Смекни!
smekni.com

Н.А. Бердяев о происхождении зла и смысле истории (стр. 1 из 2)

Кафедра «Философии и основ культуры»

Итоговая гуманитарная работа по философии

на тему

Н.А. Бердяев о происхождении зла и смысле истории

Выполнила:

Студентка группы АМ-11

Дневной формы обучения

Тарасенко Ю.А.

Москва

2007 год


Оглавление

Введение

О происхождение зла и грехе. О троичности Божества

Об истории мира до Христа. О Ветхом Завете и язычестве

Христос и Новый Завет

О христианской истории и историческом христианстве

О третьем Завете и его связи со смыслом истории

О страдании и ответственности

Заключение

Список литературы


Введение

«Происхождение зла и смысл истории» - V-ая глава второй части книги Николая Александровича Бердяева «Философия свободы». Глава состоит из 7 разделов, в которых постепенно даются ответы на вопросы данной темы.

Тема сложная и требует детального разбора. На протяжении всей главы описывается связь зла и истории. По Бердяеву, это основные понятия, они неотделимы друг от друга, так как цель истории – достигнуть конца, конец же возможен лишь уничтожив зло.

Из этой главы я выделила следующие основные пункты, которые вкратце описывают ее содержание:

- Вера человека. Ее понимание. Основные заблуждения веры.

- Развитие религиозной истории в различные исторические эпохи.

- Отношение различных религий к смыслу истории.

- Прогресс, его историческая ценность.

- Зло и борьба с ним. Понимание зла.

И это только некоторые вопросы, рассматриваемые Бердяевым. Он затрагивает также ряд более мелких проблем.

Своей книгой Бердяев пытается помочь людям выбрать правильное направление, которое нужно для достижения нужной ступени религиозного развития. Он приводит хорошие примеры. Однако чтобы понять написанное, необходимо прочитать все, с самого начала до конца.

Моя работа состоит из введения, основной части и заключения. В основной части я кратко разбираю каждый раздел главы, выделяя основные мысли. Ниже приведены цитаты, которые наиболее точно, на мой взгляд, отражают данный вопрос. В заключение привожу сделанные мной выводы.


О происхождение зла и грехе. О троичности Божества

Человек в данное время проживает в «психологической» эпохе, эпохе субъективизма, замкнутого индивидуализма замкнуто и не связанно с каким-либо абсолютным центром. Главная идея каждого «прогресс и идущий в конце прогресса земной рай». Человек не стремиться проникнуть в глубину вечности, завоевать вечную жизнь. Продолжение жизни каждый видит в продолжении рода, в появлении новых поколений, он хочет победить смерть рождением. Человек стремиться достичь вечного в своей смерти, однако живого после нее нет.

Человечество потеряло «смысл жизни», оно просто живет. Человечество говорит, что в его появлении нет ничего божественного, оно было создано из пепла, поэтому оно должно стремиться к Высшему, его ждет «земное могущество». А наука, на которую опирается человек? Наука говорит правду о «природе», объясняет некоторые закономерности, но ничего не знает о происхождении, о так называемом порядке природы. «Человек теряет сознание и ощущение смысла жизни, он ищет просто жизни и умирает»[1].

Человек постепенно теряет правильное направление. Он теряет различие между «бытием и призраком». Он ищет смысл не в реальном, а в иллюзорном. И когда все же он освобождается от природного и социального объективизма в нем остается пустота, которую нужно заполнить, а настоящей веры нет. Он сам придумывает себе богов, строит бытие из себя.

При осмыслении становления веры, возникает вопрос смысла мировой истории. А понять смысл истории - это значит, оправдать Бога в существовании зла, с которого началась история. «История лишь в том случае имеет смысл, если будет конец истории»[2]. Бердяев выдвигает такую мысль: что когда-то вне времени во вселенной было совершено некое преступление, в котором участвовали все. И лишь как искупление можно понять смысл истории.

Мы возлагаем на творца ответственность за зло на земле. А это есть величайшее заблуждение, которое мешает достичь нужного уровня духовного развития. Человек хочет получить все богатства жизни сразу, думая, что во всем виновато первоначальное грехопадение, а он тут совсем не причем. А все хорошее надо заслужить. Он должен сам признать себя «виновником своей судьбы, ответственным за зло». Вот когда человек освободиться от внутреннего зла, тогда он станет частью божественной гармонии.

По Бердяеву Божество – есть бытие, а зло – это небытие. При этом эти два понятия не сопоставимы друг с другом, их нельзя сравнивать и сопоставлять. Зло находится вне сферы бытия, рождается из небытия и в небытие возвращается. Плоть, по Бердяеву, так же как и душа имеет божественное первоначало и она подвержена тлению и смерти.

Положительная сторона творения в том, что людям дана свобода. Многим кажется, что Богу следовало бы создать мир без предрасположенности к злу, чтобы зла не было, и оно не могло появиться.

Об истории мира до Христа. О Ветхом Завете и язычестве

«Отпавший» от Бога, все же сохраняет с ним связь, хотя и поврежденную. Человек постепенно возвращается к Богу, хоть и не прямым путем. Это возвращение есть процесс истории, «он есть подготовление к концу, в котором должно быть восстановлено творение в своей идее, в своем смысле, освобождено и очищено человечество, и мир для последнего выбора между добром и злом»[3].

Смысл дохристианской истории – подготовить человечество к приходу Христа (Ветхий Завет, пророки, язычество и т.д.). В этой главе Бердяев рассказывает, как повлияли различные религии и философии дохристианского времени на духовное сознание людей, каким образом они подготовили человечество к приходу Христа. Почему же эти религии были лишь предысторией? А потому, что не было у них идеи прогресса, смысла исторического развития. Но все религии с разных концов шли к одному. Они были национальными и ограниченными, а станут одной вселенской религией с приходом Христа. С этого момента и начинается всемирная история человечества.

Христос и Новый Завет

Христос был дан миру как смысл. Он был дан для перехода человека на новую ступень. Ветхий Завет был приготовлением к приходу Христа, подготовлением к принятию человеком «религии любви и свободы», уже не религии «жертвы и закона» как ранее.

Христос это было что-то новое для людей. Раньше Бог общался с нами через кого-то, т.е. через избранных, а Христос стал воплощением самого Бога. Никогда люди не были так приближены к Богу.

Люди долго не могли понять: почему же Сын Божий, такой сильный и всемогущий позволил так себя уничтожить и растоптать, быть таким смирным и покорным. Все думали, что его приход должен ознаменоваться всеобщим сплочением, всеобщей благодатью, что это должен быть сильный и славный Человек. А человек должен увидеть божественную власть в кажущемся бессилии и беспомощности. «Христос хотел свободной любви человека и поэтому не мог запугивать его своим могуществом, насиловать своей властью»[4].

Почему многим тяжело верить? Потому, что они постоянно ожидают чуда и не видят его. А оно незримо, а глобального чуда человечество не заслужило. Вот это вечное ожидание, а не стремление поверить есть большой соблазн.

Самый главный вывод, который сделал Бердяев, в этой главе: «Христос – центр истории, смысл истории; история шла к Нему и идет от Него»[5].

О христианской истории и историческом христианстве

В этой главе Бердяев говорит о том, что самый переворотный момент в истории был, когда на землю «пришел» Христос. И Он есть величайшая проблема и тайна, на которые нужно обратить внимание при изучении истории. «Самые позитивные историки знают, что после Христа ось мировой истории изменила свое направление»[6]. После этого момента, по мнению Бердяева, история приобретает другой смысл, теперь главным смыслом жизни человечества стало избежание греха, жажда спасения.

Далее в этой главе Бердяев анализирует развитие христианской истории в разные эпохи. Он акцентирует свое внимание на Средних веках. «Эта самая загадочная и чарующая эпоха мировой истории, полная антитезисов и противоречий. Средние века не есть эпоха варварства и тьмы, это эпоха великого напряжения духа, великого томления по абсолютному, неустанной работы мысли, это эпоха культурная и творческая»[7]. В средневековье принижалось все земное, и возвышалось небесное. Здесь человеческая жизнь была превращена в теократию, человеческая душа была покорна. Хотя в это время было много грубости и жестокости, и вся земля оставалась языческой, средние века были устремлены к небу. Эта эпоха воплотила в себе смесь язычества и христианства, причем первое миновало безвозвратно, а второе до сих пор притягивает нас своим совершенством. По мнению Бердяева, философия будущего связана непосредственно с философией средневековья, а не с новейшей, новая общественность - с теократией.

Причина, по которым идеалы средних веков не удались в том, что люди еще не были готовы к ним, христианская религия еще не была полным откровением. Люди признавали только личное небесное спасение, они еще не думали о соборном спасении.

Дальше, в этой главе Бердяев анализирует отношение к христианству католической и православной религий. Он не на одной из сторон, но все же отдает предпочтение православным. Он видит, что там захоронено что-то подлинное божественное. Я приведу точку зрения Бердяева на эти две религии в виде таблицы.

Католическая религия Православная религия
Антропологична (много человеческого)Папоцезаризм (ложная теократия)Папа-заместитель Христа возвышение человеческой стихии, в лице служителей церкви, и принижение простых мирянХристос не был принят внутрь, он оставался чисто внешнимСуществование Церкви Царепапизм (обоготворяли царя)Нет антропологии (мало человеческого)Истребляется идея ЦерквиЕсть зачатки подлинно божественного

Как мы видим, положительного тут мало. Тут нет пунктов, по которым бы можно было бы построить истинную христианскую веру. Поэтому для развития истории нужно было что-то менять.