обладает способностью саморазвития. Материя и форма едины. Вершина познания – теология. Критерий истины –соответствие Знаний и Веры библейским законам (существование бога – это не вера, это знания). Человек – единство души и тела. Тейярдизм – Христианство устарело (отказ от Хр.догм). Задача Ф – модернизация ХР в условиях 20 в., ввести в него данные науки. Мир – это объективная реальность. Материя находится в развитии, порождая жизнь. Эволюция органической материи приводит к Ноосфере (область планеты охваченная разумной человеческой деятельности). Лень и бездействие – зло. Протестантская этика – бог и человек не совместимы. Человек примитивен, не обладает разумом для познания Бога. Чтобы это сделать надо абстрагироваться от государства, общества и заняться самопостижением. Теософия – единство теологии (система верований), философии и науки. Задача – научными методами познать божественную мудрость, сделать ее достоянием личности, обеспечить человеку доступ в рай после смерти. Объединяет буддизм, индуизм и др. направления инд. Ф (Бог един). Экуменизм - …Живая этика (Рерих) – существует 7 ступений совершенства. Задача Ч – пройти по всем ступеням и достич последней ступени слияния с Богом.