Смекни!
smekni.com

Восточная философия (стр. 1 из 3)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово- экономический институт

Филиал в г. Барнауле

Факультет Кафедра

Финансово-кредитный Философии, истории и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Восточная философия»

Барнаул 2010

Содержание

Введение

1. Основные школы и направления древнеиндийской философии

а) брахманизм

б)философия эпического периода

в) неортодоксальные и ортодоксальные школы в древней Индии

2. Основные школы и направления древнекитайской философии

а) конфуцианство

б) даосизм

в) моизм

г) легизм

д) школа сторонников Инь и Ян

Заключение

Практическое задание: объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия

Список использованной литературы

Введение

Первые попытки человека осмыслить окружающий миp- живую и неживую п.pиpоду, космическое п.pостpпанство, наконец, самого себя - относят к тому паpиуду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эpы), когда человек в пpоцессе эволюции, пpежде всего умственной, начал диффеpенциpовать пpиpоду как сpедство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспpинимать животный и pастительный миp, космос как нечто отличное и пpотивостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окpужающем его миpе.

Философская мысль человечества заpождалась в эпоху, когда на смену pодовым отношениям пpиходили пеpвые классовые общества и госудаpства.

Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаpужить в литеpатуpных памятниках Дpевнего Египта, Дpевнего Вавилона. Наиболее дpевней является философия, возникшая в Индии и Китае.

Цель данной pаботы - ознакомление с основными школами и направлениями древнеиндийской и древнекитайской философии, а также попытка разобраться, в чем же пpивлекательность и живучесть этих школ. [1]

1. Основные школы и направления древнеиндийской философии:

брахманизм; философия эпического периода; неортодоксальные и ортодоксальные школы в древней Индии

В истории философии Индии выделяют несколько периодов, деление на которые само по себе достаточно условное. Остановимся прежде всего и главным образом на основных из них, заложивших фундамент всей индийской философии и составивших философскую классику индийской мысли и всей ее культуры, а именно — на ведическом и эпическом периодах.

Веды (написаны на древнеиндийском языке санскрите ) состоят из четырех сборников гимнов (самхит), песнопений, магических заклинаний, молитв и т. п. Каждый из этих сборников (известных обычно как собственно Веды) со временем обрастал различными комментариями и дополнениями ритуального, магического, философского порядка — Брахманами, Араньяками, Упанишадами. Собственно философские воззрения Древней Индии наиболее полное отра­жение получили в Упанишадах. Все ведические тексты считаются священными книгами, они сложились уже к середине I тыс. до н. э. подлинными знатоками и толкователями Вед считались брахманы.

В Упанишадах развивается тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно-следственных связей явлений и т.д.

В качестве первоосновы бытия в Упанишадах выступает Брахман — универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Эта универсальность брахмана достигается через познание им самого себя. Брахман тождественен и вместе с тем противопоставляется атману — индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я».

Вместе с тем брахман и атман тождественны, брахман в индивиде осознает самого себя и тем самым переходит в атман, становится им. В свою очередь на высшем уровне интуитивного «Я», когда субъект и объект слиты воедино, атман сливается с брахманом. Таким образом, перед нами образец диалектического мышления, в частности, утверждение тождества противоположностей: брахмана как высшего объективного начала и атмана как субъективного духовного начала. Идея тождества брахмана и атмана, объекта и субъекта, мировой души и индивидуальной души означает также возможность их взаимного перехода.

Учение о брахмане и атмане является центральным моментом Упанишад, утверждающим тождество бытия отдельного человека со всеобщей сущностью мира.

Поэтому важнейшая задача человека и главная категория Упанишад — освобождение(мокша) его от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. Это освобождение реализуется посредством растворения атмана в брахмане, познания тождества своей индивидуальной души с мировой душой. Таким образом, в философии Упанишад каждый человек — «кузнец» своего счастья, вся его судьба зависит от собственного поведения.

В философии Упанишад человек (в отличие, например, от христианства или ислама) не рассматривается во взаимосвязи с другими людьми или с человечеством, в целом. И сама человеческая жизнь здесь мыслится по-иному. Человек — не «венец творения» бога, он также не обладатель одной единствен­ной жизни. Его жизнь — бесконечная цепь перерождений. Но он имеет возможность разорвать круг сансары, выйти из цепи рождений и достичь высшей цели — освобождения от бытия. Жизнь, следовательно, рассматривается как длительный процесс смены различных жизней и прожить их надо так, чтобы в конечном счете покинуть сансару, т. е. избавиться от жизни. Смысл древнеиндийской философии, и характер мировоззрения индийцев- самосовершенствование.

Огромное влияние Упанишады оказывали на дальнейшее развитие философской мысли Индии. Так, учение о сансаре и карме становится одним из основных для последующего развития всех религиозных и философских направлений Индии. Большое воздействие Упанишады оказали, в частности, на различные философские системы индуизма и буддизма. Их влияние обнаруживается и во взглядах таких крупных мыслителей, как Раммохон Рая, Ганди, Шопенгауэр и др.

Философия эпического периода. Название «эпический период» (от слова «эпос») связано с тем, что в это время «Рамаяна» и «Махабхарата» служат средством выражения героического и божественного в человеческих отношениях. В этот период идеи Упанишад подвергаются большой критике в «Бхагавадгите» (одной из книг «Махабхараты»).

Этот период в развитии индийской философии начинается в VI в. до н. э., когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает свое влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследова­нию, религия — философии. Внутри самой философии появляются различные, в том числе и противоположные и враждующие между собой школы и системы, в которых отразились реальные противоречия того времени.[4]

К основным философским школам относятся:

- ортодоксальные (признававшие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика;

- неортодоксальные: джайнизм, буддизм, школа Чарвака-Локаята.

Древние источники индийской философии- Веды (знание, ведение).

Существовало 6 ведических школ:

- Вайшеника- философская школа, излагающая онтологические идеи: учение о семи реальностях,в том числе и атомах, а также о первоначалах мира: земле, огне, воде и воздухе.

- Веданта- философская основа индуизма. Основное внимание направлено на познание мировой (Брахман) и индивидуальной (Атаман) души.

- Йога- философское учение о духовном и физическом состоянии человека, необходимом для достижение истины. Путь к истине- выработка человеком целого комплекса приёмов для достижения одухотворённого состояния, благоразумия, спокойствия души, здоровья, внутренней сосредоточенности. Йога занимается теоретическими проблемами и практикой просветления ума: этической культурой, дисциплиной тела, регулируемостью дыхания, чувствительности, внимания, сосредоточенности. Главное среди них- поклонение Богу, некому Абсолютному духу.

- Миманса- философская школа, которая изучала процесс познания, утверждает вечность Вед и важность ритуалов.

- Ньяя- преимущественно логическая школа, утверждающая важность логических обоснований, анализирующая аргументы достоверного и недостоверного познания.

- Санкхья- философская школа, рассматривающая многообразие мира на основе двух причин: материальной и духовной.

Эти 6 школ позволяют понять основные, исходные положения школ : Чарвака, буддизма, джайнизма, названных неведическими школами.

Школа Чарвакаориентирована материалистически. Её представители считают основой мира воду, огонь, воздух и землю, которые не зависимы от существования человека. Природа управляется сама собой. Мир, его явления познаются человеком. Но человек в первую очередь должен познать себя, ибо его совершенствование - не только знание норм морали, добра и зла, но и умение их использовать для избавления от страданий, земных страстей, искушений. Поэтому аскетический образ жизни - самосовершенствование, которое позволяет в конечном счёте ощутить свою близость к абсолюту, единение с ним.

Философия Буддизма (6-5 вв. до н.э.). Основатель- индийский принц Сиддхартха Гаутама. Философия буддизма содержит этико- практическую направленность. Её главная проблема- бытие личности.