Смекни!
smekni.com

Сознание, его происхождение и сущность (стр. 1 из 3)

Контрольная работа по дисциплине: ФИЛОСОФИЯ

Тема: «Сознание, его происхождение и сущность»

2009


Содержание

Введение

1. Постановка и решение вопроса об отношении сознания к бытию в идеалистическом и в домарксистском материализме

2. Проблема идеального в философии

Заключение

Список литературы


Введение

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.

Объектом данной работы является сознание, а предметом происхождение и сущность сознания.

Цель работы – изучить сознание, его происхождения и сущность.

Для того, чтобы достичь цель необходимо решить ряд взаимосвязанных задач.

1. Рассмотреть постановку и решение вопроса об отношении сознания к бытию в идеалистическом и в домарксистском материализме.

2. Изучить проблему идеального в философии.

Структура работы состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.


1. Постановка и решение вопроса об отношении сознания к бытию в идеалистическом и в домарксистском материализме

Идеализм подчеркивает, что сознание само по себе по своим внутренним законам развивается и порождает материю. Впервые в плоскость четкого деления, что первично, а что вторично, материя или сознание вопрос поставил Платон.

Платон (427-347 гг.): «Мир идей – есть подлинная реальность, а мир вещей – есть только тень мира идей».

Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира, и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Рассмотрим определение сознания, данное А. Т. Спиркиным. Под сознанием, по А. Т. Спиркину, понимается способность идеального (психического) отражения действительности превратить объективное содержание предмета в субъективный образ душевной жизни человека. Основное в таком понимании сознания сосредотачивается на противопоставлении материального и идеального[1]2. Под идеальным понимается «материальное», только пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Этим самым подчеркивается, что образ материального в сознании не содержит ничего материального отображаемой материальной действительности. Это своего рода функциональное свойство мозга общественного человека, сущность которого заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся в речевой (или вообще в символической) форме активном отражении и конструировании внешнего мира и самого себя. Сознание не только имеет возможность адекватно оценивать действительность, но и субъективно, благодаря своему внутреннему эмоциональному миру. Идеальное обладает субъективной реальностью, но воспроизводить или воспринимать действительность оно может и реально, и искаженно, иллюзорно, ошибочно. Идеальность сознания отмечает субъективность образа по форме, оно может быть отражением непосредственным и опосредованным, конкретным и обобщенным. При этом учитывается, что идеальное - это не только то, что свойственно общественному человеку, но и всему человечеству.

Структура сознания в гносеологическом плане хорошо проработана А. В. Ивановым. Автор представил сознание в виде поля, разделенного на части. Сектор (I) является сферой телесно - перцептивных способностей и полученных на их основе знаний. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человека получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и его взаимоотношениях с другими телами. Сектор (II) соотносится с логико-понятийной компонентой сознания, с помощью мышления человек выходит за пределы чувственно данного в ощущениях и переходит в сущностные уровни предметов и явлений. Это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Сектор (III) связан с эмоциональной компонентой сознания. Эта сфера не имеет непосредственной связи с внешним предметным миром, в ней сосредотачиваются личностные переживания, воспоминания, предчувствия, с которыми сталкивался, сталкивается и будет сталкиваться живущий человек.

Последним центральным сектором является сектор (IY). Он соотносится с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой сознания. Здесь ускорены высшие мотивы деятельности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивном бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т. е. не истина как форма согласования мысли с предметной деятельностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами. 3 и 4 сектора образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную в самом широком смысле) составляющую нашего сознания, где в качестве познания выступает собственное «я», другие «я» и результаты гуманитарно-символической деятельности. Левая половинка сознания образуется I и II секторами (это характерно для правшей), которые образуют внешне познавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания. Целью этой сферы выступает истина.1

Проблема сознания, включая в себя представление о его составе, тесно связана с вопросом о самосознании. Можно столкнуться с позицией, согласно которой существует сознание, а за его рамками - самосознание. Большинство философов не согласны с таким утверждением и считают очевидным факт существования самосознания в пределах самого сознания. Самосознание дает возможность субъекту брать предметом своего анализа самого себя: свои мысли, чувства, действия, положение в коллективе, обществе. Самопознание ведет к самооценке. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к представляемым жизнью требованиям, умение ставить реальные цели, строго оценивать течение своей мысли и др. Верная оценка поддерживает достоинства человека, помогает устранить недостатки. Самосознание невозможно без социального фактора, без коммуникаций.2


2. Проблема идеального в философии

Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание.

Материя и сознание противостоят друг другу, эта противоположность материи и сознания не абсолютна, а относительна. В.И. Ленин писал, что данная противоположность «имеет абсолютное значение только в пределах ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса, вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна»[2].

Прежде чем рассматривать сознание как субъективно отраженное бытие, проанализируем, что представляет собой субъективно-идеалистическое направление. Идеализм - философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом. Идеализм рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точки зрения (Телеология). Марксизм-ленинизм все разновидности идеализма подразделяет на две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно, Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного идеализма; с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного идеализма. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство). Классической формой объективного идеализма была философия Платона. Особенность объективного идеализма Платона, свойственная древнему идеализму, вообще - тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале н. э., в эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом.